Виноваты крашенные полы

Виктор Зиновьев
ВИНОВАТЫ  КРАШЕННЫЕ ПОЛЫ.
Дело было незадолго до отмены крепостного права в России. Одно из небольших сёл с крепостными крестьянами принадлежало помещику. Кроме барщины и оброка, крестьяне выполняли и целый ряд других повинностей. Спокойствие в селе поддерживала церковь. Во дворе и в доме помещика трудилась челядь. А челядью распоряжался управляющий. Люди называли помещика барином, а его жену барыней. Помещик был неприжимистым. Он рассуждал – чем богаче крепостные крестьяне, тем больше оброка можно брать с них. Никто не помнит, чтобы барин применял против крестьян плеть. Барыня не зазнавалась и часто общалась с крепостными крестьянками. Вместе ходили в церковь. От них она многое узнавала.
А когда возвращалась домой, то всё новости сообщала мужу.
А для детей крепостных крестьян барыня по большим праздникам
вместе со священником устраивала увеселительные мероприятия и иногда дарила детям подарки. За это её уважали.
     Всё было бы хорошо, если бы не одно горе - шесть лет живёт чета помещиков, а детей своих нет.
И виноват в этом  барин. Он лечился за границей, да толку никакого. И об этом знало всё село. Последний раз барин приехал из курорта Баден-Баден с печальной вестью – наследников у него не будет. У барыни полились слёзы.  Ей очень хотелось иметь ребёнка: «Что ж это такое?-сказала она?  Живём, живём, всё у нас есть, а без наследников. Кому это всё достанется? И кто на старости будет рядом с нами? К кому мы приклоним свои старые головы?»
 Барин стал успокаивать жену. Он
 предложил взять из дома малютки ребёнка. Но барыня ни в какую – «Не хочу чужой крови. Кто знает, кто из ребёнка вырастет - вор или гулящая. Своя кровь должна тут быть». И она спросила мужа, любит ли он её. Барин очень любил супругу. И тогда она сказала: «Я хочу родить наследника от крепкого и без дурных привычек мужчины. Это и будет наш наследник, моя кровь». Муж согласился, сказав: «Я надеюсь на твоё благоразумие». И барыня стала загибать пальцы, считая своих знакомых мужчин. Все имели недостатки. На это ушло три дня. Барыня не ходила с крестьянками. За это время накопились сельские новости.
Барыня с той же группой крестьян шла в церковь. Новостей было много, и группа остановилась, чтобы дослушать все новости. В это время с ними поравнялась пара – мужчина и женщина. Эта пара поклонилась барыне в ноги и пожелала крепкого здоровья и долгих лет жизни. Барыня глянула на мужчину и у неё по телу пробежала дрожь.
Кто это, - спросила она у крестьянок?
Те сказали: «Это Яков Кротов. Его родители угорели восемь лет назад. Ему от родителей досталась изба-развалюха, а он её перестроил своими руками. Женился на самой красивой девушке в селе. У него уже растут два крепыша-малыша, погодки. Барыня заметила этого мужчину. Он ей понравился. И она стала думать, как приблизить его к себе. И пригласила его детей на Новогоднюю ёлку, которую она устраивала для крепостных детей. Ей понравились мальчики. Смотрела она на них и думала: «Мне бы такого сыночка родить. Какое  было бы счастье». Она старалась узнать о Якове больше сведений.  Вот она и положила глаз на него. В это время барин высказал неудовлетворение старым управляющим. Пора менять, - сказал он.- Но кем? И у барыни мелькнула мысль о Якове Кротове и возник план. Она пошла к священнику и поделилась мыслью о том, что хочет старого управляющего сменить новым. И сказала, что крестьяне очень хорошо отзываются о Якове Кротове. И заметила, что священник лучше всех знает своих прихожан. Спросила мнение священника. Он сказал, что прихожанин Кротов очень верующий, работящий, без дурных привычек.  Горелки в рот не берёт и сатанинского зелья не курит, и помогает церкви. И что он будет хорошим управляющим.
Барыня чуть ли не на крыльях летела домой и рассказала о своём намерении мужу, сказав, что хотела бы заменить очень старого управляющего Яковом Кротовым. Священник о нём очень хорошо отозвался. Барин согласился с мнением священника. Барыня старика-управляющего освободила от обязанностей, а Якова Кротова поставила на его место.
   Прошло несколько месяцев, барыня убедилась, что этот мужик именно тот, от которого стоит родить наследника. Посоветовалась с мужем. Согласится ли Яков на это? Тот сказал, что надо заинтересовать Якова. Он обещал ему за сына лучшего коня. А если дочь, то хорошую корову. Но если он проболтается, то отрежет ему язык. Так и решили.
   Поехал барин тройкой в город. Барыня пригласила в дом Якова. Сначала она расхвалила его как делового управляющего. Затем очень хорошо отозвалась о сыночках Якова. И, наконец, сказала, что хотела бы иметь и себе такого сыночка. И ему объяснила, что от него требуется. Иметь коня или корову – это же богатство! И Яков согласился. А держать язык за зубами он умеет. Он попросил барыню только об одном – совершить это дело на полу. Он сказал, что именно так зачала ему сыновей супруга. Барыня так хотела ребёнка, что на всё была согласна. Она достала из сундука большую  шаль  и расстелила её на недавно покрашенном полу.
А банщица как раз искала зачем-то управляющего. Не нашла. Но ей сказал кто-то из челядцев, что его вызвала барыня. Тревожить барыню не решилась. Стала ждать. Примерно через час вышел Яков. Весь красный, как варёный рак. За что же это его барыня так ругала? – подумала банщица. И тут у неё мелькнула мысль: «А может?...  Да нет – не может быть. Как-никак Яков крепостной , а она барыня… Наверное отругала – потому и красный».  Но через несколько секунд её вызвала барыня и велела быстро приготовить баньку. Тут-то и задумалась банщица: «Никогда в средине дня барыня не требовала баньку. Только вечером требовала. Это усилило подозрение банщицы. Но она спрятала в глубине сознания эти догадки. Боялась оказаться в свинарнике… Прошло более трёх  месяцев и купальщица барыни заметила увеличивающийся у барыни живот. И она сказала барыне, что та, дескать, полнеть стала. Но барыня с гордостью заявила, что ждёт ребёнка.. Шила – как известно – в мешке не утаишь. Так и  узнали в селе эту тайну. И все челядцы не сомневались, что это дело Якова. От неё-то и пошли слухи по селу. Начались суды-пересуды.
Всем было интересно от кого будет дитя. Барин не способен. Барыня никуда не уезжала почти год. Священник очень стар. Значит, - кто? Конечно, тут без Якова не обошлось… Дошли слухи и до  жены Якова, Татьяны.. Она решила вызнать тайну у мужа. Тот сказал, что знает эту тайну, но если он скажет правду, то ему грозили отрезать язык. «Нужен ли тебе муж без языка?» - спросил Яков. Жена клялась Христом-богом  Якову - никому ни слова. И он сообщил ей подробности. Жена обрадовалась богатству, которое должно было прийти в их дом. И даже похвалила мужа.
Пришло время барыне рожать. Всё село ждало результата.  Будет ли ребёнок похож на Якова? И все были уже уверены, что это его «работа».
Бабка-повитуха приняла роды, поздравила барина с двойней.. Она верила в то, что бог послал силы и способность барину зачать потомство. Она же посоветовала барину сытно угостить всю челядь, чтобы приплод был крепким и здоровым. Барин так и сделал. А Якова вознаградил особо.
Идёт Яков  по селу и ведёт под узду коня, а в другой руке на верёвке ведёт корову.  Все стали вслух хвалить Якова – МОЛОДЁЦ! То, что барыня родила двойню, не надо было объяснять.
А Яков теперь ездил в имение верхом на заработанном коне. Вслед по-прежнему неслись слова «Молодец». И Яков немножко возгордился. Однажды его встретила женщина, которая в молодости дружила с Яковом и сказала: «Ты, Яков, знаешь, что я тебя любила и хотела стать тебе женой и родить тебе сына-богатыря. Но ты взял Татьяну. Она родила тебе двух сыночков. Но ты умудрился и барыне сделать двойню. Молодец! И Яков не удержался и прихвастнул: «Да какой там молодец? Если бы у барыни не скользили покрашенные полы, то я бы и овечек прихватил".  Завистники донесли это барыне. Она призвала Якова и сказала: «Что, Яша, возгордился? Прихвастнул? Овечек захотел? Моли бога и царя, что отменили  крепостное право, а не то, лишился бы ты языка». «Что не сдержался, - сказал Яков, - это факт.  Прости, барыня. Но о скользких полах сказал правду. Моя Татьяна зачала сыночков на непокрашенных полах»
Да к тому же, ты, барыня, первой в нашем селе родила двойню. Как мне этим не гордиться? И от кого? – От Якова Кротова! И барыня заметила: «Ладно, бог тебе судья. Но при всём при том я благодарна тебе за детей. Будешь и овечек иметь. Придёт время - поедете вместе с женой с нами в церковь крестить детей. Ты будешь им крёстным отцом, а твоя жена Татьяна крёстной матерью.»
Вот такие мужики на Руси…