Есть у меня бумажка со словом «паралич». Официальная.
По этому поводу я, мужичок ко всему прочему ленивый и рассеянный, иногда задумываюсь о судьбе евангельских лодырей и паралитиков, которые в Синодальном переводе Библии называются расслабленными.
Кто мытарь,
кто фарисей,
а я объелся конфет,
расслабился
и в храм вообще не пошёл.
***
Что такое здоровье вообще?
Это наш невидимый и неведомый нам самим запас жизненных сил, пульсирующий между двумя вопросами.
Вопрос человека Богу: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить».
Вопрос Бога человеку: «Хочешь ли быть здоров?».
И на оба в нашей жизни ответ не так однозначно положителен, как в соответствующих евангельских эпизодах.
***
Конечно, Господь очищает нас всегда, насколько мы позволяем это:
Бог верит в нас больше, чем мы в себя,
поэтому и не гниём мы,
стремясь и телесно, и мысленно
проникнуть за все окоёмы.
Бог верит в нас больше, чем мы в Него,
и стелет дорогу идущим,
чтоб в дом из чистилища мыльного
являлись лилейные души.
Вот только очищение приходит одновременно с небес и из нашей глубины, так что мы сами не умеем его заметить, оценить и сберечь. При этом, если процесс зашёл достаточно далеко, оболочка у очищаемого может всё-таки остаться ветхой, дряхлой, латанной-перелатанной – только из её прорех будет тихо отсвечивать Фавор. Значит, «внутренний» человек исцелён, силён, вынослив и часто может обходиться прежним телом. Тем более, что для окружающих стать свидетелями подобного контраста полезно: имеющих глаза и уши это воодушевляет.
Ведь когда ты здоров(а), то не составляет труда хоть полсвета обойти безо всякой цели, как делают многие любители приключений. Сила есть – ума не надо!
Зато когда эпилептик апостол Павел, переменив имя и добровольно потеряв житейскую устойчивость, обходит империю с нелепой и скандальной проповедью Богочеловека – значит, у него была веская высокая цель, которая явилась одновременно и средством к собственному осуществлению:
«……дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». (Второе послание к Коринфянам, глава 12).
Если даже кто-нибудь не может передвигаться – и то не окончательная беда, ибо у Бога на все случаи припасены решения. Либо придёт исцеление. Либо найдутся друзья, которые закинут больного на носилки и доставят, куда надо, даже если придётся для этого разбирать крышу чужого дома. Либо нужные люди и предметы сами станут приходить с доставкой на дом. Да ещё поблагодарят за беседу и присутствие.
***
Что касается второго вопроса: «хочешь ли быть здоров?», то на него отвечу за себя: нет, не очень. Вернее, я и так в достаточной степени владею собой, а неизбежные в любой жизни проблемы помалу решаются.
Я могу
летать, как лошадь,
я могу
скакать, как птичка,
я могу
снести яичко!
На бегу
я могу
переобуть ботинки!
Я могу
кой-кому
высушить слезинки.
(Стихи Эммы Мошковской)
Проблема не в том, что меня малость пошатывает при движении, а в том, какие вмятины эта особенность оставила на моём способе существования. Получать сейчас «идеальное» (или, по учению Оригена Александрийского, шарообразное?) тело сейчас не имеет смысла: душевные вмятины от такого подарка не разгладятся в одно мгновение. Никуда не исчезнет глубинный мандельштамовский вопрос, который к физическому здоровью имеет лишь поверхностное отношение:
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Значит, и новую плоть я не смогу поддержать в полной исправности, пока не достигну святости.
А это – дело всей жизни, временной и вечной.
Поэтому я живу, как получается, а кто слишком уж досаждает глупыми вопросами, тем отвечаю:
Я здоров,
как стадо коров!
Ну а вы
каковы?
Если нездоровы, то поправляйтесь.