Булгаковский мотив

Димитрий Кузнецов
       "Велик был год и страшен год
        по рождестве Христовом 1918–й,
        от начала же революции второй..."
               М.Булгаков "Белая гвардия"

С пустых полей, с промозглых пашен
Тоска и голод рвутся в тыл,
А у дверей – велик и страшен! –
Год 18–й застыл.

...В году ином, в иной стране я
Ищу из скверны путь прямой.
А за окном – ещё страшнее! –
Век 21–й дышит тьмой.
_________________________

В очередной раз (а сколько раз это уже случалось!) общество наше разделилось в отношении к происходящему. Даже среди моих друзей есть те, кто "за" силовые действия на Украине, и те, кто "против". Не буду праздно рассуждать об этом. Скажу о другом. Войны, как и болезни, рано или поздно проходят. Люди живут дальше. Что даёт силы жить, определяет смысл и течение жизни? Только духовность и культура, неистребимые на полях сражений.

Вот слышу: "Между Россией и Украиной пролегла кровь, это навсегда". Навсегда – наш единый народ, а кровь пролегала и в Смутное время, и в русско-польско-украинских войнах, и в Петровскую эпоху и в эпоху завоеваний Екатерины Великой. Гражданская война, 1920-е и 30-е годы, Вторая мировая... – всё это кровь. Но есть ведь Гоголь и Гиляровский, Бортнянский и Чайковский, Ярошенко и Репин – крупнейшие русские писатели, художники, композиторы с украинскими корнями. Чехов признавался: «Я настоящий малоросс, я в детстве не говорил иначе, как по-малороссийски». Девичья фамилия Аны Ахматовой чисто украинская – Горенко. И все они, и многие–многие другие творили в русле великого русского искусства.

Войны проходят, остаются духовность и культура, общие для всех. В 1923 году сын профессора Киевской духовной академии, в недавнем прошлом военный врач Добровольческой армии Михаил Афанасьевич Булгаков заканчивал свой знаменитый роман "Белая гвардия", где действие происходит в Киеве, в дни взятия города войсками Петлюры, такими пронзительными, пророческими строками:

«Последняя ночь расцвела. Во второй половине её вся тяжёлая синева, занавес Бога, облекающий мир, покрылась звёздами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у Царских врат служили всенощную... Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в чёрную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
 ____________________
 * На снимке: памятник Святому Владимиру Великому – старейший скульптурный памятник Киева. Изготовлен на чугунолитейном заводе в Дугне (Калужская губерния) в 1853 году. Один из символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы: Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут–Малиновский (барельефы).