Еще чуть-чуть о смерти Маяковского

Пиня Копман
Вчера была годовщина смерти Владимира Маяковского.
Выдающийся русский и советский поэт застрелился утром 14 апреля 1930 года в своей квартире. Труп его кремирован.
Вопрос о причине смерти Маяковского остался не до конца выясненным.
Очевидна путаница с пистолетом: то там "Браунинг", то револьвер "Маузер", то, в конце концов, пистолет Маузер с патроном от Браунинга. Много свидетельств о "депрессивном состоянии". Но все же предсмертная записка написана за 2 дня до рокового выстрела.
Экспертиза установила, что предсмертная записка написана почерком Маяковского, однако либо в состоянии сильного душевного волнения, либо в неудобном для написания месте. Знавшие Маяковского близко отмечали две стороны его личности: резкость суждений, вплоть до грубости и скандала, и, с другой стороны уязвимость к критике и насмешкам, особенно со стороны близкого круга. Непосредственно перед написанием Маяковским записки супруги Брик (самые близкие друзья Маяковского) уехали за границу. Итак, поэт думает о самоубийстве, но не спешит с ним. А потом вдруг решается после разговора с любимой женщиной Полонской. Полонская то ли отказала Маяковскому уйти к нему от мужа, то ли отказалась обсуждать этот вопрос. Сейчас не узнать. Но Маяковский достал Маузер, зарядил в него один (!) патрон от Браунинга, и выстрелил в себя.
А кто видел посмертное фото, сразу заметит странность: такой выстрел левой рукой из крайне неудобного положения почти невероятен. Поясню: входное отверстие - на 3 см выше левого соска. Пуля шла сверху вниз и слева направо. Длина дула револьвера от пусковой скобы не менее 5 см. То есть, для самоубийства следовло самым неудобным образом вывернуть левую руку, подняв её почти до уха и направив дуло вниз. И, хотя Маяковский "обоерукий", но патрон был один, и действия по заряжанию удобней делать, держа пистолет в правой. Есть еще более важное заключение экспертизы НИИ судебной медицины МЮ РФ 1991 года - по рубашке Маяковского. Из заключения следует, что выстрел был произведен правой рукой с частичным прижатием дула СПРАВА-НАЛЕВО. Это вообще фантастический выстрел, потому что пуля, пройдя в грудную клетку, отразилась от одного из рёбер вниз, иначе бы не пробила бы сердца! И тогда на первый план выходит совсем другая версия: Маяковский был ДЕМОНСТРАТИВНЫМ САМОУБИЙЦЕЙ. 
Что это означает?  Человек решает покончить счеты с жизнью. Но самоубийство срывается раз за разом. То люстра, на которой он повесился, оборвется. То яд окажется не совсем ядом. То бумага, подложенная для разжигания сгорит, а доски и куски дерева так и не разгорятся, или разгораются ну очень медленно.
При этом самоубийца действует всерьёз, вот только подсознательно создаёт условия, чтобы самоубийство сорвалось.  Это срабатывает подсознательное желание привлечь к своей внутренней драме внимание и вызвать сочувствие окружающих.
Однажды мой знакомый судмедэксперт доктор Фальков (страшный циник) признался мне, что после третьего выезда к такой демонстративной самоубийце, на сей раз неудачно взрезавшей вены,  он ей посоветовал резать не поперёк вены, а вдоль. Но та к совету так и не прислушалась.
Ну, а что же Маяковский?
Он дважды совершал попытки самоубийства: в 1916 году и в начале двадцатых годов. «Обе попытки суицида представляли собой классическую игру в “русскую рулетку”. Один патрон в барабан – и поехали! Оба раза обходилось».
Воспоминания Лили Брик:
- В 16-м году рано утром меня разбудил телефонный звонок. Глухой, тихий голос Маяковского: “Я стреляюсь. Прощай, Лилик”. Я крикнула: “Подожди меня!” – что-то накинула поверх халата, скатилась с лестницы, умоляла, гнала, била извозчика кулаками в спину. Маяковский открыл мне дверь. В комнате на столе лежал пистолет. Он сказал: “Стрелялся, осечка, второй раз не решился, ждал тебя…”
Итак, третья попытка самоубийства. На этот раз не револьвер (как в Протоколе осмотра места происшествия), а пистолет. Поэт 12 апреля пишет письмо-завещание, чуть манерное (с бессмысленным в таком письме четверостишьем). И легко показывает это письмо первой встречной женщине, привлекшей его внимание, Марии Малаховской. Малахова зашла к Маяковскому в поисках Бриков. Тут же забыв о самоубийстве, Маяковский решает с Мариейей ехать к ней в Ленинград. Но поездка не состоялась.
И вот 14 апреля, отправив на репетицию Полонскую, Маяковский правой рукой берет пистолет, отжимает стопор, вынимает  магазин и вставляет один патрон. Затем вставляет магазин, снимет спуск, передергивает затвор, и заряженный пистолет прижимает к груди (три см. выше левого соска) не перпендикулярно, а под углом к перпендикуляру сантиметров 30. Куда пойдет пуля? А пуля должна бы выйти чуть левее и ниже левой лопатки, не задев важных органов.
Напоминаю — это версия о демонстративном самоубийстве. Все описанные в документах, показаниях и экспертизах обстоятельства укладываются в версию гладко и точно — как патроны в барабан револьвера.
Далее, однако, в силу случайности, пуля отражается от ребра, и поворачивает направо - вниз, пробивая легкое, сердце и почку. Так, желая и не желая того, погиб поэт.
Конечно, моя гипотеза ничего не прибавит к творчеству Маяковского.
Я считаю его великим, ни на кого непохожим поэтом, отразившим в стихах особое, ни на что не похожее время в особой, в ни на что не похожей стране.
Добрая ему память!