Фарисей. Часть 2

Стихи Марии
Творения святителя Игнатия Брянчанинова. (Свт. Игнатий. Аскетические опыты)
(положено на стихи Мария)

(в двух частях)

Часть 2
                _______.
(об оправдании)
В Святом Евангелии заповедей много,
Изрек Господь, (начальникам противно!):
Ученье фарисеев очень строго,
Но лицемерно — лишь одна личина!

Из поведения такого и ученья
Возникнет, хоть скажи наоборот:
Ученье- образ мысли создаёт
И сеет ядовитое растенье.

Что грех не страшен вовсе никакой!
Не стоит добродетель уваженья...
Притворство здесь в цене и устрашенье,
И следованье букве неживой.

Перед людьми вы праведными мнитесь,
Но сердце видит Бог со всех сторон.
Вы высотой своей не возноситесь,
Высоты ваши отвергает Он.

Что в людях высоко, пред Богом мерзко!
Все оправдания греховной воли — мёд:
Корнями хитрость душу обоймёт,
Дела измерит развращённой меркой.

Ведь оправданье — гибель для души.
Иное есть — учение Христово:
Дела земные все нехороши,
И грешный стол негоден для Престола!

(тщеславие)
Друг друга славить — Бога позабыть?
Такая пища льстивому тщеславью.
Кумиру скверному воспели славу,
На жертвенник сердечный водрузив.

Как жертвенник сердечный чистым станет?
Господь зовёт на тайные дела,
Чтоб в тайне пост. И милостыня в тайне,
Молитва в клеть затворена была.

Дела добра сокрыть от человеков,
Чтоб не растлили сердце похвалой.
Да не нарушить нам союз святой
Смирения с сердечной простотой,
И тихостью, что нам дана от века.

Да не узнает глаз лукавый твой
Дела, что во Христе творит десница.
Все оправдания попрать и отстраниться
От правды человеческой земной.

В чём состоит евангельская правда?
В страданьях на кресте — Спаситель здесь.
Пред Ним пшеницы и плевелов смесь...
Чинит разбор налево и направо.

Своих печатью знаменует Он.
А кто — свои? Кто душу погубляет
Юродством! И в обидах оскорблен,
Понятия о чести погребает,

Слагает у подножия Креста,
Ланиты подставляя заплеваньям
И честь земную миру на попранье!
Научимся у Самого Христа.

Научимся и таинству молчанья,
Что даже выше богословских слов.
Искать ли нам у мира почитанье,
Имея пред глазами Крест Христов?!

Не звери мы, чтоб угрызать друг друга,
Здесь на земле подобны Агнцу мы.
Не отрекаясь от земной сумы,
Мы странствуем по временному кругу.

И здесь уже, в темнице суеты,
К ученику Утешитель приходит.
Блаженство Царства навевает вроде,
Крупицей от блаженной Высоты!
 
В святое наслажденье осторожно
Он вводит верных — неизвестно как!
Земные наслаждения ничтожны,
Хоть и законны, как законный брак.

(не судите)
Соблазн — главный лицемерный признак,
В намеренных злодеях сочинён.
Заранее оправдывает он
Предлоги к злодеянию, как призрак.

Соблазн есть — болезненный недуг:
Он немощь ближнего подвергнет осужденью.
Нам покаянье — самый лучший друг,
В своих грехах — и в этом очищенье!

Соблазн осудить — самолюбив,
Исчадье ада разъедает душу,
Недуг бревна в глазу, который сушит
Слезу о ближнем, грех свой позабыв.

А ты в себя смотри! Твои движенья,
Стремленья, состояние души,
На первый взгляд  не очень хороши,
А если глубже — мерзость запустенья!

И некогда за ближним наблюдать,
Покажутся дела других, святыми.
Ты величайшим грешником назвать
Спеши себя — и сердце не остынет!

В душе твоей сплошная суета,
А в брате видишь только совершенства.
Отверзутся широкие врата
Для покаянья — это путь к блаженству!

Забота наша — Богу угодить,
Узрев себя грешнейшим всех созданий.
В чём праведность? Она есть — осознанье.
Желание во всём себя винить.

Так будем же внимательны к себе,
Очистим душу, и очистим тело:
Тщеславие, неверия дебелость,
Лукавство, зависть, ненависть к судьбе.

Так покоримся Божьему веленью,
А Воля Бога — это нас спасти!
Суди себя, а ближнего прости.
Чрез покаянье — путь в Его Селенья!
                _______________.