И жарки, и темны тиски Судьбы...

Димитрий Кузнецов
И жарки, и темны тиски Судьбы,
От них не скрыться, не уйти с мечтами,
Как в Петергофском парке по грибы,
Как в Ливадийском парке за цветами.

Молчит конвойный. Ночь уже близка.
Закату тлеть не долее окурка.
...Уносит в даль четыре лепестка
Горячий ветер Екатеринбурга.
 ___________________
 * На фото: Их Императорские Высочества Великие княжны
    Ольга Николаевна (1895 – 1918), Татьяна Николаевна (1897 – 1918),
    Мария Николаевна (1899 – 1918) и Анастасия Николаевна (1901 – 1918).
    Современная колоризация снимка Ольги Ширниной (Klimbim).

Игорь ЗИМИН
профессор, историк (С–Петербург)

ИЗ КНИГИ «ВЗРОСЛЫЙ МИР ИМПЕРАТОРСКИХ РЕЗИДЕНЦИЙ»

Собирание грибов, – занятие нечастое среди членов Императорской Семьи. Грибы собирали в достаточно ухоженных дворцовых пригородных парках. Эта традиция передавалась из поколения в поколение. Самыми грибными считались петергофские парки. По очень простой причине – в грибной сезон Императорская Семья жила именно в Петергофе. Когда Александр II был ещё Цесаревичем и его семья жила в парке Александрия, его сыновья, гуляя, собирали ягоды и грибы.

Собственно, говорить об этом увлечении позволяют очень редкие упоминания в дневниках и мемуарах. Великая княгиня Ольга Александровна вспоминала, что в Петергофе «папа вставал очень рано и отправлялся в лес, к обеду он приносил большую корзину грибов. Иногда он брал с собой кого–нибудь из нас, детей».

Николай II в дневниковых записях также периодически упоминал о своих походах за грибами. Так, 8 августа 1896 года он записал: «Искали грибы и нашли 184 штуки в полтора часа». Лаконичная неэмоциональная запись даёт основания предполагать, что грибы нашли в Петергофском парке Александрия.

Как правило, сбором грибов занимались женская половина семьи и дети, но иногда в этой забаве принимал участие и сам Император. Вероятно, запись появилась благодаря выдающимся результатам – «184 штуки за полтора часа». Наверное, 1896 год был грибным, или царские садовники специально культивировали грибы. Примечательно, что Царь не пишет, что это были за грибы, в то время как результаты ружейной охоты, которую он знал и любил, всегда тщательно детализировал. Либо он не очень разбирался в грибах, либо это были сыроежки, либо он просто не любил «третьей охоты».

Тем не менее Царь продолжал периодически участвовать в «тихих» охотах. В последний раз он собирал грибы с детьми 28 июля 1915 года.