Начальная рифма. Теоретические аспекты

Евгений Елисеев
   В отличие от привычной всем «концевой рифмы», «начальная» встречается гораздо реже. Немногочисленные попытки использования и буквально несколько десятков предложений в книгах по теории стиха – вот и всё, что доступно широкому кругу любителей стихосложения. Однако она имеет не меньший потенциал, чем широко используемая концевая или менее распространённая внутренняя.

   Отчасти причина редкого появления в строфах такой рифмы обусловлена нашим представлением о том, как должны строиться стихотворные фразы. При традиционном взгляде линейное развитие стиха завершается ярким акцентом, созвучие которому, согласно «рифменного ожидания», может возникнуть в одной из последующих строк.

   С «начальной» рифмовкой дело обстоит чуть сложнее: ключевые слова приходится ставить в начале строки, отчего стихотворение принимает форму «нерифмованного» (в классическом понимании). Сами рифмуемые слова, в силу расположения, подбираются таким образом, чтобы иметь ударный слог на месте, согласующемся с избранной  метрической схемой.

Азарт природы пробужденья –
Гроза весенняя – прекрасен!
Глаза слепит мерцаньем молний –
Гюрза в броске – столь скоротечны.
Буза встревоженного грома
В лесах наводит ярый трепет…
А за тугими облаками
Краса продрогших звёзд блистает.

   Кроме того, к «начальной» рифмовке могут быть применены те же приёмы, что и к «концевой», а именно: она может быть смежной (ААББ), перекрёстной (АБАБ), опоясывающей (АББА), а также утроенной перекрёстной (АБВ АБВ) и учетверённой перекрёстной (АБВГ АБВГ). Кроме этого, возможен монорим (АААА) и, теоретически, зеркальная форма (АБВГ ГВБА). Примером монорима может служить расположенный выше стихотворный текст. Оговорюсь сразу:  примеры не претендуют на шедевральность и написаны исключительно для визуализации.

   Прежде чем рассмотреть пример смежной рифмовки, хочется обратить внимание на окончание в строке: оно может быть с ударением на предпоследнем слоге (женское) или последнем (мужское). «Женское» окончание строки можно ассоциировать с запятой, тогда как «мужское»  с точкой. Соответственно, если имеется необходимость подчеркнуть законченность фразы или строфы, имеет смысл «закрыть» её словом с ударным последним слогом.

Играй, кифара, радостную песнь!
Вбирай души божественную влагу,
Довольно поводов сегодня для веселья –
Крамольных помыслов отринута стезя.

Играй, кифара, радостную песнь!
Сгорай, печаль любви, в горниле страсти!
На вербах распускаются соцветья,
Эвтерпа в хижину наведалась мою!

   Это был образчик смежной рифмовки, а далее примеры перекрёстной:

Говорил друг закадычный –
Нет на дне кувшина истин.
Сотворил я в безрассудстве
Не вполне законно сделку:

Во хмелю искал я счастье,
На порог пуская горе.
Не хвалюсь таким усердьем,
Под залог отдав полжизни.

и опоясывающей:

Арба трясётся по камням
Под ярким солнцем Гулистана.
Подарки не везёт она –
Рабам краюха хлеба счастье.

Горбать, пока не спишет долг
Стеченье звёзд на небосклоне.
Вращенье мира колеса
Абаком жизни не поверишь.

   Следует понимать, что, накладываясь на различные размеры и формы, эти варианты могут породить большее разнообразие, чем рассмотрено выше, а совмещение с традиционными методами оформления строф расширяет возможности применения многократно.

   Возьмём, к примеру, смежную концевую рифмовку. В связке с начальной она может иметь следующие вариации: смежная (Н) + смежная (К), перекрёстная (Н) + смежная (К), опоясывающая (Н) + смежная (К), монорим (Н) + смежная (К), утроенная или учетверённая (Н) + смежная (К) и зеркальная (Н) + смежная (К), где Н – начальная рифмовка, К – концевая. Наложение данной схемы на размеры различной стопности способно породить большое число вариаций. Слабая (практически никакая) проработка этой концепции не позволяет на достаточном числе примеров рассмотреть достоинства или недостатки подобной практики формирования стихотворного поля.

На улице лежат снега,
Волнуется душа, легка:

Неспешно солнце восстаёт,
Безгрешно радость жизни вьёт,

Сменив стозвёздной ночи сень,
Сроднив с надеждой новый день.

Белеют стёкла в «кружевах»…
Светлее грусть. Ясней слова.

Это образчик комбинированной смежной рифмовки.

Плывёт по небу чёлн луны,
Скопленья звёздные видны.
Зовёт небесный океан
Явленьем неизвестных стран.

Шумит людской водоворот
Из века в век, из года в год,
Лимит не выбрав до сих пор.
Ковчега догнивает сор.

   Это пример перекрёстной начальной рифмы и смежной концевой. Нехитрым приёмом перестановки слагаемых попытаемся получить из него образчик с охватывающей начальной рифмовкой:

Плывёт по небу чёлн луны,
Скопленья звёздные видны.
Явленьем неизвестных стран
Зовёт небесный океан.

Шумит людской водоворот
Из века в век, из года в год…
Ковчега догнивает сор –
Лимит не выбран до сих пор.

   При начальной утроенной перекрёстной рифмовке текст разбивается на терцеты, где первые две строки рифмуются попарно, а третьи – между собой.

Качается утлый баркас на волнах
В пространстве миров, что буддийский монах
Несуетно мантры читает.

Вращается вечности веретено.
О странствиях души мечтают давно,
Тоскуя, а день отгорает.

   Этот образчик преобразуем путём простых манипуляций в пример с зеркальной начальной и смежной концевой.

Качается утлый баркас на волнах
В пространстве миров, что буддийский монах
Несуетно мантры читает.

Тоскующий день отгорает.
О странствиях души мечтают давно,
Вращается вечности веретено,

Играя.

   После прочтения разных вариаций появляется впечатление: чем дальше разнесены рифменные пары, тем менее уловима начальная рифмовка и тем большее внимание переключается на ожидание звуковых повторов в конце строк.

   Для перекрёстной концевой рифмовки также возможны различные сочетания: СН+ПК, ПН+ПК, ОН+ПК, УН+ПК, ЗН+ПК, МН+ПК (где С - спаренная, П – перекрёстная, О – охватывающая, У – утроенная или учетверённая перекрёстная, З – зеркальная, М - монорим).

Слова слетели с пересохших губ –
Глава закончена, но ветер разнесёт
Обрывки фраз тревожных медных труб,
Фальшивки строф, не взятые в расчёт.

Холодный ветер будет трепетать,
Голодным духом мчаться по земле.
Блаженным дервишем ему уже не стать,
Волшебным звуком страх не одолеть.

Неярких мыслей поздний листопад
Подарком снежных снов не погрешит.
Неспешно ухожу в заветный сад,
Потешно прослезившись от души.

   Это вариант спаренной начальной рифмовки. Теперь из исходного материала путём рекомбинации и частичной замены попытаюсь предложить образчик перекрёстных начальной и концевой:

Слова слетели с пересохших губ.
Обрывки фраз тревожных разнесёт
Молва суровой ложью медных труб –
Фальшивка строф, не взятая в расчёт.

Суровый ветер будет трепетать,
Бесплотным духом мчаться по земле –
Кондовый – дервишем ему уже не стать,
Дремотных дум уже не одолеть.

Подарком снежных снов не погрешит,
Неспешно уводя в заветный сад,
Неярким откровением души
Потешных мыслей поздний листопад.

   Проиллюстрировать сочетание опоясывающей начальной с перекрёстной концевой можно следующим:

Раскрыта миру, в стуже суеты
Душа творца, что первоцвет, ранима,
Спеша взлелеять райские сады,
Омыта грешностью неодолимой.

В мирах иных блуждать осуждена,
К свободе рвётся из иллюзий клети.
Восходит робко новая весна,
Мудра, что свет рассеянный столетий.

   Теперь для примера утроенная перекрёстная начальная и перекрёстная концевая:

Запретны бесшабашные объятья.
Иллюзии раскинут  паланкин…
Во сне я грежу: «Люди! Все мы - братья!».

Но бред к утру проходит: я – один!..
Контузии не в силах избежать я –
Во мне неисцелим осенний сплин.

Заветных слов намеренно изъятье,
Диффузии поток необорим –
Извне сочится древнее заклятье…

Что делать с ним?

   Конечно, данный пример не в полной мере соответствует заявленным требованиям, ибо в идеале требуется чётное количество строк (шесть, двенадцать и т.д.), а потому допущенная вольность – лишь вариант завершения при несоблюдении исходных требований. Далее образчик строфического монорима:

Кофейный дух пьяней, чем аромат вина.
Кипрейно за окном предвестие тумана.
Кисейно мгла легла,  печальна и бледна,
Келейно расстилается нирвана.

Растает свет, венчающий зарю.
Раздрая нет в непостоянстве мысли.
Расправив плечи, звёздный свет ловлю,
Отставив мир, что в похоти неистов.

   Следует отдавать себе отчёт – чем больше используется в стихотворении рифменных соответствий, тем  менее строгими и богатыми могут быть подбираемые сочетания (в силу ограниченности стихотворного пространства и количества рифм). Сквозной монорим также  возможен, если возможно подобрать достаточное число необходимых слов, не пожертвовав при этом логикой и смыслом.

    Для опоясывающей концевой рифмовки можно выделить те же комбинации, что и для перекрёстной или смежной. Еще раз оговорюсь – поскольку тема малоизученна на предмет приемлемости разного рода внутристрофических сочетаний, примеры могут вызывать замечания  по неточности подобранных рифменных пар.

Стремительно отхлынул день ненастный…
Смотритель-ветер к югу гнал волной
Безгласных облаков пушистый белый рой,
Напрасно предрекая холодов опасность.

Знобило чуть под солнцем золотым,
Забытых чувств не разгоралось пламя -
Мир не искрился новыми стихами,
Вернее мучая безмолвием своим.

   Это была спаренная начальная рифмовка, далее пример перекрёстной:

Ожидая октябрьские ветры, надеялся, верил:
Напророчатся вместо ненастья счастливые дни.
Облетая, листва пела – прошлого  не изменить.
Обесточены чувства… Рубцуются долго потери.

В серой хляби дождей непроезжими стали дороги,
Приютила душа сорных мыслей нелёгкий удел –
Верой горней прельститься рассудок мой не захотел.
Пошутила судьба,  созерцая, что выйдет в итоге.

   и охватывающей:

В пелене суеты жизнь всегда нелегка,
Будто мороком скрыта таинственность дня,
Плутом малой надежды свеченье огня;
В тишине чуть заметна игра мотылька.

Обречённо стремящийся в мир, где тепло,
Несмотря на оставленный кем-то завет,
Воспаря над обыденным – лучшего нет –
Увлечённый мечтою, он гибнет без слов.
 

   Утроенная или учетверённая охватывающая рифмовка строится по тем же принципам, что и перекрёстная. Однако при утроении придётся использовать удлинённый вариант в четыре строфы или формировать концевые рифмы по схеме авв аав, поскольку другие модификации будут выходить за границы рассматриваемого.

Скользишь давно по лезвию над бездной,
Теряя жизни творческий накал…
Ты людям раздавать огонь мечтал!

Дерзишь судьбы игрушкой бесполезной,
Сверяя мысли с логикой болезной,
Иуде выстроив из камня пьедестал.

   На самом деле, предложенный выше пример является только частью возможного разнообразия компоновки начальной и концевой рифмовок. За скобки вынесены версии с неполным соответствием классическим схемам.

   Отдельным вариантом использования можно выделить стыковую рифму, т.е. когда конец строки рифмуется с началом другой. Данный приём использовал Валерий Брюсов в стихотворении «Реет тень»:

Реет тень голубая, объята
Ароматом нескошенных трав;
Но, упав на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
Звёздный хор мне поёт: аллилуя!
Но, целуя земную росу,
Я несу мой тропарь умилённый
До бездонной кошницы небес.
Не исчез дольний мир. Сердцем чую
Голубую, как сон, тишину
И весну, воплощённую в мае
Лёгкой стаей ночных облаков.
Но готов всё забыть, всем забыться,
Я упиться хочу тихим сном;
Здесь, в ночном упоеньи над бездной, -
К тайне звёздной земная ступень…
Реет тень…

   Однако данное стихотворение лишь условно удовлетворяет рассматриваемой теме, потому как оно неразделяемо на отдельные строфы в силу отсутствия рифмовки между строками. В. В. Онуфриев приводит и другой пример стыковой рифмы в стихотворении «Зачем луна, поднявшись, розовеет...» М. Кузьмина:

Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, теплой неги полн.
И чёлн не чует змеиной зыби волн,
Когда мой дух всё о тебе говеет?

Когда не вижу я твоих очей,
Любви ночей воспоминанья жгут —
Лежу — и тут ревниво стерегут
Очарованья милых мелочей.

И мирный вид реки в изгибах дальних,
И редкие огни неспящих окн,
И блеск изломов облачных волокн
Не сгонят мыслей, нежных и печальных.

Других садов тенистые аллеи —
И блеск неверный утренней зари...
Огнём последним светят фонари...
И милой резвости любовные затеи...

Душа летит к покинутым забавам,
В отравах лёгких крепкая есть нить,
И аромата роз не заглушить
Простым и кротким сельским, летним травам.

   Но и в нём, в качестве примера, годится только первая строфа. В варианте Кузьмина использована охватывающая концевая рифмовка. Мало чем отличается вариант использования перекрестной:

Бреду куда-то, будто в паутине,
Сквозь иней, в дымке терпких сигарет.
Сюжет не нов – полуразмытых линий
И ныне грезится знакомый силуэт!

В круженьи странном снега и созвучий
Певуче мысли ластятся к душе.
Уже твой образ для меня – попутчик,
Не случай, а судьбы нелепый жест.

   Как можно заметить, первое слово строфы в обоих примерах не имеет рифменной пары, являясь, по сути, вводным. Использование рифмуемого начального слова придаёт конструкции некоторую искусственность, монотонность, как бы замыкает строфу на себя, что особенно становится заметно при смежной рифмовке. Однако в данном случае возможен межстрофный рифменный переброс, что позволит избежать упомянутого выше разделения.

Над скудной радостью земли печать разлук:
Сто мук сплелись в судьбы клубок – разомкнут круг.

Мой друг, души в утратах дней не опали.
Взрасли надежды или нет в страстей пыли,

Моли о том, чтоб божий свет не знал вражды…
Мечты находят путь к сердцам, когда чисты.

   Наличие стыковой компоновки начальной и концевой рифмовок позволяет более упорядоченно ритмизировать метод, применённый В. Брюсовым.

Промоина у берега чиста...
С листа, Весна готовится к яренью –
Под сенью облака, сошедшие с холста;
Достать нельзя до их столпотворенья.

Варенья нет, лишь солнечный медок
На водосток сосульками нанизан.
Капризен ночи звёздной холодок –
Глоток свободы, принесённый бризом.

Без визы прилетев, чего-то ждут
То тут, то там взволнованные чайки...
Крепчает птичий грай и брошены по спуд,
Лишившись пут, зиме недавней лайки.

   Конечно, в стихотворении «Реет тень», кроме означенного сквозного перетекания рифм, наблюдается закольцовка – первое и последнее слово образуют рифменную пару. Подобное также возможно и для рассматриваемого случая. Однако для создания «кольца рифм» может потребоваться больше усердия, чем обычно, что обусловлено не только удвоением числа употребляемых рифм, как таковых, но и необходимостью, не ломая размер, добиться правильного сопряжения окончания с началом. Для примера:

Кольцо Всевластья свить пытался ты.
Мечты, мечты… Желание не ново,
Основы сотрясая, создавать сады,
Бразды правленья доверяя слову.
Былого возвратить, увы, нельзя;
Стезя уводит далеко от дома.
Знакомое не кажется знакомым,
Содома жатвой призрачно грозя.
Нельзя остановиться на пути –
Идти – так предначертано от века.
Побегам важно в пору расцвести,
Спасти грядущее от алчущего снега.
Омега или альфа… Храбрецов
Завет отцов попрать в миру не мало
Ломала жизнь, горланить с пьедестала
Всегда хватало трепетных юнцов.
Кольцо…

   И напоследок хочется привести один образчик нестандартной компоновки начальной и концевой рифм:

Азарта мне недостаёт в крови –
На завтра обещают день ненастный.
Не вдохновит лесов унылый вид,
Когда кливит осенний дождь безгласный.

Давно не выходилось за порог –
Вольно бесцельно жить уединеньем.
Мирок мой одиночеством продрог,
Дорог земных не став пересеченьем.

Подброшу веток в тихий камелёк,
Стреножу мыслей тягостное рвенье.
Подлог свершу, чудовищный подлог, -
В залог отдам судьбу за вдохновенье.

© Е. Б. Елисеев. 2022.      г. Тотьма