6. Классификация рифм, схемы рифмовки, звукопись

Семинар Юрия Петровича
                Читатели мои дорогие!

        Для пользы дела я извлёк из "Нескучной Азбуки Стихосложения" то,
            о чём я ни на секунду не пожалею и ни слова не изменю.               

                Глава 1. Схемы рифмовки.

    В этой главе я, возможно, почти ничего не скажу нового. Просто дам некоторые основные известные всем сведения и правила хорошего тона, без которых глава о классификации рифм может быть не понятна.

                6.1 Рифма попарная (АА)

    Самая простая рифма. Детсадовская. Ещё её называют интуитивной. Строки рифмуются попарно. Детский ум не может ждать рифмы через строчку. Ему надо всё и сразу. Четверостишие при этом выглядит ААББ. Частный случай – рифмуются все четыре строчки АААА. Но это уже более сложно. Надо найти четыре разные рифмы, а это уже не для детсада. Да и рифмы все, включая «детсадовские» должны быть точными. Слишком близко строки рифмующиеся стоят.

     Пример:
         А.С. Пушкин

         «Три девицы под окном
          Пряли поздно вечерком»

                6.2 Рифма перекрёстная (АБАБ).

     Строчки рифмуются через одну. 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой. Нетрудно догадаться, что рифма 1-3 может быть более слабой, а рифма 2-4 должна быть безупречной. Конец - всему делу венец.

        А.С. Пушкин:

        «Мой дядя самых честных правил,
         Когда не в шутку занемог
         Он уважать себя заставил
         И лучше выдумать не мог»

     6.2.1.  Возможен вариант с отсутствием рифмы 1-3. Я лично считаю это полной безграмотностью, примитивом, уголовщиной. Таких стихов не читаю и не рецензирую.

       «У меня глаза северных цветов
        И мне не нужны тропические страны
        Я всегда с тобой рядышком была  (????)Однако!
        Просто ты уехал слишком рано»

                Е.Ваенга

                6.3 Рифма Опоясывающая (АББА).

      Первая рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. Тут послабее может быть рифма 1-4 (пока дойдёшь до конца, забудешь, что в начале) и очень точной рифма 2-3 (строки рядом).

                А.С. Пушкин:

                «Какое низкое коварство
                Полуживого забавлять,
                Ему подушки поправлять,
                Вздыхая подносить лекарства»

    И очень хочется поблагодарить А.С Пушкина за создание, так называемой, «онегинской строфы», где объединены все вышеперечисленные рифмовки русской традиции на тот момент существовавшие:

                АБАБ  ВВГГ  ДЕЕД  ЖЖ

   Перекрёстная, попарная, опоясывающая и две попарно срифмованные строчки.

   Кстати, мне кажется, что Александр Сергеевич взял за основу свей строфы классический английский сонет. Те же 14 строк, то же двустишие на конце. Но тут сходство и кончается, потому что у Пушкина кроме АБАБа ещё и опоясывающая рифма АББА введена и попарная ААББ, а главное ямб у него четырёхстопный, а не пятистопный как в английском сонете, что придаёт динамику и скорость, столь милую русскому сердцу.

                6.4 Рифма нетипичная (АААХ).

    Несколько особняком стоит нарочитая нерифмовка четвёртой строки. Последняя строка ни с чем не рифмуется, но несёт в себе настолько глубокий вывод из первых трёх строк или антитезу к ним, что «закачаешься». Но это уже возможно, только если художественно оправданно, и под правила не подпадает. Зависит от художественного вкуса и т.д.

               Какой же это случай дикий
               И одноврЕменно великий,
               Как будто Будда многоликий,
               Нас навсегда с тобою свёл.

      Возможно не самый удачный пример, но если кто-то предложит другой, с удовольствием заменю. Если Вы заметили, я с удовольствием вставляю примеры из авторов Стихиры.

                6.5 Другая нетипичная рифма (ААХА)

       Здесь ни с чем не рифмуется третья строка.

     Бездомный пудель ласки ищет и найдёт.
     Котёнок робкий, за углом спасенья ждёт.
     Тепло, любовь и кобылицу укротят.
     Волчица только в сеть добра не попадёт.

     Здесь, при условии наличия трёх рифм, мы не замечаем нерифмовку этой третьей строки.

                6.6 Пятистишие (АБААБ)

     В этой структуре три рифмы А и две рифмы Б. Две рифмы А на месте одной создают нагнетание какой-то мысли.
               
             Пример:

                Смешав в душе былое с настоящим
                Я не смогу не воссоздать строку.
                И среди всей глухой бездарной чащи
                Найду осколок искры настоящей
                И сам костёр до неба разожгу.

     Некоторые, правда, злоупотребляют этим "нагнетанием" и пытаются превратить свою пятистишие в шестистишие АБАААБ. Но это уже чересчур, мне кажется. Позднее приведу пример. Но встречался мне такой. Я осудил автора. Был не понят.
    
                6.7 Шестистишие (ааБввБ)

     Я категорически не согласен с тем определением, что это два терцета (трёхстишия), потому что рифмовка в шестистишии в любом случае проходит через 6 строк и делить их на два терцета, особенно во французском сонете, – глупо. Итак, шестистишие рифмуется так: ААБВВБ. 1-ая и 2-ая, 4-я и 5-я попарно. З-я и 6-я между собой. Очевидно, что это целостный организм.

                «И лишь сомненья душу бередят,
                Они нас тянут в прошлое, назад
                Туда, где были полны страстью пылкой
                Сердца и бились чётко в унисон
                И прямо к счастью, это был не сон,
                Мы шли, и это не было ошибкой.»

      А уж в итальянском сонете и подавно: аБа БаБ.
Тут шестистишие напоминает собой две зацикленные терцины. Рифма через строчку, причём они как бы зеркально отражают друг друга. Но если это шестистишие - ничто не мешает нам объединить два терцета в шестистишие: АБАБАБ. Надо найти две тройки разных рифмующихся слов – непростая задача.

           «Непросто говорить бывает правду,
            Сыграть бы я, конечно, всё могла -
            Кокетливо напеть весны балладу,

            Но если сердце ранила стрела,
            Поверь, нельзя изобразить браваду,
            Когда звонят души колокола...»

       В песенной поэзии очень распространён ещё один вариант шестистишия ААБВВБ с удлиненной  вдвое 3-ей и 6-ой строками:

        Ушло тепло с полей,
           о1 о1 о1          (3 стопы)
        И стаю журавлей
           +1 о0 о1          (3 стопы)
        Ведёт вожак в заморский край зелёный.
           о1 о1 о1 о1 о1 о   (5 стоп)
        Летит печально клин,
           о1 о1 о1          (3 стопы)       
        И весел лишь один,
           +1 о1 о1           (3 стопы)
        Один какой-то журавлёнок несмышленый.
           о1 о1 о0 о1 о0 о1 о (6 стоп)

                Константин Ваншенкин

     Я никогда не пробовал читать это как стихи. Боюсь, что это и для Вас будет непросто. Стихи накрепко с музыкой срослись.

                6.8.1 Восьмистишие.
 
      И, наконец, восьмистишие 1-го вида с четырьмя парами рифм АБВДАБВД. Это -  высший пилотаж, мне кажется. А вам?

                Пример:

                «Летний вечер был тих…
                Навсегда я прощался с тобою,
                И несказанных слов
                Закипали потоки в душе.
                Солнца радужный лик
                Догорал над высокой сосною,
                И не верилось, что
                Нам не свидеться больше уже.»

       Если не вчитываться, а слушать, то рифмы можно вообще не заметить. А вот её отсутствие может очень напрячь.

       И не менее интересный пример на три рифмы АААБВВВБ. Развёрнутый случай французского шестистишия (потому что из французского сонета произошёл). Думаю, тут комментарии излишни.
При желании такой вариант рифмовки можно трактовать как разновидность пункта 6.4 (АААХ), однако пара таких четверостиший, когда Х между собой зарифмовывается, даёт нам АААХБББХ -предыдущую структуру.

                Пример:

         «Нам портовые власти
          Рвали парус и снасти,
          Всё сулили  напасти
          Да ломали компАс,
            Но и в тёмные годы
            За глотками свободы
            Мы в запретные воды
            Заходили не раз»

                Игорь Михалёв

        ещё более изощрённый вариант. Шесть (!!!!) разных рифм в одном восьмистишии АААБАААБ

             В этом марте метели
             Над землёю летели,
             И морозы скрипели,
             Что под стать февралю.
                Что такое капели
                Позабыть мы успели
                И сказать не посмели
                Даже слова «Люблю!».

       Все остальные варианты рифмовок могут быть представлены, как авторские, или комбинации уже известных.

       И чтобы не быть голословным, привожу очень интересную схему, применённую Адой Якушевой. Не зря эта песня была так популярна в своё время. Да и сейчас не забывается:

       Ты - моё дыхание!    (А)
       Утро моё ты раннее!  (А)
       Ты - и солнце жгучее,  (Б)
       И дожди!             (В)
          Всю себя измучаю     (Б)
          Стану я самой лучшею (Б)
          По такому случаю     (Б)
          Ты подожди!          (В)

     ААБ В БББ В -  Ну, как вам такая рифмовочка? При коротких строчках. Рифма Б - 4 раза. И все рифмы чистые и мастерские (но об этом ниже). Учитесь, студенты!!!!

               
                Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ

     Теперь, когда мы почти всё узнали о схемах рифмовки, пришла пора поговорить о собственно РИФМЕ.

     Не могу сказать, что рифма есть наиглавнейшее в стихе. Существует ведь и белый стих - вообще без рифм. Но если человек пишет в рифму, то есть стих в классическом понимании, он должен понимать роль рифмы в нём. Поэтому я не буду останавливаться на плохих примерах рифм. И с  банальными рифмами можно написать прекрасные стихи, и с виртуозными – стихи ни о чём. Фамилию поэта «короля рифмы» в 19 веке сегодня никто уже и не вспомнит, ибо поэзия это не только форма, но содержание и способ подачи – образность, метафоричность и т. д.

      Иллюстрирую вышеизложенное экспромтом Людмилы Козловой:

              Поэт известный написал стихи.
              Они, конечно, были не плохи:
              в них рифма очень чёткою была,
              и форма красотой не подвела,
              и ударенье правильно стояло, -
              в них было все! -
                Души лишь не хватало.

      По-моему, исчерпывающе сказано...

      Как Вам кажется?

      И вот, после короткого вступления, обозначившего мои позиции в этом вопросе, перехожу к градации рифм по степени интереса и ценности. В порядке убывания мастерства и ценности, конечно.

      Это лично моя классификация, но, надеюсь, многие со мной согласятся.А кто-то и добавит что-то ценное от себя. Обещаю внимательно рассмотреть и включить, по возможности, в текст.

      1. В ы с ш и й     п и л о т а ж.  С о с т а в н а я    р и ф м а. А в т о р с к а я.

      Это когда рифмуются не только концы слов, но слова целиком и даже несколько слов одновременно. Примеры:

«душу РАДУЯ – виноГРАДУ Я»
"ЖЕНЩИНА – ВЕЩЬ ТВОЯ"
"и не знАли-то – чем-то зАнятой" (тут рифма ещё и дактилическая - два последних слога безударны)
«ЮБИЛЕИ – ВСЁ БЕЛЕЕ»
"НА СТОЛ - НАСТОЙ"
"СЛАБА – СО ЛБА"
"ПОСТАРЕВШАЯ – НАД СКВОРЕШНЕЮ"
«СКАТЫ КРЫШ – отРАДЫ ЛИШЬ»
"ЗНАМЯ – С НАМИ"
"ПОКЛАЖА - облаКО ДАЖЕ"
«ПАРУСАМ – ПО ЛЕСАМ»
«МЕЛОДИЯ - И ВРОДЕ Я»
"до души ли? - додушили"

     Ещё такая рифма называется АВТОРСКОЙ, ибо это как стих в стихе, и использовать её вторично тоже может считаться плагиатом по большому счёту. Это рифма индивидуальная. Она характерна для больших художников.

                2. М А с т е р с к а я рифма.

      Рифмуются слова, полностью похожие друг на друга. Созвучные на всём протяжении, как правило, с одинаковым количеством слогов и одинаковыми гласными.
(В общем-то, составная рифма  - частный случай этой рифмы - назовём её ассонансной (ассонанс - созвучие), потому что отличие лишь в том, что в первом случае рифмующееся звуковое сочетание состоит из двух и более слов, но фонетическая идея та же, и неизвестно ещё, что сложнее, однако рифмы этого вида заимствовать не грешно. Они не имеют индивидуальной окраски, какую имеют составные авторские рифмы). Примеры:
 
"Скользя-нельзя"
"дали - видали"
"помешан - поменьше"
"эти - дети"
"это - лето"
"туго - друга"
"газели - глазели"
"лепете - верите"

                3. О т л и ч н а я    р и ф м а.

           Рифма простая, но когда рифмуются разные части речи. (Понятно, что при составной рифме, как правило, рифмуются разные части речи).

«на пляже – даже»
«морЯ – горЯ»
«Париж – говоришь»
"шкаф - прав"
"стогА - дорогА"
"туго - друга"

                4. Х о р о ш а я     р и ф м а.   

      Рифмуются одинаковые части речи, но в разных формах и наклонениях:

«по столу – юлу»
"дорога - от порога"
"разлуки (род. падеж) - звуки (мн. число)"

                5. Н о р м а л ь н а я    р и ф м а.

        Рифмуются существительное с существительным.

«гном – дом»
«Город-ворот»

                6. С л а б а я    р и ф м а.
 
        Рифмуются глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, местоимение с местоимением, прилагательное с прилагательным. Вы спросите, почему существительное с существительным не слабая рифма, а нормальная? А дело всё в том, что глаголы и прилагательные не блещут разнообразием окончаний и эти рифмующиеся части речи очень похожи друг на друга по форме, а рифму и искать не надо – сама на слуху.

«кричать-мычать»
«горя-говоря»
«тебе-себе»
«восхитительный-отвратительный»

     И вот за именно ГЛАГОЛЬНУЮ РИФМУ заступилась всё та же Людмила Козлова, давняя читательница-почитательница моего семинара.

     Вот её эксп на эту тему:

Мне сказали с улыбкой презрительной,
что глагол рифмовать — унизительно.

Как же нам без глаголов ЛЮБИТЬ,
ЦЕЛОВАТЬСЯ,
              СМЕЯТЬСЯ
                И ЖИТЬ?

Так что не всякая ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА плоха и слаба. Не надо понимать буквально мои рекомендации. Будьте гибче. Но будьте готовы защитить свои стихи от лобовых нападок критиков, которым дорога БУКВА, но не дорог ДУХ стиха.


             7. О ч е н ь   с л а б а я   р и ф м а.

       Рифмуются фактически одни и те же слова. Назовём эти рифмы полутавтологическими (в отличие от тавтологических, где рифмуется одно и то же слово само с собой, но такую роскошь могут себе позволить только очень большие художники слова, не рискуя быть обвинёнными в примитивизме - Пушкин, Окуджава (но у него "рукой-рукой" в "Песенке о Ваньке Морозове" рифмуется для смеха и народ сразу же переделал её на "ногой-рукой"). Так что и тавтологические и полутавтологические рифмы будем считать очень слабыми. Примеры:

Знаменитый пример Леонида Адрианова: «ботинок-полуботинок».
Пример из Игоря Михалёва: «опустим-спустим»

Пример из раннего Ю.П. «Прожить-пережить». Мало того, что глагольная, так ещё и тавтологическая (но в песне пролетает на ура, да и смысл немножко разный и это как раз тот случай, когда слабая рифма ничего не определяет, но не для всех).

Пример из Елены Ваенги: «стану-станешь» (просто ужас какой-то, мало того, что тавтология, так ещё и созвучие из рук вон неточное, хотя в песне можно и не заметить этого)

                8. О м о н и м и ч е с к а я.

       Отдельно хочется отметить случай, когда рифмуются омонимы. Это сильная рифма, которую сослепу можно принять за очень слабую.

Пример:

"пройти - пройти"

"За кругом круг, и надо по пути,
Что нам отмерено пройти,
                пройти,
и, на чужие глядя лица,
От своего не отступиться.
Такая малость, а пойди
                пройди."
                Вадим Егоров

          Вот пока все типы рифмы по моей классификации. Кто может расширить или уточнить, милости просим! Пишите!

         Выше мы рассмотрели Д У Х рифмы.

         Но есть ещё один аспект - Т О Ч Н О С Т Ь рифмы.

      Все рифмы в вышеприведённых примерах, при разной ценности по части выразительности, были достаточно точными.

      Но есть ещё неточные рифмы, когда рифмуются разные части речи, но созвучие неточное. Всё равно рифма будет слабой. Неточность созвучия часто выражается в следующем: открытый слог рифмуется с закрытым.

        «пойду – продуть»

      Здесь мы видим глагол в разной форме – хорошо, но открытость с закрытостью - плохо. А тут как в логике «ложь+правда=ложь», «хорошо+плохо=плохо» (а не «никак», как может быть кто-то подумал)

«стужУ-кунжУт» - та же история.

    И здесь хочу остановиться на ещё одном, возможно, субъективном аспекте.

    Открыто-закрытая слабая рифма, но закрыто-открытая более сильная и допустимая.
    Потому что если после открытой во второй строчке мы ждём открытую в 4-й (как в предыдущем примере), наличие этого "т" раздражает. Однако совсем другое дело, если рифма закрыто- открытая, и, особенно, если закрывающая согласная во 2-ой строчке глухая.

"смешит - души" - не правда ли, уже не режет слух?
"написал - небеса" - а как вам такая ситуация?

     А уж до чего додумываются некоторые авторы, когда рифма вообще приблизительная, ассонансная, где-то на гласных построенная. О точности говорить не приходится.

Пример:

«города-коробА»

Хорошая рифма или плохая?

По мне - не здорово. Хотя совпадает почти всё: «к-г» - прекрасно; все гласные совпадают – прекрасно; а вот «д-б» это не «д-Т», это мне лично немножко режет слух.

Так же не здорово рифмовать мягкие согласные с твёрдыми. Пусть даже одни и те же. Например:
«любовь-здоров»

То есть, с точки зрения точности, лучше, чтобы последние слоги рифмующихся слов были одинаковыми, но при этом, чтобы это были разные части речи, а ещё лучше, чтобы рифма была составная. Вот три кита, которые нужно стараться соблюдать, подбирая рифмы.

Резюмирую всё вышеизложенное.
Если в стихотворении присутствуют все три компонента (три кита) хорошей рифмы, да, сверх того, верно соблюдён ритм, нет распадов ударений, да ещё, при том, образный ряд присутствует, и мысли свежие, и рифмы не избитые типа «кровь-любовь» - тогда рождается шедевр. Это бывает очень редко, но бывает.

Не обязательно чтобы весь стих держался на этом уровне. Даже у гениальных поэтов это не всегда получалось. Но если в стихе есть хотя бы 20-25 процентов сильных мест, отвечающих вышеприведённому определению, то он, безусловно, удался и он «цепляет», и не вычурностью или неправильностью, как сейчас любят многие, а именно внутренним строением и внутренними находками.

                Глава 3. Ассонансное построение строки – звукопись.

До этого мы говорили только о чисто технической стороне дела. Но ещё минуточку внимания. НЕ могу обойти вопрос о звучании стиха в целом.
Обратимся к примерам:

                Звукопись гласными (ассонанс)

«Ты - живая моя вода» -

Вся строка поётся: сначала два родственных звука «Ы» и затем шесть звуков «А»
В первом случае мне лично представляется ледоход и ледолом. В первых двух слогах лёд ломается и трогается, в 6-ти последующих – плывёт, ускоряясь.

«Как плакала вода» -

Вся строка поётся на шести звуках «А».
Здесь только один звук и мне видится бескрайность северной реки в её монотонности и величии.

«Гудит июль над ухом будто шмель» -

Комментарии, по-моему, излишни. Вся строка гудит как шмель в июле на звук «У».

«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.»
                М.Ю.Лермонтов

Не очень понятно с чем именно связано нагнетание этого звука «У». Тематически это никак не оправдано. Если бы уже военные действия начались, то это можно было бы ассоциировать с воем снарядов. А так, тихое утро. Ещё ничего не началось. Но в любом случае всё четверостишие поётся на одном звуке. А может, это утренние комары?

Всё вышеперечисленное, конечно, больше относится к песенным стихам, но мне кажется, что любой настоящий стих должен петься.

                Звукопись согласными (аллитерация)

Пример:

"По небу голубому
Проехал грохот грома."

Здесь во второй строке нагнетается звук «р». Он рокочет как гром.
И по обоим строкам РОКОЧЕТ ассонанс на звук «о», правда частичный, а отнюдь не полный, как в первых двух примерах о воде и шмеле, но строки поют и это слышно.

                Заключение

Вот, собственно, и всё, дорогие друзья!

В добрый час!

Надеюсь с помощью этой «лакмусовой бумажки» вы научитесь лучше разбираться и в своих и в чужих стихах и сможете давать полезные советы другим, а также более критично относиться к себе.

Ещё раз повторюсь, что призываю НЕ ПИСАТЬ ПО ШАБЛОНУ, но к готовому произведению подходить с мерками строгими, изложенными выше. А в процессе поиска более удачной рифмы часто и смысл яснее становится. То же касается и замены слова или образа при борьбе с распадами ударений.

 
С наилучшими пожеланиями,
Ю.П.

ЗЫ. Если кто-то хочет получить индивидуальные консультации, так называемые "разборы полётов" по конкретным стихам, это можно делать по электронной почте.
 
Мой адрес:  jorik-sail(чёрный терьер)yandex.ru

Можно, конечно, посылать заявки и через кнопку "Написать письмо автору"

Это связано с тем, что разбирать стихи в рецензиях или комментариях совершенно неудобно - нет возможностей цветового выделения и выделения гарнитурой шрифта, а это очень помогает в работе. Да и другим авторам и читателям совершенно не обязательно видеть нашу "кухню".