Дедушкин сон

Михаил Денисов Вологда
   Мальчики и девочки старшего поколения наверняка помнят замечательный фильм советского режиссёра Константина Воинова "Дядюшкин сон". Отличный подбор актёров, сыгравших словно спевших в униСон - Лидия Смирнова, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Николай Крючков Нонна Мордюкова и юная Жанна Прохоренко. И естественно - Сергей МартинСон. Почему естественно? Да ведь никто другой(памятуя его роль телеграфиста в "Свадьбе" по Чехову.)не смог бы воплотить на экране  ту степень самонадеянной пошлости, глупости, великосветской истасканности, расфуфыренной нафабренности, абсолютной уже ненужности и никчёмности для самой этой жизни. Неуместности существования. Но в то-же время и неких претензий на то, что бы постоянно быть в центре всеобщего внимания. Играть, пусть и против воли главную роль в пьесе - Реальная жизнь. Как ни странно, но его в фильме - жаль. Жалость эта не с привкусом печали, Жалость эта - горькая. Как наверное было жаль нациста Эйхмана. Столько лет прошло после его эсэсовского прошлого, и тут на тебе - казнь через повешение - немощного, безобидного(!) старичка...
  Книга конечно интереснее, но аудитория  у экранов - побольше. Сами понимаете, кино-то ведь - поважнее из всех искусств..  Тем более такого тяжеловесного, не только для чтения, но и для понимания(в хорошем конечно смысле) литературного произведения Ф.М.Достоевского.
Добрейший Ф.М. "разрешил" князю К. относительно спокойно помереть от опасной для его возраста простуды. А в фильме(по советским канонам) МартинСону совсем другой финал предуготовили. Помните? Бедняга, без своего дурацкого паричка, лысый, без своего моложавого грима, постаревший лет на двадцать (хотя, куда уж больше) оступается на лестнице и как-то эдак - выбирайте сами - страшно нелепо или же нелепо и страшно валится-катится в толпу стоявших внизу дам. Те подумали, что это шутка такая, а оказалось - смерть. Нелепая,в шутовском колпаке и с гармошкой в руках. У дам этих была абсолютно правильная реакция - громкий визг ужаса.
  У Попова и Скабеевой все эти спотыкания нынешнего "Князя К" - милого, напомаженного,  наверняка надушенного дорогущим одеколоном старичка с его смешным приставлением руки к непокрытой голове почему-то напомнили мне эпизод из этого фильма. Финальный.
В телестудии его раз сорок прокрутили. Все хохотали. А я бы как актёр Сухоруков из какого-то фильма(неважно - из какого) со страхом закричал:
- Чего ржёте-то, дурачьё!? Тут смеяться - нечему! Плакать тут надо!