9. Иконы - соблазн...

Наталия Веденеева
В том, что иконы – соблазн, я поняла не сразу. Однако, сейчас, имея за спиной 20-летний опыт духовно-христанской практики, я с полной ответственностью должна признаться, что иконопочитание является глубокой церковной ошибкой. Мало того, это ещё и прямое  нарушение заповеди: «Не создай себе кумира».

Все мы знаем, что православие уже, казалось бы, «переболело» этой проблемой, прошло этап иконоборчества и прибилось к окончательному решению, которое исполняется не одну сотню лет. Но правильно ли это?

На ряду, например, с богородичными храмами, посвящёнными Рождеству, Успению, Введению во храм Пресвятой Богородицы, мы имеем массу храмов, посвящённых ИКОНАМ, то есть, изображениям пресвятой Девы Марии. Например, иконе «Казанской Божьей Матер» и или «Тихвинской», или «Знаменской», или «Всех Скорбящих Радосте». Эти храмы и церкви как бы зовут прихожан поклониться не самой Пресвятой Богородице, а её изображению, которое, якобы, является чудотворным. При этом все мы думаем, что именно ЭТО изображение приносит благодать, а не сама Пресвятая Дева творит чудеса. В итоге мы уповаем на некий симулякр, а не на подлинное чудо. Мы обращаем взор на плохо исполненную копию, заставляя свою душу поклоняться этому «божку», который становится для нас «кумиром». Мы подменяем истину на подделку.

Всё, о чём я сказала, я отношу к разряду истинного отношения к вере. Но я прекрасно понимаю тех, кто практикует поклонение подделке, поскольку эта практика существенно облегчает задачу воздействия на верующих путём демонстраций всяких «чудес» –  таких, как «мироточение» или «кровоточение», что зачастую является искусным шельмованием.  Вот  этот «прекрасный» обман и является так называемым соблазном или духовной прелестью.

Через эту прелесть прошла и я.

Я не считаю этот опыт напрасным хотя бы потому, что он привёл меня к осознанию обмана и к пониманию заповеди Божьей: почему же именно создание кумира так пагубно для души. А пагубно оно тем, что душа перестаёт общаться с Богом напрямую, теряет связующую духовную нить, переводя подлинную связь в плоскость обиходного восприятия, через оккультные предметы. Ведь икона – это и есть оккультный предмет, такой же, как свеча, крест, кадило и прочее. Все эти предметы призваны создавать атмосферу священнодействия, или «таинства», и по сути являются атрибутами священной магии, на которой держится смысл существования церкви.

Поскольку церковь существует для таинств и за счёт таинств, то и священная атрибутика становится предметами первой необходимости. Не Сам Бог, а крест и кадило встают на первое место. Не Сам Бог, а его изображение на доске. Не Сама Богородица, а икона становится почитаемым образом…

Однако, надо отметить, что именно эти вторичные образы в начале воцерковления играют очень сильную роль в приобщении к церковной практике. Они становятся тем ЗАМАНИВАЮЩИМ элементом, некоей духовной блесной для ловления человеческих душ. А то, что притянуто на ложную приманку, поневоле искажается и становится непригодным для подлинной духовной связи с Богом.

Таким душам невозможно настраиваться на эту связь, если перед ними нет образа в виде иконы, нет креста на шее, нет благовоний, нет красивого пения и прочее. Только имея полный комплект атрибутики, такая беспомощная душа впадает в иллюзию общения с Богом – только через таинства, через литургию, молебен и прочее. Церковь лишает человека самостоятельности, искусно манипулирует его душой, руководит его жизнью, делая из него фанатика, лишая свободы духа.

Конечно, мне могут возразить, что далеко не каждый человек СПОСОБЕН к самостоятельной духовной жизни. Что большинство нуждается в духовном руководстве, в пастырской опёке. В конце концов, осуществлять ПРИЧАСТИЕ возможно только в рамках церковных таинств. Но я и не собираюсь это отрицать! В данной статье я говорю только о роли икон, о их преувеличенном  значении, которое приводит нас часто к пошлому и вульгарному их восприятию.

Например, в последнее время приходится часто наблюдать, как всякого рода публичные личности (политики, актёры, медийные персоны…) появляются на экранах ТВ на фоне своих офисов или частных апартаментов, где на всяких полочках всяких шкафчиков тут и там стоят разного рода иконки. Пытаясь уверить нас в своей набожности или в том, что они находятся в церковном «тренде», они по сути показывают своё полное духовное невежество. Они даже не понимают, что оскорбляют Бога этой дешёвой показухой, превращая свой интерьер в барахолку, превращая  свою душу в  лицемерную и тщеславную субстанцию.

Пожалуй, тут есть, над чем подумать…