Черт

Мастер Алхимик
У меня запой от одиночества,
По ночам я слышу голоса,
Слышу вдруг зовут меня по отчеству,
Глянул - черт, вот это чудеса!

В.С.Высотский


1.
Итак о чертях.
В молодости , как многие и многие , был я знаком с этим великим нашим бардом , автором песни - заставки. Ну как знаком – поверхностно. Видел , разговаривал несколько раз . Дурак я ещё был , сопляк , студент. Ну какие интересные вопросы может задать студент? Просто были у нас общие знакомые ,  гениальные как и он. Гениальные и непризнанные в должной мере художники , графики из «профсоюза графиком» при Малой Грузинке где собственно и жил В.С.
Однажды поводом для общения с бардом стал  черт. Не его Черт , персонаж так сказать творческий , а настоящий , но очень и очень некоторым близкий.
На какой почве состоялось общее знакомство с чертом?
На той , что тогда все представители тусовки пили. Причем пили страшно. Когда я познакомился с В.С. он уже переживал закат , жить ему оставалось полтора года кажется , а может два , и был он сильно не в форме ,  это очень и очень чувствовалось.
Черти ведь существа вполне реальные , только потусторонние , и все чувствуют.. и люди их  видят  на самом деле , просто в другом мире. Мире , завеса ограждающая который  иногда рвется.
Но в тот атеистический век признать реальность черта   – было вызвать сильное сомнение в здоровье даже у многих близких , это сейчас верующие (и власть) довольно лживо декларируют реальность бога , а значит и чертей.. Но я вырос с томами Блаватской в библиотеке , и Библию освоил очень рано. Хотя этого нельзя было сказать о артистической и художественной тусовке В.С. они , в большинстве своем , открывали культуру заново. Правда , открывали  её они очень искренне. Сказывалась идеология СССР .
Актеры – пили.
Художники – пили.
Спортсмены пили.
Писатели пили.
И музыканты и все , все , все…
И очень рано умирали.
А я  бегал (увлекался марафонским бегом) , вообще спортом , но тоже тогда пил.
Но пил я  непостоянно так , запоями , хотя благодаря здоровью пил крепко. И ещё меня очень занимала метафизика, что тогда , как я уже говорил , не приветствовалось , а властью особенно. И хотя к  власти я был полностью лоялен , но попозже , за любовь к Штайнеру , немецкому метафизику , создателю Антропософии, выраженную в том числе и в знакомстве с немцами из не того  посольства , меня даже чуть не выгнали из института.
Дура была советская власть , что было , то было , не там искала врагов.
Ну да ладно. Отправимся все же к чертям.
В общем встретились мы как - то с бардом на предпросмотре к одной выставке. Какой точно не помню. Когда  известного раньше художника звали на выставку , то не смотрели  работы серьезно , когда новый – фильтровали  и  торговались. А смотрели тогда  одного человечка , который рисовал всякую чертовщину. Не чакры популярные уже тогда , а вполне серьезные видения , и, главное ,  рисовал он их хорошо , в смысле технически. Но на выставку , даже эту авангардную , взяли только его «приличные» работы. А смотреть надо было не их, и увлеченные ,  по настоящему интересующиеся живописью люди смотрели. В том числе В.С.
Высоцкий очень заинтересовался  художником. Вот помню , была тогда точно зима. Вроде,  значит года за полтора перед его смертью.
Художник рисовал Миры. Миры где он , как говорил сам , бывал. Завязался диспут. Работы помню стояли у стены длинной комнаты с окном в конце, как в платоновской пещере. Со светом было плохо. На улице мрак , лампочки в комнате слабые , а на улице тускло..
Но картины… Черти … парочка натуральных , пара почти классических чертей …это было круто.
- Как  он – спросил я художника , показывая на черта, нарисованного им , черта почти натурального , лишь немного не «такого» -   В.С. присоединился к нашему разговору - не заедает?
-В общем нет  – отвечает художник - Прикормил одного , сдружились , теперь приходит поговорить когда позову.- говорил он серьезно , не шутя.
-И как , кормишь? – спросил В.С.
-Пью. Рюмочку ему налью, то есть в себя , - и позову , мысленно - больше не требует, любит общаться, так сказать , такая личность . Иногда помогает в мелких делах. Безобидный в общем зверь.
-Давно? -  спросил В.С. – и почему зеленый?
-Да лет пять уже как – а зеленый потому , что дружит с зелеными змеями.
-А что они тоже реальны? - это я - и как ты без круга оберегающего обходишься или рисуешь?
-Да. – без круга , это не требуется - Именно они нас и пасут, не мы их. Это только индусы свою куандалини призывают и благостной считают  , а у нас она – зеленый змей , живет в нас и размножается.
В.С - это он рассказал? – и он показал на черта .
-Да. И показал. , они показывать могут.
-В.С. – это  я знаю. Потому и интересуюсь. Ты бы стилизовал в духе Пана - пропустили бы. Вот Босх тоже был реалист , но ведь стилизовал!
-Я реалист. Правда потусторонний. А врать не люблю.
-А я думал , что есть собаки серые , есть куропатки , змейки и все они только грязные такие , под цвет сивухи.. – это уже я – допивался , бывало  …
-Нет. – сказал художник.- то есть они есть , но это – неразумна мелочь. А схему … схемы миров мало кто видит. Умное их население …тоже.
В.С. - А подробнее про змей можно? – он ведь не зря зеленый…
-А что именно?
-В.С. Как живут и где?
-Живут они в  горячем  аду , это для нас он ад , для них нормальное место , но горячее , как Сахара . В нас - отдыхают , у нас как в Сочи. Иногда как на пляже под солнышком в средней полосе, прохладно после Африки , тут они и размножаются.
В.С. – то есть ты – Фауст в какой то мере ?
-Вполне возможно. – но точно знаю , черт -  это не Сатана ,- он указал на картины -  да и я фигура мелкая . Мотивы другие. Женщин – не надо , есть. Денег – хватает , зарабатываю , за портреты  и натюрморты платят хорошо.. Только вот люблю  новое узнавать , в этом я одинок , так сказать творчески.
-В.С. А как зовут тебя?
 – Иван Хаустов.- а как вам мои работы  Владимир Семенович? Поверьте , ваше мнение мне дорого.
-Символично … Хаустов .  Работы отличные . Почти Фаустов …. - в зал этот черт конечно не пройдет  даже у нас , а вот эти – пожалуйста , наверняка..
-Ну и ладушки . Знакомству рад – это Хаустов – а вы своего черта в песне с натуры писали , или творческое воображение?
-Частично с натуры. И воображение конечно. Там  много всякого , вы же знаете...Черти не самое неприятное.
Собственно тогда я видел В.С. в последний раз.
А вот с Хаустовым подружился.
Хаустов в последствии , после перестройки , уехал  в свою «чертову» Германию и  продолжил  там писать  портреты и натюрморты . Но это потом.
2.
Надо сказать , что например в 78 , до года 87 примерно, ни у кого не было даже мысли о том , что великая империя , СССР может рухнуть. И честно сказать , жили мы вполне нормально. Образование мог получить любой не дурак. Работа – гарантировалась. Ездили… даже за рубеж ездили , я вот был  во Вьетнаме и Болгарии по комсомольской стойотрядовской линии . Школу я кончал специализированную , учился неважно, но так как она была физ-хим, то в институте на этих предметах отдыхал. Ходили в горы , читали лучшую в мире литературу , занимались спортом. Квартиры просто бесплатно давали.
Дергались только цеховики , верующие , евреи и  так называемая творческая интеллигенция. Все «недооцененные». В перестройку я понял , почему например Фет , плевался из окна кареты , когда проезжал мимо нашего , сверх либерального уже и  тогда , университета. Шмотья им не хватало! Папуасам не хватало зеркалец , ножиков…
Если взять Высоцкого , то он поездил по миру как никто другой. Даже жену имел импортную. Но  никогда на СССР не грешил. Огрызался немножко так , чуть - чуть, понимал – править может не каждая интеллигентная шавка.. И какие песни про войну писал…
А вот Хаустов был верующим.
И о распаде СССР говорил  прямо , но это конечно ему черти напели.
Сидели мы как то с Хаустовым в его мастерской , сразу после смерти  Высоцкого , а мастерской  служила простая квартира , откуда он выселил в деревню прописанную там бабушку , помогая ей финансово. И разговорились про В.С. и чертей., про то , что они , черти , СССР не любят.
-Так почему не любят ? Оно ж безбожное  такое государство . -  говорил я тогда - Религия – яд. Попы – просто жулики.
-А безбожие здесь наносное , для испытания. Вот нет церкви , нет внушения ..а как ты себя поведешь , к памяти души обратишься .. или скурвишься ?.
- Это тебе черт сказал ?
-И он тоже . но это из логики простой вытекает. Вот смотри . В.С. не скурвился , говорил  типа : « Конфликт с правительством есть , но решать буду сам , без подсказок из за бугра» …поездил , понял многое. , но в другом в жестком конфликте с собой. На Любимова повелся …
-А причем здесь Любимов?
-А он неталантливый , театр – самодеятельность. Но это конечно моё мнение. Нету в его подходе не бога ни черта , есть интеллигентность..
-Не очень понимаю.
 - Ещё поймешь ..-  интеллигенция , это такой мир… целый мир..  не наш полностью , но серьезный .- Вот  смотри , у древних катарсис был , в этом смысл. Катарсис на пути героя к богу. Вот Истребитель В.С. – это катарсис. А  Любимов - это как песня про нечисть у  В.С. без гордости – это как наркотик . Искусство чтобы забыть себя , как водка . А В.С. даже пьяный себя помнил..
-Ну может быть. Ну , а например , Гамлет? Что  в нем - забыть ?
- Да все забыть …просто забыть себя. Не знаю честно говоря как сказать , не философ .. А Гамлет ..Так его играть надо …по другому. Смоктуновский вот -  почти  прозрел , почти …
-Ладно. А что будет когда СССР загнется? – я в это знаешь , не верю , что загнется.
-Последние времена будут. Перезагрузится все в новый подход. Совсем новый. Для некоторых , а кто то - не заметит, так пророки говорят , я им верю ..проверял.
-То есть новый Маркс с Лениным? Новый Сталин?
-Может быть. А может что -то среднее. Ты, кстати  ,Розу Мира читал? Ещё один псих. Я мыслю иначе , черти рассказали …но интересна его точка зрения.
-Нет. Не читал.
-Ну вот тебе , на. Он достал пухлую пачку фотокопий печатных листов. – Это тебе за .тайную Доктрину и Изиду -  Вот в каком - то таком направлении все должно двигаться. Не обязательно так …даже совсем не так ..Но немногие вообще двигаться куда - то будут. А в СССР могли бы даже слабые  лучше стать . Вот они , черти и не любят этого , они от слова – черта. Обвели чертой и держат.. И обязательно заедят. Ибо сказано в писании «..и победят праведных..»
- Ну это ты загнул. Думаю , хороших людей много больше.  Но с тем , что масса не пойдет никуда , полностью согласен, это к сожалению реальность. Большинство не может и не хочет. Этого я в стройотрядах насмотрелся , разные люди , очень...
Помню тогда , была Осень. Высоцкий умер летом , потом я уехал на заработки , потом в один монастырь , потом была осень. В ту осень я много смотрел альбомов Босха и читал о нем , и собственно к Хаустову приехал о Босхе поговорить. Но говорили о В.С.
-Большинство и песни В.С. не понимает. Его за куплеты ругают , а он пытался перевести Блока на куплеты ..- говорил  Хаустов.
Тут он ушел и принес пачку картонов. И мы долго смотрели образы , образы которых в обычной жизни нет. А за окном была Осень.  Красивая  безмерно , потому что мы были молодые. Яркая. Светлая - светлая.
3.
Надо сказать у нас с Хаустовым было твердое убеждение , что рисовать темы Дали можно было только обладая техникой Вермейера , или самого Дали . Эту максиму проповедовал наш общий друг Виталий. Скобелев , мало кому известный ныне , но гениальный график с  Малой Грузинки . Иногда Хаустов добавлял , и ещё надо прочесть все , что прочел Дали. Мало кто знает , но любимым чтением Дали были американские журналы по физике ..
Себя Хаустов не ценил , от слова совсем.
Талантом не считал.
Хаустов  мог рисовать под любую технику. Дар такой. Портреты подписывал иногда даже не своим именем. Подделываться больше всего любил под древних. Под Босха тоже рисовал. Как то показывал – его портреты старили химики , получалась супердревность..
-Слушай , а почему ты не с ангелами связался? – спросил я его как то. – тоже ведь знают все ?
-Ну так исторически вышло. Притом я на самом деле ведь Фаустов. Род происходит от тирольских немцев , пленные , осели здесь после первой мировой. Какие уж тут ангелы. Если честно - пытался , но …тут уж каждый своей колеёй выбирается ..Вот ты , скажем , русский. А у меня - генетическое. Тебе легче к тем .
Мне к этим.
Мы выпили.
- а давай ка спросим , как там у В.С. на том свете – сказал я , - и потом , давно я с твоим чертякой не общался , а есть вопросики к нему .
Выпили и позвали черта. И пришел на этот раз черт не один , с компанией. С бабой. Не со своей ,  надо сказать , но на него похожей. Материализовался между кружкой и бутербродами. И был этот черт от Хаустова , не от Босха.
Надо сказать , что ноги у чертей действительно немного похожи на копытца. Но конечно – это все другое, если не галлюцинация. Черт рожи не корчил и голос его звучал прямо в наших головах.
-зачем позвали ?
-да вот хотим кое - что выяснить.
-не получится. Это тема долгая . а ты ведь уезжаешь.- это к Хаустову.
-а ты уезжаешь ? – спросил я Хаустова – Да , на север. Хочется побыть одному , вот и завербовался в одно местечко , красок накупил , книжек. Год как минимум и весь год – только снег , снег , снег. Тебя кстати просить хотел , чтоб ты за бабкой и квартирой проследил.
-да пожалуйста! – а ты чертяка , откуда знал?
-из голов ваших. Я с Хаустовым поеду , а тебе вот – подругу привел. – подруга смешно , как тапир , покрутила пятачком на длинном основании типа хоботка .- в общем это – твоя подруга теперь-
-а я не просил.
- а куда ты денешься с подводной лодки.
-перекрещусь
-да крестись. Если с ангелами не дружишь . то куда денешься от нас  , люди – они слабы. Вы ребята -  наша пища и это грустная для вас реальность.
Но поговорить тогда про В.С. не получилось , к Хаустову завалились друзья и там было уже не до чертей.
3.
На какое то время я забыл про покойного В.С. , чертей , Хаустова . Только платил за квартиру и к бабке его в Подмосковье заезжал с сервилатиком московским. Тренировался , влюблялся , сдавал экзамены , ездил в стройотряды ..и тут как раз помогала очень мастерская Хаустова. И  жил я  с ней - не один год . Надо сказать , что женщины пили тогда не меньше чем парни. И вот однажды , после пьянки с приятными девчонками из артистической тусовки и друзьями ,  я захотел похвастаться , да не только похвастаться , а просто вспомнился мне черт Хаустова. И надо же , видимо я бессознательно его позвал.
Понятно , рюмок было много.
Сам не заметил как.
Глядь , а он на плече у моей временной милой. Вернее она, чертовка - сразу узнал свою ненаглядную . И притом и корчит рожи и мигает, как чертяка у В.С. . Подруга конечно чертовку не видит.
Чокнулись , выпили, очередное жертвоприношение пошло хорошо. И тут моя подруга падает лицом своим симпатичным прямо на стол и вроде как засыпает. Чертовка нет.
-Чего то давненько мы не общались.- говорит – вот решила о себе напомнить !
-Да уж. Не звал. То есть конечно звал… Ну если ты пришла , скажи ка мне , В.С. в рай попал или в ад?
-Это смотря как сказать и что им считать после смерти.
-Это как так?
-ну ты ж Блаватскую читал , вы люди -  распадаетесь, на  части , ваши же древние у нас подслушали. А тут ещё творчество …ваши мысли эти части , некоторые , оживляют, подпитывают, ну  как молитвы попов , так бы они заснули  и распались , а так – как хвост ящерицы живут , но без головы. . Так что - некоторые его части в аду , некоторые в раю , если по вашему. Чем кстати гениальней , тем поток сильней , который с ним резонирует . Не зря сказал ваш классик : …доколе будет жив какой то там пиит…
В  этот момент моя радость проснулась и говорит – а это кто ? , показывая на чертовку , которая примостилась в консервной банке с бычками , закинула  копытце на копытце .
-Чертовка знакомая. Не страшно.
-Не страшно , но тошнит.
-Сейчас я тебе девочка помогу. – произнесла чертовка , и тут мою девушку скрутило , да так , что она еле добежала до мойки , сидели мы в кухне.
- а теперь радость моя , ты выпей рюмочку и к разговору присоединяйся – произнесло копытное.
Тут моя девушка как зомби , только зомби послушный и не злой  покорно присела к столу , как говорится на ровной попе.
- чего бы ты хотела родимая , - ? обратилась  зеленая  к девушке
-а ты чего , золотая рыбка ? – спросил я у бесовки.
-да нет  просто хочу показать тебе , чего ты не хочешь по настоящему знать  – она правду всю выложит – ты мне не мешай , кое чему научишься !
- девушка  начала перечислять:
Мужика , повышенную стипендию, денег , джинсы из березки настоящие ….и было этого всего очень много. И все это были - вещи. Кроме мужика. Она говорила как заведенная. Говорила и говорила , тупо смотря вперед.
- дашь?-  Спросил я чертовку .
-дак она и просит то все , что мы распределяем. А мужика прямо сейчас дам.
-Девушка сидела как зачарованная и вещала о вещах , вещах и ещё раз о вещах.
-она о вещах говорит , потому что у вас деньгами не разживешься , - пояснила чертовка - а от мафии она далека –  она денег то , дура , настоящих , не видела.
- а о чем женщине говорить? Ну по вашему ?
-о детях ! Как у вашего Пушкина , она ведь может облегчить свою карму , создав хорошие тела для нужных душ- но не знает ..не знает глупенькая . Это её черта ..
-Кюохе , Киндер, Кирхе ..
-А ты не смейся , вот из за таких смешков вы нам и служите.
В комнату вломился студент с параллельного курса Василий , пьяный в дым , упал к ноге моей подруге в шлепанцах и протянул ей колечко , причем старинное и золотое , как бы золотое конечно ,  он его , скотина,  украл из шкафа с гипсовыми головами и деталями натюрмортов . О признании я просто умолчу. Василий черта тоже не видел. Целуясь взасос они вывалились из комнаты в сторону туалета.
О чертовке девушка тут же забыла и не вспоминала потом никогда.
- ну вот видишь! – она все забудет , это её как бы бред . Ну пьяный. Это её искренне желания , мы их обеспечиваем и распределяем в мире людей. Чтобы значит никто не ушел обиженный.
-а садисты и скажем злые?
-и этих тоже обеспечиваем .
-а если пересекаются желания ? И накладываются ?
-по равнодействующей и в порядке очередности. Это у нас методички есть , лет через тридцать скажут «программа».
-да , круто. Знаешь , я пить брошу. Больше никогда не выпью.
- ну это как знаешь , от того , что страус сунет голову в песок , и не будет видеть солнца , проблема не исчезнет и мы не растворимся. Этот мир нам дан. В управление. Управляя - мы учимся на ангелов. А параллельно рождается Культура. Довеском.
И от этих слов мне стало тошно. А за окном была Зима. Холодная , лютая зима , та которые были до похабного потепления и демократического изменения климата. Темная – тогда не было реклам и сияния небоскребов , настоящая…в  такой примерно Зиме жил сейчас Хаустов на своем маяке.
Я выгнал тусовку , закрыл и помыл помещение.
С тех пор прошло сорок с лишним лет .
Я не выпил ни грамма. Не выкурил ни одной сигареты.
Но чертовка все время рядом , иногда я даже вижу её в зеркале во время бритья.
Я  прочел много книг с тех пор и понял , что в схожей ситуации были  например практически все серьезные классики литературы  и великие ученые .
И все эти сорок лет я истратил на то , чтобы подружиться с ангелами , это , конечно кроме спорта и зарабатывания денег. Это много сложнее.