Особая миссия корреспондента Павленко

Поэты Прозаики Приднестровья
Особая миссия корреспондента Павленко
Или зачем сегодня читают газеты

Ещё каких-то 60-70 лет назад газеты и журналы с упоением читали массы людей в большинстве стран мира. Кто-то выписывал газеты ради спортивной хроники, другим по душе были серьёзные аналитические материалы, третьи предпочитали острые фельетоны и красочные репортажи с места событий. Однако с течением времени и развитием технологий у людей появлялось всё больше альтернативных источников для получения информации, ну и, конечно, всё больше способов проведения досуга. Стали даже поговаривать о смерти печатного слова. Мол, его окончательно вытеснили телевидение и интернет.

Но, несмотря на все мрачные пророчества, газеты продолжают существовать и выходить во всех уголках земного шара и по сей день. В том числе и в Приднестровье. А люди, которые их выпускают, уверены: традиционная журнальная и газетная журналистика выполняет сейчас особую миссию. Печатные СМИ не дают людям окончательно разучиться читать и воспринимать большие объёмы информации уверен корреспондент газеты «Приднестровье» Андрей Павленко.

«Сложность восприятия текста играет сейчас с нами злую шутку, потому что люди разучиваются читать. Раньше считалось, что сложно читать, допустим, "Войну и мир", "Анну Каренину", а теперь, оказывается, сложным стало читать и небольшие совершенно рассказы, статьи. Я думаю, наша миссия, как газеты, – это если не повышать, то хотя бы не давать опускаться эдакому уровню средней интеллектуальности в нашем обществе. Удерживать его посредством того, что мы даём людям возможность читать».

Миссия, бесспорно, важная, но, если бы 20 лет назад Андрею сказали бы, что он будет газетчиком, который заботится о таких глобальных вопросах, рассмеялся и не поверил. В детстве, как большинство мальчишек, наш герой ни о какой журналисткой карьере не помышлял. Хотел стать космонавтом. Потом мечтал завоевать славу на футбольном поприще. Когда подрос и понял, что звезды футбола из него не выйдет, твёрдо решил стать спортивным комментатором.

«Ну а потом как-то повзрослел, стал больше смотреть фильмов, читать книжек и понял, что спортивный комментатор – это не моё. Мне больше по душе писать, излагать свои мысли на бумаге и не только».

В журналисты через филологию

После окончания школы Андрей поступает в ПГУ на отделение журналистики. Но спустя всего год учёбы перешёл на кафедру русской филологии. Но не потому, что передумал связывать свою карьеру с письменным словом. А наоборот, для лучшей подготовки к будущей профессии.

«Наш филологический факультет помогает сформировать тебе свой собственный стиль письма. Ты отлично знаешь синтаксис, морфологию. И я считаю, что благодаря филфаку ты можешь сформулировать свою мысль яснее, нежели это может сделать человек, который учился на отделении журналистики».

Во время учёбы Андрей не забывал и своём детском увлечении футболом. Правда, так же направил его в русло будущей профессии. Для  кишинёвского издания «Спорт-курьер» несколько лет писал о матчах, которые проходили в Тирасполе. А в 2013 году устроился в штат республиканской газеты «Приднестровье». Сперва тоже как спортивный обозреватель.

«Но мне сразу же сказали, что ты же не хочешь всю жизнь топтаться на одном месте. Занимайся другими темами. То есть мне определенный кредит доверия дали. Вот у нас в газете с этим, кстати, всё в порядке, если человек приходит, если человек хочет писать, ему всегда дадут какой-то кредит доверия, дадут возможность проявить себя».

Меньше скорость – больше содержания

Помимо спорта, Андрей Павленко готовит материалы на самые разные темы. Любимых жанра два: очерки и аналитические статьи. Потому что этот формат позволяет автору рассуждать. Рассматривать любую проблему и любой вопрос под разными углами и точками зрения. Делать порой совсем не очевидные выводы. Ведь печатные СМИ и существуют сегодня для того, чтобы «копать глубже» чем остальные.

«Газета – это медленное СМИ. Сначала первым делом вы прочтёте новость в Телеграме, где-то на интернет-ресурсах. Потом вы сможете послушать её на радио, затем вечером посмотреть по телевидению, и только потом к вам придёт газета. Поэтому мы должны давать вам больше: больше информации, больше подробностей, больше каких-то неочевидных деталей, чем дали все средства массовой информации. Иначе мы будем неактуальны, неинтересны».

Кроме двух любимых жанров, есть ещё и любимые рубрики. Тоже две. Первая - «Это наша с тобой биография». Это история Приднестровской Молдавской Республики. История, написанная её ровесником.

«Год за годом, начиная с 1990-го, затем 91-го и так далее, я рассказываю о жизни в Приднестровье. Я, наверное, такой очень ретроградный человек, мне нравится рассказывать, как люди жили в прошлом. Этот концепт я вообще часто использую - рассказываю о прошедшем и сравниваю с настоящим. Ведь иначе мы не можем ощутить никаких преимуществ времени, не сравнивая».

Вторая рубрика называется «Милая малая родина». Это целая серия репортажей и очерков о путешествиях по различным населённым пунктам Приднестровья. Ведёт её не только Андрей, но и другие его коллеги. Впрочем, молодой журналист заявляет: у него есть свой собственный подход.

«Я никогда не договаривался заранее о встрече, интервью, экскурсии ни с кем из того села, куда я еду.  Я всегда приезжал на пустое место.
Приезжаю и начинаю буквально стучать в заборы, в окна людям, приставать к ним на улицах, заходить в магазин, в школу. Люди, естественно, удивляются. Но, что самое интересное, что мне нравится в сельских людях, я реально просто стучу в забор, и мне открывают и вот через 5 минут меня, фотографа, приглашают, начинают рассказывать, всё показывать, стол могут накрыть. То есть люди настолько открытые в сёлах, что мне не нужно договариваться с кем-то заранее, мне и так всё расскажут. А теперь представьте, что вы в городе попробуете кому-то постучать в квартиру и попросите провести для вас экскурсию».

Андрей не только пишет свои статьи, очерки и репортажи, но и редактирует чужие материалы. Правда, речь идёт не о публицистике, а о художественном творчестве. Журналист отвечает за литературную страничку. В ней публикуются молодые приднестровские авторы.

Молодые люди также приносят свои рассказы, стихи. И я всегда говорю, что я буду критиковать, буду редактировать, показывать, что ты, возможно, здесь написал плохо, возможно, десять рассказов напишешь плохо, а один хорошо. И вот этот один пойдёт в газету, и ты сможешь развиваться таким образом. Если тебе будут говорить, что у тебя все десять рассказов или стихов хорошие, ты никогда не станешь лучше.

Ренессанс печатного слова

В общем, по разнообразию тематики работы только одного корреспондента можно судить и о широте тем, освящаемых всем коллективом газеты. И если Андрею Павленко задать вопрос, умирают ли печатные СМИ, ответ будет: ни в коем разе. Более того, в скором времени их ожидает ренессанс, уверен журналист. Ведь эра всеобщего очарования интернетом заканчивается. Фейк-ньюс, подмена фактов предположениями и откровенные информационные вбросы в социальных сетях заставляют аудиторию возвращаться к проверенным источникам. И всё больше людей при выборе между скоростью получения информации и её достоверностью предпочитают последнее.

«Я путешествовал по Восточной Европе, там этот процесс уже начался. В Венгрии, в Польше на улицах, в кафе, в автобусах полно людей, которые читают газеты. Мы, газетные журналисты, мы более ответственные за то, что мы пишем. Если в электронных СМИ после того, как опубликовали материал, можно что-то поправить, то у нас после того, как газета вышла в свет, поправить ничего нельзя. Поэтому мы ответственны вдвойне. Мы понимаем, что, если мы сказали какую-то неправду, мы будем за это отвечать. Мы знаем цену словам».

Алексей Ковалёв

ИСТОЧНИК: