А. Гайбарян. Память об Учителе. Восп. учеников

Кнарик Хартавакян
АКОБ КЕВОРКОВИЧ ГАЙБАРЯН,

выпускник Чалтырской школы № 11 1981 года


ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ



                Странно: почему мы так же, как и перед родителями,
                всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
                И не за то вовсе, что было в школе, – нет,
                а за то, что сталось с нами.
                В. Распутин

     Если бы мы понимали в детстве, что жизнь скоротечна, – относились бы к своим родителям, учителям бережно? Наверно. Но юные годы на то и даны человеку, чтобы он наслаждался жизнью и ни о чём не думал. Ну или почти ни о чём...
Моё поколение родилось в мирное время и не ведало голода, холода, разрухи. Требовалось только учиться и стать достойными гражданами своей отчизны. Мы верили руководителям страны и «к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза» были готовы. На пути к этой «борьбе» с нами были наши родители и учителя. В школе, в различных кружках и секциях мы, порою, проводили даже больше времени, чем дома.

    Уже давно нет той социалистической страны, всё поменялось... В лучшую или в худшую сторону – это тема для отдельного разговора. Тем не менее, когда мы собираемся с одноклассниками, всегда очень тепло и трепетно вспоминаем «застойный период». Это были лучшие годы в нашей жизни! Конечно же, мы вспоминаем наших учителей и особенно наших классных руководителей.

    Так получилось, что за восемь лет учёбы в школе №11 вместе с первой учительницей Тамарой Ивановной Багаджиян у нас было четыре классных руководителя. Хочется верить, что это, возможно, случайное стечение обстоятельств. Как нам казалось, к категории «трудного» и неуправляемого класса мы не относились. Это нам так казалось... А что думали о нас директор, завуч и все учителя – остаётся только гадать. Даже спустя десятки лет, когда мы сами уже родители, бабушки и дедушки и можно  вроде  сказать   правду – наши дорогие наставники всё равно, не желая травмировать наши когда-то детские души, при встречах нас только хвалят. Вот тогда-то и вспоминается эпиграф к «Урокам французского» Валентина Распутина.

    Мы помним всех наших учителей, но особое место в этих воспоминаниях занимают Кнарик Саркисовна Хартавакян и Хевонд Огасапович Кристостурян. Это естественно – они были нашими классными руководителями с 5-го по 6-й класс (Кнарик Саркисовна) и с 7-го по 8-ой (Хевонд Огасапович), когда мы считали себя уже достаточно «зрелыми» и у нас сформировалось своё мнение, своё «понимание» учебного процесса. Ох, какими же мы были глупыми и наивными тогда! Как, наверно, нелегко было нашим классным руководителям.

    Хевонду Огасаповичу, к сожалению, мы почти не успели сказать
своё взрослое «Прости нас, Учитель, за наши детские шалости». Нашему дорогому Остапычу не довелось побывать ни на одном из наших юбилейных встреч выпускников. В 1991 году (десять лет выпуска) о нас то ли «забыли», то ли вообще не проводили мероприятия в школе №11. А в 1997-ом его не стало. Сейчас мы очень жалеем, что в те годы как-то не получалось часто собираться.

    А вот 20 и 30 лет выпуска мы будем помнить всю жизнь! Нам было очень приятно, что Кнарик Саркисовна нашла время и порадовала нас своим присутствием. Она рассказывала о нас такие вещи, о которых мы и сами-то уже подзабыли. Кнарик Саркисовна, как всегда, нас хвалила. Присутствующие в зале с интересом слушали о наших маленьких победах и славных делах. Мы тоже слушали и гордились своим классом. А гордиться было чем! Сейчас, с высоты прожитых лет, это очевидно.
Благодаря Кнарик Саркисовне, многие из нас тогда впервые взялись за перо и пробовали писать стихи. Учитель русского языка и литературы не могла, не имела права не создать в школе литературный кружок. У нас был кружок! До шести, а то и до семи часов вечера Кнарик Саркисовна занималась с нами. Она приносила из дома бутерброды, покупала в магазине соки и насильно нас кормила, чтобы мы не оставались голодными. Уже в сумерки мы, радостные и счастливые, с чувством исполненного долга, расходились по домам. Наши родители, встречая нас, шутили: «В школе ещё кто-нибудь остался?»
   Первые успехи начинающих "пробовать перо" не дали себя долго ждать. Экизян Маргарита, Шагинян Марина, Руснак Света, Экизян Альбина занимали призовые места на районных литературных конкурсах среди школьников. На правах рассказчика, я хочу подробнее остановиться на своих воспоминаниях на эту тему.

    В 6-ом классе, в один из февральских дней, как обычно после занятий, я сидел в литературном кабинете и ждал классного руководителя. Моих одноклассников пока не было. Я подумал просто, что они опаздывают. Открылась дверь, вошла учительница. Я извинился за своих товарищей и сказал, что они, наверно, скоро придут. Кнарик Саркисовна улыбнулась: «Никого больше не будет. Нам с тобой предстоит очень напряжённая и ответственная работа, поэтому я попросила остальных пока не посещать занятия кружка». Я, как мне кажется, в этот момент даже покраснел от неожиданности и удивления. Кнарик Саркисовна продолжила:   «На ежегодный районный смотр художественной самодеятельности нам надо подготовить стихотворение. Я подумала, а почему бы тебе не выступить на армянском языке. Мы же армяне, у нас есть свои прекрасные поэты, замечательные стихи». В 1979 году мне, да и не только мне, казалось, что здесь, в России, со сцены на таком мероприятии не может звучать армянская речь. Песни, мелодии – другое дело, там есть к чему прислушаться, а стихотворение... «Ничего, – успокоила меня Кнарик Саркисовна. – Всё будет хорошо. Начнём».

   Мы выбрали довольно длинное произведение Аветика Исаакяна «Мор сирды» «Сердце матери»). Почти два месяца Кнарик Саркисовна по два, а то и по три раза в неделю занималась со мной. Наконец, в конце марта, на районном конкурсе в Доме культуры села Крым я вышел на сцену и ... неожиданно для многих и для себя, занял первое место! Радости не было предела! Я не подвёл Учителя!!! Для меня это было даже важнее, чем просто победить. По итогам таких конкурсов из числа победителей выбирали команду на областной фестиваль. Отобрали и меня. Я, несколько ошарашенный, спросил у Кнарик Саркисовны: «А как я русским буду
читать армянское произведение? Они же ничего не поймут!»  Тогда она ответила: «А ты так прочти, чтобы поняли! Ясно?»

    Спустя годы, уже став участником Мясниковского народного театра, каждый раз, когда мы на нашем диалекте или на литературном армянском языке на фестивалях или мастер-классах играем перед русскоязычной аудиторией, я вспоминаю эти слова Кнарик Саркисовны и стараюсь, чтобы поняли...

   Особое место в наших воспоминания о Кнарик Саркисовне занимает школьный конкурс инсценированной песни, когда мы были в 5-ом классе. Это было что-то! «Баллада о русских мальчишках» (стихи Л. Ошанина, музыка А. Новикова) сама по себе трудная для исполнения песня. А ещё и инсценировка!!! Недавно, общаясь с одноклассниками в Ватсапе, я скачал из Интернета эту песню и выложил в группе. Мы все так удивились, что смогли в 11-12 лет на высоком исполнительском уровне спеть эту песню! Это полностью заслуга нашего классного (я бы даже сказал, ВЫСОКОКЛАССНОГО!) руководителя Кнарик Саркисовны Хартавакян. Она, в очередной раз поверив в нас, уговорила Искуги Мануковну Барашян позаниматься с нами, лично сопровождала класс в Дом пионеров на репетиции. Кнарик Саркисовна, не имея музыкального образования, но тонко чувствуя музыку, сделала такой номер, что жюри долго не могло решить, кому дать первое место – нам или восьмому классу. В конце концов нам присудили второе, объяснив это тем, что мы «ещё маленькие и у нас всё впереди, а восьмиклассникам победа нужнее». Вот так!!! Конечно, нам было обидно, но... мы верили и надеялись, что у нас всё впереди!

   …В 2021-ом году мы будем отмечать 40-летие выпуска. Как жаль, что на этом вечере не будет наших классных руководителей. Эх, жизнь... Наши собственные ряды тоже уже начали редеть. Пять лет назад не стало нашего одноклассника Хевонда Даглдияна. Он ушёл от нас в 49 лет. Вспоминая Кнарик Саркисовну, мы непременно вспоминаем и Хевонда. Он был очень активным мальчиком, непоседой, добрым шалунишкой. Классрук решила срочно его «перевоспитать», чтобы тот хорошо учился, вёл себя тихо на уроке, на переменах не баловался. Чего она только не пробовала делать! Об этом можно написать отдельный рассказ. Хевонд часто потом на наших посиделках говорил: «А вы знаете, ей это удалось. Не сразу, конечно, а годам так к... В общем, из армии я, благодаря Кнарик Саркисовне, вернулся совсем другим человеком». Я как-то при встрече рассказал об этом Кнарик Саркисовне. Она улыбнулась и ответила: «Вы все стали настоящими людьми, ответственными за своих близких, родных, и, если в этом есть хоть малая доля наших, учительских, заслуг, я очень рада».

    Есть, Кнарик Саркисовна, и не малая, иначе и быть не могло!..

21.07.2020               
                От имени выпускников 1981 года               
                Чалтырской школы № 11
                Гайбарян Акоб Кеворкович





РУСЛАН АНТРАНИКОВИЧ КАРДАШЯН,

выпускник Крымской средней школы №5 1976 года, доктор медицинских наук


     Сорок пять лет прошло с тех пор, как к нам, в Крымскую школу, пришла работать учителем литературы и русского языка Кнарик Саркисовна. Я тогда был учеником 10 «б» класса. Она сразу понравилась не только мне, но и всему нашему классу как очень умный учитель, имеющий доброе сердце, искреннюю душу! Она вселяла в нас крепкую веру и светлую надежду, оптимизм, всегда могла дать верный совет и поддержать добрым словом! Нам запомнились не только её человеческие качества, но и профессионализм. Она с любовью и эмоционально рассказывала о литературе! И я был в числе тех, кто полюбили предмет, который она нам преподавала! Она терпеливо нас обучала, занималась с нами и сделала из нас выпускников.

     Учителем может стать не каждый, ведь это профессия, которая требует полной отдачи, заставляет действовать не только умом, а в основном сердцем. Именно такой была Кнарик Саркисовна!

     От чистого сердца хочу сказать большое спасибо Кнарик Саркисовне за её бесценный труд и верные старания, за знания, переданные нам, и за её заботу о нас!
Она всегда будет в наших сердцах!

9 августа 2020, г. Москва