Фарисей. Часть 1

Стихи Марии
Творения святителя Игнатия Брянчанинова. (Свт. Игнатий. Аскетические опыты)
(положено на стихи Мария)

( в двух частях)

Часть 1
_______________________________.


Некогда Господь взошел к Матфею
Претворяя мытаря в Апостола.
Соблазнились князи фарисеи,
Задаваясь странными вопросами:

« С грешниками, видим, ваш Учитель
Ест и пьёт — законов нарушитель!»
Фарисеи! Прежде вы скажите,
Почему вы грешников клеймите?

Не точнее ли блаженными назвать их,
И счастливцами, и Ангелами даже:
Где Господь, там не бывает сажи,
Мало избранных, хотя и много званных.

И не лучше ли просить о той обедне:
Нас прими, у стоп Твоих возляжем,
Этих грешников Ты принял, Сердцеведець,
Видно грех наш непомерно тяжек.

Нет благоуханного смиренья
В человеческих и падших судьбах.
Правдою бесовской и поддельной
Даже Господа они осудят.

И покаявшихся строго осуждают,
Тех, кто к Господу себя приблизил.
«Ваш Учитель!» гордо восклицают,
Ваш Учитель бедный, в бедной ризе.

Господа ответ на все начала
Гордого сокрытого недуга:
(Фарисейство — к святости потуга!)
Господа ответ весьма печален:

Отверженье праведности мнимой,
Той, что ближнего решается судить!
Есть слова, что в сердце мной хранимы:
«Я пришёл болящих исцелить!

Милости хочу — не жертвы»- верно!
Покаянье грешника ищу.
И овцу такую — обращу
От ошибок злых и тленной скверны.

И в другие дни он говорил:
Я не жертвы — милости желаю,
К покаянью грешных призываю,
В праведности гордой нету сил.
Вы невинных бы не осудили,
Если понимали смыслы слов.
И соблазны  не превозносили,
Меряя Закон числом шагов.

Суть не пряча мелочно за формой,
Мрачный фарисей услышь слова:
Сам Господь принёс иные нормы,
Он — Творец! И Церкви Он — Глава!

« Милости хочу!» - ужель не слышишь?
Видишь язву ближнего  уймись!
Над своей гордыней поднимись,
Уд твой немощный сегодня — ближний.

Не любуйся внешностью закона,
На себя его не примеряй.
Нынче от паденья ближний стонет,
Завтра сам увидишь смертный край.

Видишь внешность, а нутро сокрыто,
Сердце человека глубоко.
Может там сокровище зарыто:
Близок к Богу — к людям далеко.

Ты не поглядел в себя довольно,
Не увидел там бездонный ров
И не сокрушился добровольно,
Обнаружив тьму своих грехов.

Потому не знаешь, не учуял,
Что с другими сам ты наравне.
И не понял: «Милости хочу я!
Ваши жертвы неприятны мне.

Страшно не признать себя греховным,
Это — отреченье от Христа,
И блаженство -  это быть готовым
В сердце пребывать, как у Креста.

Засмотревшись в собственное сердце,
Позабудешь грешников других.
Ангелами посчитаешь их,
И поймёшь единственное средство.

И вздохнёшь, как неключимый раб,
Милость Божью жалко призывая,
Ты увидишь: заповедь простая
Вся искажена во сотни крат.

Сам нуждаясь в милости — от сердца
Изливай на ближних сей бальзам.
Милосердый Иисус! Он Сам
Для спасенья предложил нам средство.

Фарисейство — каверзная сущность,
Тщится врачевать болезнь других.
И не видит пропастей своих,
Мнит себя здоровым и цветущим.

И отвергнув доводы Врача
Для изьятья порошинки малой,
Бьёт корягой со всего плеча
В нежный глаз с отвагой небывалой.
                _____.
Вот фарисей в дом приглашает Господа,
И вшедши в этот дом, Господь возлег.
Хозяин веровал, но видим между строк:
Не тот почёт оказывал он Гостю-то!

Ему бы выбежать навстречу Посетителю
И с трепетом припасть к святым стопам,
Под ноги сердце, даже душу выстелить...
А фарисей делил всех по местам.

Упущенное похищает грешница,
С сосудом мирра в храмину спешит.
То миро на стопы святые плещется,
Слезами покаянья Гость омыт.

Главы своей власами обтирает,
И лобызает ноги у Творца.
Но фарисей ослеп, на всё взирает,
Чрез сердце ледяного мертвеца.
Соблазн в душе, он осужденьем движем;
И помышляет: если Он пророк,
То не дал бы блуднице сей бесстыжей,
Нечистою рукой коснуться ног.

Но почему ты умаляешь Бога,
В пророки лишь определив Его.
Ты грешницу оставил за порогом,
А та — почтила Бога своего.

Убойся и умолкни! Здесь Создатель!
Ему и суд над тварями вершить.
Ему равно различный долг простить,
Он Всемогущ и милостью богатый.

Смиренья недостаток —  хитрый недуг!
Препятствует духовному ростку,
И шепчет враг, что грех — не страшный недруг,
Не стоит разводить о нём тоску.

Зато он видит недостатки ближних,
И возрастает сам в своих глазах.
Но благодать гнездится на слезах,
Раскаяние станет щедрой нишей.

Но с умаленьем чувства покаянья,
Туманами покрыт духовный мир.
Здесь самомненье, самолюбованье
И самость, наш единственный кумир.

О грешнице блаженной слово сказано:
Кто много любит, тем отпущен грех,
А заражённый фарисейской язвою,
Закрыт для созерцательных утех.

Когда оно душою овладеет,
То принесёт ужасные плоды.
Где содрогнулись даже иудеи,
Там фарисей творит свои мечты.

Осмелились хулить Святаго Духа,
И бесноватым Господа назвать.
И распустили меж народом слухи,
Не преставали Спаса клеветать:

Что Он вредит духовному здоровью!
 Чтоб под личиной боли за Закон,
Насытить злобу праведною кровью,..
На жертвенник тщеславью возведён.

Хранимся же от кваса фарисейска:
(К богоубийству нас приводит он.)
Как страшный яд, опасное злодейство,
Сей безопасный с виду хамельон.

Довольствуясь наружностью обрядов,
И совершеньем мнимых добрых дел,
Он добровольно служит злому граду,
Не зная Бога, против Бога смел.

Он чувству покаянья недоступен,
Как сердце умилённое собой.
Он Заповеди чтит, не зная сути
И выставляет умствований строй.

По сути, оставляя суть Закона,
Стремится к исполненью мелочей.
Оставив заповедь, не зная жизни в ней,
Талмуды пишет и свои каноны.
                -------.
Есть страсть, что более других сокрыта,
Под сердцем человеческим живёт,
И утешенье мнимое даёт,
И благодатью, кажется, полито.

Тщеславие! Им дышит фарисей,
И весь состав на похвале заквашен.
Он любит красоваться меж людей
И мнит себя всех праведней и краше.

Его посту свидетели нужны,
И милостыня ждёт аплодисментов,
Молитвенностью все поражены,
Поклонники щедры на комплементы.
Не может быть учеником Христа,
Чтоб следовать путём уничиженья,
Страданий, бедности, скорбей, лишений:
Соблазн для фарисея — сень Креста.

Мессия должен быть — завоеватель,
Как Александр Македонский — он.
С трофеями, в порфиру облечён,
И почестей и званий раздаятель.

Мысль не доступна для души такой,
О вечности и о небесной славе.
Во прахе пресмыкается герой,
И серебро — кумир его заглавный.

А где сокровище — и сердце будет там,
Там вера, чувства, там любовь надежда:
Устами Бога восхваляет вам,
А сердцем отвергается — невежда.

Не слышит Бога, Промысла не зрит,
Не знает опытом, что значит, Страх Господень.
В душе его воздвигнут и царит
Великий идол — Я! - в едином роде.

И идолу курится фимиам,
И жертвы закалаются премного.
Как может вдруг соединиться там
Хвальба кумиру и служенье Богу.

О, фарисейская душа страшна!
Там запустенье, мёртвый мрак холодный,
Вертеп, где нет ни двери, ни окна,
Разбойник лютый там и зверь голодный.

Да, - это гроб — украшенный снаружи,
Для чувственных и легковерных глаз.
Внутри исполненный проказой всех проказ,
Зловоние над мёртвой костью кружит.

Но фарисею хочется казаться
Служителем святынь перед людьми.
Тщеславие заставит облекаться,
И лицемерить, как пестрящий змий.

Поступком благовидность доставляя,
Стремиться  угодить страстям со дна.
Личина фарисею так нужна!
Всё — сочинение  - от края и до края.

Всё вымысел — дела его, слова,
Ложь непрестанная, и в сердце — ада темень.
И дышит сердце адом осуждений
На ближнего, перекупив права.

Он с виду праведник — в душе сатанье чадо!
Черты в законе Божьем уловил
И таковыми тело обрядил,
Чтоб под прикрытием вершить законы ада.

Чтоб взгляд неопытный не видел сей разлом,
А вверившись, приял того советы.
Нет! В людях он не осуждает зло,
Но оклеветывает тонко добродетель.!

О, фарисей! На казнь ты ведёшь
За преступленье, кое сам измыслил.
И казнь твоя, и клевета, и ложь
Вчера, сегодня и всегда, и присно.

Тебя бодрит, что ученик Христов,
В молчаньи чашу пьёт своих страданий?
Несчастный! Устрашись! В конце веков
Пред Иисусом обличит — молчанье!

Для Богочеловека Самого
Измыслили такое! преступленье,
Купили фарисеи Кровь Его...
И на Кресте распяли без смущенья.

И лжёте нам доселе вдохновенно...
Но против вас Господнии слова:
Как убежишь ты от огня геенны,
Ехиднина змеиная глава?
Вот посылаю к вам пророков мудрых
И книжников — но вы убьете их,
Бить в синагогах будете иных,
Иных распнёте — грех нуждой припудрив.

Вы гнали всех по городам и весям,
Прийдёт на вас их праведная кровь.
Слова свершились, квасом фарисейским
Заполнились сердца, изгнав любовь!

Неутомимо рыщут — ищут крови!
О, Иисусе! Помогай рабам.
Гонимы все ученики Христовы,
Гонимыми достойно быть и нам.

Узреть Тебя в страданиях — не сложно!
И благодать Завета получить,
И миротворно Духа ощутить,
Что без страданий, просто невозможно!
                ______.