8. Канонические тонкости

Наталия Веденеева
Часовня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является моленной. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла, однако в ней, как правило, существует престол для совершения литургии

Часовни могут быть возведены в местах, где есть нужда в помещении для общественной и частной молитвы (например, на кладбище, на вокзале), на исторически и духовно важном месте, на местах захоронений (часовня-усыпальница), над святыми источниками и колодцами (надкладезная часовня). Над некоторыми значимыми святыми источниками строится часовня-купель. В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне не совершается.

Часовня – малый храм без алтаря, не предназначенный для совершения литургии, но предназначенный для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит его название. Часовню можно назвать небольшим храмом. Как правило, внутри него отсутствует алтарь, поэтому литургия здесь не служится. Однако другие виды богослужений, включая молебны, панихиды и часы, проводятся. В честь часов (особых чинов молитвословий) и названо это сооружение.

Часовни христианских, как и лютеранских храмов,  смотрят в направлении востока, а колокольни  –  в западном направлении.
Косая перекладина на православном кресте  нижним  (опущенным) краем указывает на юг,  а верхним  (приподнятым)  –  на север.

**

Каноны существуют для того, чтобы они соблюдались. Это общее правило принято в любом культе, и оно призвано к соблюдению, чтобы сплотить верующих вокруг общих для них святых ценностей. И любое нарушение канонов является тревожным звоночком. Это может означать (в «лучшем» случае),  что нарушитель – невежда или относится к вере с халатностью, или (в худшем случае) что нарушитель – злостный исказитель правил, и служит не Богу Истинному, а сатане.

В данной статье мы рассмотрим каноническое ориентирование на местности православных святых храмов и религиозных сооружений (часовен).

Как именно они ориентированы, уже было сказано выше. Но почему эти правила так необходимо соблюдать?

Первое и заглавное правило: алтарь должен быть обращён к востоку.  То есть, восток – это каноническое расположение Бога, внемлющего нашим молитвам. Образно говоря, Господь Бог смотрит на нас ТОЛЬКО с востока! Поэтому, и церковные иконы (иконостас) расположены в восточной части храма. И даже иконы местно чтимых святых, расположенные в боковых приделах, не должны висеть на стенах, а должны располагаться в направлении с востока – на запад (от Бога – к человеку, лицо в лицо, а не в ухо).

К сожалению, это правило соблюдается не всегда и не везде, и такие вольности и нарушения канона довольно часто вводят молящихся во искушения, порождая в их душах и сознании ропот и осуждение. Ведь всякие нарушения правил заставляют молящихся сомневаться в том, что их молитвы будут услышаны Господом. Но кроме таких мыслей, возникают сомнения, что если не соблюдена сама суббординация и нарушен этикет, не является ли это твоим лишним грехом? Для кого-то это может показаться мелочью, но для кого-то даже внешние условности имеют большое значение, ведь порядок и стройность всех действий создают соответствующий настрой души, а в храме, где все толкутся и молятся на все четыре стороны, как говорится – хоть святых выноси…

Недавно со мной произошёл прескверный случай. Возле кладбища, где похоронена моя родственница, стояла и стоит часовня, построенная сравнительно недавно (не более 30-ти лет назад). Построена она была неудачно: поскольку вход на кладбище – с восточной стороны, то и вход в часовню, стоящую рядом, тоже сделали с восточной стороны, что нарушает канон, гласящий, что вход в часовни и храмы осуществляется с запада. Раньше я не придавала этому значения, по своему незнанию, но позже эта особенность меня заинтересовала.

Конечно, с точки зрения «удобства», вносить  покойника (перемещать его из катафалка в часовню) – проще. И обратно выносить, а потом погружать на тележку и везти до могилы – тоже достаточно удобно. Но с точки зрения соблюдения канона?
Надо заметить, что несколько лет назад, канон внутреннего убранства соблюдался: иконы располагались с восточной части, хотя это и выглядело нелепо: с двух сторон от входа, и Канун – сбоку. Но панихида по усопшему проходила с соблюдением ориентации на восток.

А в этот раз, зайдя в часовню, я заметила, что иконы все переставлены на западную сторону, и Канун – тоже. Таким образом, надо полагать, что и отпевания теперь проводятся с ориентацией на запад? Получается, что вся служба проходит спиной к Богу? И мне, как посетительнице, предлагается ставить свечи перед иконами, стоящими на западной стороне, и молиться на них, и кланяться, показывая (простите за грубость) Богу свой зад?
 
Эти вопросы меня озадачили… И, спустя несколько дней, когда мне снова пришлось очутиться в том месте, я не выдержала и обратилась в послушнице, работающей в часовне. Разговор состоялся на улице (слава Богу, не внутри, а то грех был бы…).

- Простите, – говорю я,  –  а Вы знаете, что часовня эта неправильно ориентирована?

- Почему неправильно?

-  Вход в часовню – с востока, а должен быть с запада, и алтарь – на западе, а должен быть на востоке.

- Так ведь это часовня, а не храм. Где вы видели часовни с алтарями?

- Простите, я имела в виду так называемую «алтарную» сторону – восточную, где и должны располагаться иконы.

- Ну… - женщина замялась,  – по этому вопросу вам надо поговорить со священником. Не думаю, что он не знает, как и что должно быть.

Этими словами женщина намекнула мне, что я лезу не в свои дела, потому что сказано это было с лёгким раздражением. В ответ я почувствовала досаду, и возникло сомнение: может быть, не стоило мне затевать этот разговор? Но с другой стороны, чувство долга заставило сказать:

- Разыскивать специально батюшку я не буду, а Вы с ним общаетесь чуть ни каждый день. Вот и передайте ему то, что я сказала. Моё дело – сделать замечание, а уж Вы – как хотите… Бог нас рассудит.

С этими словами я ушла. На душе было неладно, ведь я переложила ответственность на другого человека. Была мысль – написать в епархию, но я её отбросила, потому что это было бы ябедничеством. Одно обнадёживает, что эта женщина так или иначе должна будет поведать об этом разговоре на исповеди. Может быть, всё-таки этот  вопрос не пропадёт в туне? А пока я про себя решила, что больше в эту часовню не войду. Лучше быть подальше от соблазна...

++