Евангельское здоровье

Филипп Андреевич Хаустов
Есть у меня бумажка со словом «паралич». Официальная.

По этому поводу я, мужичок ко всему прочему ленивый и рассеянный, иногда задумываюсь о судьбе евангельских лодырей и паралитиков, которые в Синодальном переводе Библии называются расслабленными.

Кто мытарь,
кто фарисей,
а я объелся конфет,
расслабился
и в храм вообще не пошёл.

***

Что такое здоровье вообще?

Это наш невидимый и неведомый нам самим запас жизненных сил, пульсирующий между двумя вопросами.

Вопрос человека Богу: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить».

Вопрос Бога человеку: «Хочешь ли быть здоров?».

И на оба в нашей жизни ответ не так однозначно положителен, как в соответствующих евангельских эпизодах.

***

Конечно, Господь очищает нас всегда, насколько мы позволяем это:

Бог верит в нас больше, чем мы в себя,
поэтому и не гниём мы,
стремясь и телесно, и мысленно
проникнуть за все окоёмы.

Бог верит в нас больше, чем мы в Него,
и стелет дорогу идущим,
чтоб в дом из чистилища мыльного
являлись лилейные души.

Вот только очищение приходит одновременно с небес и из нашей глубины, так что мы сами не умеем его заметить, оценить и сберечь. При этом, если процесс зашёл достаточно далеко, оболочка у очищаемого может всё-таки остаться ветхой, дряхлой, латанной-перелатанной – только из её прорех будет тихо отсвечивать Фавор. Значит, «внутренний» человек исцелён, силён, вынослив и часто может обходиться прежним телом. Тем более, что для окружающих стать свидетелями подобного контраста полезно: имеющих глаза и уши это воодушевляет.

Ведь когда ты здоров(а), то не составляет труда хоть полсвета обойти безо всякой цели, как делают многие любители приключений. Сила есть – ума не надо!

Зато когда эпилептик апостол Павел, переменив имя и добровольно потеряв житейскую устойчивость, обходит империю с нелепой и скандальной проповедью Богочеловека – значит, у него была веская высокая цель, которая явилась одновременно и средством к собственному осуществлению:

«……дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». (Второе послание к Коринфянам, глава 12).

Если даже кто-нибудь не может передвигаться – и то не окончательная беда, ибо у Бога на все случаи припасены решения. Либо придёт исцеление. Либо найдутся друзья, которые закинут больного на носилки и доставят, куда надо, даже если придётся для этого разбирать крышу чужого дома.  Либо нужные люди и предметы сами станут приходить с доставкой на дом. Да ещё поблагодарят за беседу и присутствие.

***

Что касается второго вопроса: «хочешь ли быть здоров?», то на него отвечу за себя: нет, не очень. Вернее, я и так в достаточной степени владею собой, а неизбежные в любой жизни проблемы помалу решаются.

Я могу
летать, как лошадь,
я могу
скакать, как птичка,
я могу
снести яичко!
На бегу
я могу
переобуть ботинки!
Я могу
кой-кому
высушить слезинки.

(Стихи Эммы Мошковской)

Проблема не в том, что меня малость пошатывает при движении, а в том, какие вмятины эта особенность оставила на моём способе существования. Получать сейчас «идеальное» (или, по учению Оригена Александрийского, шарообразное?) тело сейчас не имеет смысла: душевные вмятины от такого подарка не разгладятся в одно мгновение. Никуда не исчезнет глубинный мандельштамовский вопрос, который к физическому здоровью имеет лишь поверхностное отношение:

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

Значит, и новую плоть я не смогу поддержать в полной исправности, пока не достигну святости.

А это – дело всей жизни, временной и вечной.

Поэтому я живу, как получается, а кто слишком уж досаждает глупыми вопросами, тем отвечаю:

Я здоров,
как стадо коров!
Ну а вы
каковы?

Если нездоровы, то поправляйтесь.