Нина Косман. Экспертный выбор. Январь-2022

Большой Литературный Клуб
ОЛЬГА БЛИНОВА 6 «Нас мотает по городу»
 http://stihi.ru/2017/12/27/4479 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

Нас мотает по городу —
                видно, виновна метель.
Руки просят тепла —
                ноги сами выносят из дому.
Немота телефона — длиннейшая нота недель —
Станет в горле комком –
                оттого и становишься комом,

Укатившимся в ночь –
                чтоб она помогала тебе,
Чтобы черное с белым мешала без прочих оттенков,
Чтоб моталась по улице,
как по огромной трубе,
И, смущенная,
           саваном сна затихала в простенках.

Постучи в его дверь, где за шторой мерещился свет:
Бесполезно, и где его носит —
                да твой же товарищ!
Сто безмолвных вопросов, немыслимый прежде ответ
Бережешь до свиданья,
                а встретишь — и каши не сваришь.

Поработай, буран —
               мои проводы и провода,
И у края карниза — звезда одиноким смарагдом…
Уходить навсегда?
               Тяжелей отпускать навсегда —
Пока руки теплы, этот царственный жест неоправдан.

А при встрече спокойно скажи:
                — Непогоды игра!
Я бы вырвалась в ночь, я бы все одолела пороги,
Но такие ветра,
             но такие хлестали ветра
По крыльцу моему,
               по двору моему,
                по дороге...


Мне нравится ритм этого стихотворение, нравятся образы. Понравилась концовка:
Я бы вырвалась в ночь, я бы все одолела пороги,
Но такие ветра,
             но такие хлестали ветра
По крыльцу моему,
               по двору моему,
                по дороге...

Не только концовка нравится, конечно. Замечательные образы есть и в других строфах. Например:
Укатившимся в ночь –
                чтоб она помогала тебе,
Чтобы черное с белым мешала без прочих оттенков,
Чтоб моталась по улице,
как по огромной трубе,
И, смущенная,
           саваном сна затихала в простенках.



СВЕТА ЧЕРНЫШОВА «гусь» 
http://stihi.ru/2017/12/04/7230 номинатор Ильдар Харисов

у старших сестер
глаз хитер
еще и поганый язык востер.

давай, говорит, сказочку расскажу.
ложусь в постель, почти не дышу,
губу закушу, сказочку жду.

летит, говорит, гусь, летит,
совершает посадку на обе культи,
ковыляет к тебе, клюв у него восковой
пришел, говорит, за тобой
а взгляд у него лед.

я и так уже почти не дышу, а сестрица как заорет:
ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

я с визгом под одеяло, сердце в пятках колотится,
 она смеется взахлеб, как дебильная,
прям убила бы.   

я потом этого гуся
припоминала в двадцать, тридцать,
но как стукнуло ей шестьдесят
перестала припоминать – боюсь,
мне опять стал страшен огромный гусь

только подумай о нем – уже летит,
совершает посадку на обе культи,
и сестрицу клювом восковым хвать
а я вокруг – глядь
никого
помогите
помогите
ветер воет в трубе
скорая где
черт знает где

пошел вон гусь
пошел
пошел
ничего
ничего
поживем еще

Понравилось разнообразие ритмической структуры, неожиданность таких поворотов как «я и так уже почти не дышу, а сестрица как заорет: / ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!»; фольклорные интонации, переходящие в заговор, сказово-магическая-саркастическая концовка «пошел вон гусь / пошел / пошел / ничего / ничего / поживем еще».



ВАДИМ ГРОЙСМАН «Баллада о загадках»
http://stihi.ru/2022/01/08/3784 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

                And if you can answer questions three,
                O then, fair maid, I will marry with thee.
                «Riddles Wisely Expounded»

Где смерть и время Англии грозят,
Построен замок много лет назад.
В том замке у подножия горы
В былые годы жили три сестры,
И как-то к ним заехал на ночлег
Бродячий рыцарь, смелый человек.

Опасен и жесток ночной простор,
Но тихо и спокойно у сестёр.
Ни зверя, ни коварного врага,
И можно отдохнуть у очага.

Тебе готовы ужин и кровать,
Поешь, попей, останься ночевать
У Джентль, Дженнифер и Розмари.
И в жёны себе лучшую бери.

И напоследок рыцарь произнёс:
«Я вас прошу ответить на вопрос.

Что глубже настороженных морей?
Что дикого шиповника острей?
Что на земле белее молока?
Что мягче, чем испанские шелка?
Что тяжелее грубого свинца?»
Вопросам хитроумным нет конца.

Смотри, герой, не выдавай секрет,
Что знает юность правильный ответ.
Смотри же, никому не говори,
Что все загадки разгадала Розмари.

Что легче соколиного пера?
Сон девушки у летнего ручья.

Что тяжелее древнего столба?
Седая память, долгая судьба.

Что ночи неприкаянной черней?
Неведомая гробовая тьма.

Тому, кто все вопросы задаёт,
Достанется загадка в свой черёд.
И вот разгадка: младшая сестра
Не по годам серьёзна и мудра.
Такой ты оказалась, Розмари, –
Таинственное зеркальце внутри.


В «Балладе о загадках» Гройсмана понравился ритм, образы, исторические аллюзии, связь с английской поэзией. Замечательное, глубокое стихотворение, принадлежащее к двум поэтическим традициям – русской и английской. Хотелось бы, чтобы это стихотворение выиграло конкурс.



ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Царство птичьих глоток»
http://stihi.ru/2021/03/22/5853 отборочный тур для резидентов

Смотри, ползущие деревья
вдыхают снег и черноту,
и галки, словно ожерелья,
подчёркивают наготу.
 
В бурлящем суетливом птичье,
толкущемся наперебой,
я заполняю вне приличья
все паузы тобой, тобой.
 
То бой с нахлынувшим безвольем,
то снова, Господи прости!
За наказанием безмолвьем
должно прощение идти.
 
Мой нрав безропотен и кроток
с таким трудом, с таким трудом.
Смотри, здесь царство птичьих глоток –
и дым отечества, и дом,
 
и рваная фата пороши
на спящем розовом кусте.
Я собиралась быть хорошей,
но ты везде.


В этом стихотворении поражают последние строчки каждого четверостишия.
Поражает здесь как и ритм, так и глубина (последних строчек):

я заполняю вне приличья
все паузы тобой, тобой.

За наказанием безмолвьем
должно прощение идти.

Смотри, здесь царство птичьих глоток –
и дым отечества, и дом,

Я собиралась быть хорошей,
но ты везде.

Буду очень рада, если это стихотворение выиграет конкурс.



КАТЯ СУ «пой, брат мой»
http://stihi.ru/2021/08/09/2323 отборочный тур для резидентов

пившие молоко от одной коровы,
стали мы братьями одного молочного братства.
выходи на улицу, брат мой Мартовый, прогуляться.
на июльском солнце корчатся листья ивовы,
берега болота почти домашнего
подпускают нас, и, рогоз раздвинув, мы
попадаем в наше жабовье царство.
это в августе звездолётово разлетается
пух рогозий, когда в него попадаешь гвоздиком
из пугача, тобою любовно гнутого
из обрезков трубы латунной.
а пока пой, брат мой Мартовый,
пой эту песню странную,
а сестра твоя будет плясать,
приминая ступнями узкими
эту жидкую глину, эти вкрапления гравия,
эти острые листья осоки
на краю нашего царства жабьего.
пой же, пой, Иеремия моего сердца,
я подыграю на пикановой дудочке,
твоя Мартовая сестра, твоя перепёлка,
дурочка
в тонкой жёлтой футболке и чёрных шортиках.
 
брат мой по молоку от одной коровы,
сладкие мои сны о несбыточном –
не ступай на край песчаного берега,
пой на краю болотца у перекрёстка,
там, где шумит рогоз от порывов ветра,
где шелестит ива, где зовёт моя дудочка.
 
видишь мои следы? ступай по ним.
я знаю, где твоя улочка.

Это стихотворение-песня понравилось своей непредвзятой напевностью. «Иеремия моего сердца», «брат мой Мартовый», «твоя Мартовая сестра», «наше жабовье царство», – прекрасные словосочетания! Я бы назвала этот стих «Брат мой по молоку от одной коровы», но, конечно, и без названия он очень хорош – какой-то нетронутой нежностью, полудетской-полувзрослой влюбленностью и утопией.



СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ «Будущее»
http://stihi.ru/2022/01/02/4418 отборочный тур для резидентов

старуха продает засушенные цветы
у станции метро
ей лет сто она суха и загорела
люди проходят мимо никому
никому не нужны засушенные цветы
проходит час два три
площадь выгибает каменные бока
как колбаса набитая человеческим фаршем
вот кто-то спрашивает не собираясь покупать
"почем цветочки?" –
"дорого офигенно дорого"
шипит старуха как африканская мамба
глядя на него ненавидящими глазами
и все же она не уходит
все больше голодной ярости в глазах
проходит час другой третий
наступает вечер она не пьет не ест
глаза перестают следить за прохожими
она опускает голову все ниже
теперь ты не видишь ее лица
может быть она спит может быть она плачет
может быть умирает
она отчаянно худа
на ее ногах язвы
она в зеленой рваной куртке которая
много лет назад была чем-то спортивным
она сгибается так низко что можно видеть ее спину
и на спине написано громадными синими буквами
одно единственное слово от плеча до плеча:
FUTURE

Замечательное стихотворение! Образ старухи, продающей «цветочки» и отвечающей «дорого офигенно дорого», чем-то напомнил цветаевское стихотворение из цикла «Под шалью»:
«...Точно усопшую вопрошаю,
 Душу, к корням пригубившую…
Женщина, что; у тебя под шалью? — Будущее!

...но это вовсе не значит, что Сергей Герасимов «заимствовал» «будущее» у Цветаевой – просто напомнило. Хороший стих.



АЙНА КЭМ «Идёт бычок качается»
http://stihi.ru/2022/01/12/6358 квота ГР за редактирование отборочного тура

Идёт бычок по бычкам, по стёклам бутылок,
Пьяно качается, спотыкается поблевать.
Мохнатая смерть внимательно смотрит ему в затылок.
Но, как говорится, двум смертям не бывать...

Морозный воздух щиплет нежные ноздри.
Мохнатая смерть внимательно смотрит из-за стены.
Вот, помнится, раньше – он, барашек и козлик...
Остался лишь он, и дни его сочтены.

На сером снегу – бордовые пятна крови,
Из раны на брюхе сочится липко и горячо.
Была бы мама жива... уткнуться бы в бок коровий...
И чтоб промычали – ну что же ты так, бычок.

Это стихотворение очень понравилось своей искренностью, жалостью к «бычку». Понравилось всё стихотворение, но особенно строчки «Была бы мама жива... уткнуться бы в бок коровий...
И чтоб промычали – ну что же ты так, бычок.» 



СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ «Крейсер»
http://stihi.ru/2022/01/02/3170 отборочный тур для резидентов

День за днём идёшь в ночные рейсы, круг, металлургический завод,
на его отшибе – ржавый крейсер, и ему не снится ничего.
 
Объезжаешь ямы и траншеи, потихоньку входишь в колею.
Небо сонно вешает на шею молодого месяца петлю.
 
Под ногой меняются педали, города ложатся на бочок.
Свет переключаешь – ближний-дальний, и людей, как свет, – в один щелчок.
 
Пролетают годы, не заметить, и свистят, как пули у виска.
Всё проходит, остаются дети, память и гремучая тоска.
 
Что ни город, думаешь о доме, медленно смыкаются глаза.
У рассвета тёплые ладони, оттого слабеют тормоза.
 
Обгоняешь время, реки, рельсы, и приходят мысли за рулём,
чтоб тебя на старости, как крейсер, не спихнули на металлолом.

Я обратила внимание на это стихотворение благодаря следующим моментам:
1. Пессимизм последней строчки
2. Рифма посередине строки (в результате формирования строки из двух коротких строчек)



ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Откуда в птице столько звука»
http://stihi.ru/2022/01/03/1794 квота ГР за ведение отборочного тура

"Откуда это? Папа, слышишь?" –
Шуршали листья и трава.
Скрипела дверь, возились мыши.
Слегка гудела голова.

Сверлили мухи тёплый воздух,
Шли муравьишки на войну.
Семейный крот мечтал о звёздах,
Но рыл куда-то в глубину.

Стрижи опасливо звенели,
Орёл чертил на небе круг.
Смеялись дети на качелях.
Молился в комнате паук.

Котёнок пробовал мяукать,
Над ним зудела стрекоза.
Откуда в мире столько звуков,
Я не умел тебе сказать.

Смотрел, как петя суетится
И ходят куры по пшену.
И ты нахохлилась, как птица,
Вбирая звук и тишину.

Это стихотворение мне понравилось наивностью детского вопроса («Откуда это? Папа, слышишь?»), детским восприятием мира звуков / мира животных, непритязательной интонацией.
Последние две строчки (ты нахохлилась, как птица, / Вбирая звук и тишину) пленили сравнением ребенка с птицей.