Две беседы со Львом Толстым 2

Вера Панченко 2
     2.
Дорогой Лев Николаевич!
Решаюсь еще раз обратиться к Вам.
Размышляя о Вашем творчестве, о Вашей духовной сущности,
нельзя не задаться вопросом об их отправных точках.
На какой почве возрос этот поиск совершенства – неукротимый двигатель Вашей внутренней жизни? Какие условия взлелеяли Вашу духовную широту и силу, имеющую право утверждать любовь как основу бытия? Из каких глубин жизни появилась Ваша обостренная совесть, принимающая на себя все несоответствия мира?
Понятное дело, что ответы надо искать в той среде, которая формировала и развивала Ваш младенческий потенциал.

Родились и выросли Вы в сельском имении, в барской семье, устои которой были традиционными, национальными, на фоне природы
и в непосредственном общении с крестьянством.
 Добросердечие было  лейтмотивом в атмосфере Вашего дома
(и это – заметим – в крепостническое время!).
Где-то Вы пишете, что  тетушка Татьяна Александровна Ергольская, «чистейшее существо», оказала на Вас большое нравственное влияние, -
 она привила Вам возвышенное чувство близости и участия к человеку,
 подсознательную  ответственность за ближнего.
 Она привила Вам теплоту чувств,
 все богатства позитивного мировосприятия,
 которые потом запредельно развил в себе Ваш гений.
    
    И второй аспект – природа (здесь тоже повлияла тетушка Ергольская).
   С младых ногтей впитавший сельскую неотделимость от природы,
   позже Вы не только живописали ее, но и осознавали, что без единения
   с ней нет духовной цельности, нет настоящей культуры.
   Каждому  человеку надо пройти школу природы, а творческому –
   тем более, развивая свою способность созерцания,
   черпая в ней подсознательно чувство формы, бесконечное
   многообразие красок и движения, энергетически подпитывая себя
   слиянием с ней.

   В письме к Афанасию Афанасьевичу Фету от 12 мая 1861 Вы пишете
   о природе: «И холодная она, и неразговорчивая, и важная, и
   требовательная, да зато уж это такой друг, которого не потеряешь до
   смерти, а и умрешь, все в нее же уйдешь.  Я, впрочем, теперь меньше
   предаюсь этому другу – у меня другие дела; но все без этого сознания,
   что она тут, как повихнулся – есть за кого ухватиться, - плохо было бы
   жить».
   
   Такое глубинное чувство природы основывается,
   на мой взгляд, на том,
   что человек на природе первичен,
   то есть равнозначен космосу, его свету и тьме,
   и это чувство - в русле русской литературной классики,
   возросшей в дворянских усадьбах. Смею утверждать,
   что наша классика тем и велика, что оперлась на природу,
   органично срастив ее масштаб со своими творческими особенностями:
   Тютчев осмысливает и воспроизводит ее философски,
   Пушкин – родниковой чистотой поэтической формы,
   Фет – одухотворением её, Тургенев – гармонией духовной широты,
   а Вы – рефлексией, современной мне.
   Да, Ваше понимание природы звучит настолько современно,
   что  у меня вновь возникло совершенно естественное желание
   побеседовать с Вами…

   Давно пытаюсь разобраться, из чего состоит наша
   неразрывность с природой
   и каковы наши потери при нарастающем отчуждении от нее.
   Натиск цивилизации, натиск рационализма вытесняют образное
   и эмоциональное богатство человека, нарушая его душевную экологию,
   духовное равновесие. Думаю, что это не праздные вопросы –
   они вытекают из проблемы сохранения жизни на планете.

  Вы, деревенский житель, не любите города,
  хотя в силу своей деятельности не можете без него обойтись, -
  таков парадокс бытия нашей культуры.
  Между Вашей жизнью и моей пролегла сотня лет,
  в ходе которой этот парадокс усилился в сторону рационализма.
  Незримая борьба за сохранение равновесия,
  начавшаяся, на мой взгляд, в Ваше время, –
  легла на плечи русской литературы (и искусства, конечно)
  и Ваши в том числе. Вы хранитель русского иррационализма –
  всей своей художнической и духовной мощью.
  Вы выполняете сверхзадачу 19 столетия –
  потому как, помимо всех ежечасных задач,
  каждое время  работает на заказ планетарный.

  Образный ряд, метафора, живопись, художественное изображение,
  которое Вы называете поэзией, есть противовес рационализму,
  и весомость этой поэзии должна расти,
  и рефлексия на эту тему – необходимое свойство нынешней культуры.
  Вот почему необходимо понять,
  каким образом природа, её составные  части
  (цвет, свет, масштаб и так далее)
  формируют и развивают нашу психоментальность.
  И, что не менее важно, не разучаться любить свою матушку-природу.
  Помогайте нам в этом, великий классик, Вы – наш тыл и опора.

                10 – 13 февраля 2014