Пятая колонна

Димитрий Кузнецов
С годами я понял такую вещь: труднее всего, но и всего вернее, оставаться самим собой. Когда мне пишут (такое порой случается): мы в вас разочаровались, так как... и далее какая–либо причина, скажем, моё отношение к Сталину или Грозному, к Распутину или Стрелкову, к спецоперации на Украине... мне всегда хочется ответить: "Не нужно "очаровываться" – никем, ни мной, ни другими. Не будет и разочарований". Я могу быть не прав, могу ошибаться, но ведь это в равной степени относится и к моим оппонентам. А вообще, мы сейчас, общество наше, стоим на грани большой резни. И она станет пострашнее той, что была столетие назад. Я уже предпочитаю лишний раз не спорить, а максимально полно выражать свои мысли в публикациях, не пускаясь в дальнейшую полемику. Но всё равно от меня требуют объяснений, кто я? Увы, мне проще сказать, кем я не являюсь. Так вот.

У меня есть знакомые евреи, которые много порядочней иных известных мне русских, – значит, я не антисемит. Среди людей, именующих себя монархистами, я знаю много клинических идиотов и жуликов, – значит, я не монархист. Я принципиально держусь вне политических партий и блоков, – значит, я аполитичен и вряд ли патриот, т.к. нынешние патриоты поголовно партийны. Я не считаю, что как православный человек должен хватать молоток и бить статуи обнажённых богинь или рвать колоды карт, спасаясь от разврата, – значит, я плохой православный. И ещё... в моральном смысле для меня в приоритете жизни людей, а не расширение границ и мудрые геополитические игры, – значит, я "пятая колонна и ставленник госдепа".

Для либералов я чужой,
Для "патриотов" тоже,
И век мой тянется баржой,
Путь пройденный итожа.

Среди партийной суеты
Мне не сновать синхронно:
Где флаги кровью налиты,
Я – пятая колонна.

Не оголтелый демократ
И не бунтарь отпетый,
Я Государю был бы рад,
Да Государя нету.

И не предвидится пока
Ни скипетра, ни трона.
Увы, исчезла на века
Имперская корона.

Мне с теми, кто поёт о ней,
Петь хором неохота, –
При ложном пафосе сильней
И злей фальшивит нота.

Я белым был, но этот цвет
Уж не вернуть обратно:
Ни белых нет,
Ни красных нет,
Лишь розовые пятна.

Я пятен не терплю любых
В калейдоскопах властных,
Ни розовых, ни голубых,
Ни бело–сине–красных.

Пусть за позицию мою
Грозят поставить к стенке,
Я всё равно на ней стою,
Как гренадёр в шеренге.

Когда идёт последний бой,
В последнем из сражений
Достойней быть самим собой
Вне партий и движений.
 
Сейчас выражение "пятая колонна" равносильно "врагам народа" из лексикона 1930–х годов и употребляется для обозначения внутренних врагов государства. Но не все знают историю появления этого термина. Вот – краткий экскурс. Статья не моя. Автора я не знаю, в публикации он не был указан. Привожу короткий отрывок:

"В середине июля 1936 г. началась гражданская война в Испании. К концу сентября генералы, поднявшие мятеж против республиканского правительства, одержали значительные победы и заняли большую территорию в южной части Испании. Наспех сформированные правительством войсковые соединения терпели одно поражение за другим. Мятежники приближались к Мадриду, и испанская столица оказалась под угрозой окружения. Генерал Франко бросил свои силы на Мадрид; войска двигались на город с юга, юго–запада, запада и северо–запада, в общей сложности четырьмя колоннами.

В эти дни, 1 или 2 октября, один из генералов, командовавших войсками мятежников, Эмилио Мола, выступил по радио. Угрожающе обрисовав боевые действия, развернутые четырьмя колоннами, он добавил, что наступление на правительственный центр будет начато пятой колонной, которая уже находится внутри Мадрида. В ответ на это выступление орган компартии Испании газета «Мундо обреро» писала 3 октября 1936 г.: «Предатель Мола говорит, что бросит против Мадрида четыре колонны, однако начнет наступление пятая колонна».

В августе и сентябре Мадрид уже был полон слухов о том, что в стране действуют предатели. Фактические или подозреваемые сторонники Франко арестовывались тысячами; коммунисты, социалисты и анархисты систематически составляли и корректировали списки подозрительных лиц. Каждое утро на улицах можно было найти тела десятков жертв, убитых ночью.

И все же казалось, что опасность, угрожающая изнутри, никогда не будет устранена полностью. В некоторых кварталах с крыш внезапно раздавались выстрелы; таинственные автомобили неожиданно появлялись из–за угла, звучали короткие очереди из автомата, и автомобили исчезали. Отовсюду ползли слухи, что дело республики гибнет; казалось, что кто–то систематически занимается их распространением. Вот почему высказывание генерала Мола лишь подтверждало тревожные предположения: очевидно, Франко имел поддержку пятой колонны, организованной в самом Мадриде.

Во второй половине октября термин «пятая колонна» стал широко использоваться испанской республиканской печатью, в особенности газетами левого лагеря. Содержание термина продолжало оставаться неопределённым, однако это не препятствовало, а скорее способствовало его широкому применению. Случайно оброненное генералом Мола выражение приобрело эмоциональный оттенок и силу".


P.S. От себя добавлю. Мне очень симпатичен генерал Франко, тем более – в ситуации Гражданской войны в Испании. Испанская "пятая колонна" – это патриоты своей страны, насмерть схлестнувшиеся с безбожным коммунистическим интернационалом. У нас же "пятой колонной" именуют людей из либеральной оппозиции. Но тут есть определённая подмена понятий. Кем–кем, а уж либералами сторонники Франко никогда не были, и их "пятая колонна" была предельно антилиберальной по духу и смыслу. Ну а что касается моей личной гражданской позиции, то я её достаточно точно выразил в стихах.
 ______________________
 * Моё фото у ресторана "Бродячая собака" в Петербурге,
    один из крайне редких снимков, который мне нравится, июль 2021 года.