Крещение

Армина Гилоян
Сегодня день моего крещения!
Это было давно, в далёкие 90-ые.  В советское время у нас в Иджеване совсем не осталось церквей. Все разрушили. Народ жил полностью отрезанный от Слова Божьего, от христианской жизни, от церкви. Была одна единственная женщина, которая всячески противилась этому режиму и проповедовала христианство. В скором времени она оказалась в сумасшедшем доме и  все успешно забыли, и про неё, и про её сумасшедшие взгляды.
В начале 90-ых, после падения советской власти, активировалась деятельность ААЦ. Церковь начала создавать миссионерские апостольские отряды и отправлять их в очаги безверия и духовного опустошения, одним из которых был наш Иджеван. Один из этих миссионерских отрядов возглавил доктор физических наук, профессор Закарян Гамлет. Он вместе с группой своих единомышленников и единоверцев из Еревана, Кировакана и других городов, создали в Иджеване миссионерский отдел "Ноев Ковчег". Часто приезжал к нам вместе со своим другом из Кировакана, братом Овиком, читал лекции, выискивал умную и деятельную молодежь, обучал её и направлял в правильное духовное русло. Таким образом, в Иджеване создалась своя духовная ячейка, которая состояла из местной интеллигенции и простого трудового народа, она потихоньку росла, крепла, и развивалась. Наши "ковчеговцы" посещали с проповедью Слова Божьего различные организации, предприятия, учебные заведения. Как-то они поехали с проповедью и в Севанский сумасшедший дом. Помню, как Артур рассказывал:
- Приехали мы, смотрим на больных, и не знаем с чего начать, зачем мы вообще здесь? Нужно ли это Богу?
Собрали всех пациентов в холе, и начали: "Здравствуйте, мы приехали к вам из Иджевана, с проповедью Слова Божьего..."
Из толпы выходит пожилая женщина, со слезами на глазах, совершенно в адекватном состоянии: "Ребята, а вы точно из Иджевана!? Я много лет живу здесь и ежедневно прошу Бога, чтоб в Иджеване появился хоть один верующий.. Неужели Бог услышал мои молитвы? "
- Да, сестра, услышал и ответил Вам, мы появились, и нас много, спасибо за Ваши святые молитвы! - ответил Артур.
По словам Артура, поездка в сумасшедший дом стала ключевой в его личных отношениях с Богом.
И вот, в один прекрасный день, группа наших христианских энтузиастов пришла к нам в гостиницу. Почему в гостиницу и именно к нам? Рассказываю.
После того, как люди бежали из Азербайджана и приграничных мест, их размещали в гостиницы и общежития. Все жили большой дружной семьёй. 9-ти этажная гостиница "Иджеван " была переполнена беженцами. Мы жили на 7 этаже, в номере 710. Этот высокий этаж, которым так гордилась мама, сыграл со мной злую шутку.
Помню, как во время войны погиб известный фидаин (солдат ополчения) Сос, его тело поместили в вертолет и прощальным кругом проносили по всему Иджевану. Летали низко, на уровне 6 этажа гостиницы. Я была дома одна, мама была на работе. Вышла на балкон, увидела вертолёт, прямо под нами, испугалась, подумала, что азербайджанцы, закричала и потеряла сознание. Меня увидали соседи, перелезли через балкон, привели в чувство. Но с этого дня что-то произошло со мной. Я стала заикаться,  появились ночные подергивания,   снились кошмары, тряслись руки Врачи прописывали микстуры, таблетки, но ничего не помогало полностью. Что-то проходило, потом появлялось снова. Нам посоветовали обратиться к ясновидящей целительнице, которая гадала на воске. Как-то, прохладным летним утром мы поехали к ней. Она жила в большом частном доме, вокруг цвели розы, был роскошный сад, как в Раю. Бабулечка приветливо встретила нас. Угостила чаем, конфетами. В доме повсюду висели Иконы.  Мама рассказала, что у меня проблемы, я дрожу и кричу по ночам. Бабулечка положила на мою голову руки и стала молиться. Потом зажгла свечу и стала плавить на тарелке воск и что-то шептать. Воск приобрел контуры вертолёта.
- Ваша дочь испугалась вертолёта. Я дам вам воду, поите этой водой ребёнка 7 дней, всё пройдет.
Мы радостно вышли, с надеждой, что через неделю все пройдёт. Но ни через 7 дней, ни через 7 недель, ни через 7 месяцев ничего не прошло. Опять ходить к бабулечке мама уже не хотела. Но вернёмся к нашим энтузиастам, почему они пришли к нам. У нас в гостинице жила семья беженцев из Баку с ребёнком инвалидом. У Маратика было ДЦП. Он стал жертвой прививки, совершенно здоровый ребёнок в три года начал тянуть ногу, а потом и вовсе заболел. Маратик не ходил в школу, его учителем была я. Каждый день, после школы, я приходила к нему и мы вместе усваивали весь пройденный мною материал. Несмотря на заполненность гостиницы различными беженцами с детьми, , моим единственным настоящим другом был именно Маратик. Мы дружили семьями и постоянно проводили время вместе. Маратик жил на пятом этаже. И именно к нему, и в его лице ко всем беженцам, и пришли наши "Ковчеговцы" с Благой вестью.
Нас всех собрали в вестибюле пятого этажа гостиницы, ребята благовестники читали проповеди, пели красивые церковные песни шараканы. Маратика посадили в первом ряду. Рядом с ним стояла я и крепко держала его за руку. Мероприятие затянулось, потому как людей было много, все хотели задать вопрос и поделиться историей своей жизни, каждый просил молитву о своих детях, о своих родных и близких. В духовной помощи никому не было отказано.
Мама, видя, что меня долго нет, спустилась за мной и тоже стала сопричастницей этого мероприятия. В конце всем раздали книги, брошюрки. Они были на армянском языке.
-А зачем мне это книга? - изумилась я, - всё равно я читать по-армянски не умею.
- Ну, мы поэтому и даём, чтоб ты научилась родному языку, - ответил мне с улыбкой один из гостей.
После собрания к нам с мамой подошёл один мужчина.
- эта Ваша дочка? Почему у ней глаза грустные?
- Она всегда грустная, болеет. Вертолёта испугалась, кошмарит ночами, кричит... - мама стала рассказывать ему всю нашу историю и плакать.
- А девочку крестили?
- Нет. Мы ходили к ясновидящей, она молилась над ней, но даже это не помогло.
- А почему вы решили, что молитва "ясновидящей" должна помочь?
- Она глубоко верующая женщина, у ней дар, в доме полно икон. Она молилась именно перед Иконой Богородицы.
 - А если бы она молилась перед иконой сатаны, ты бы пошла к ней?
- Нет.
- Вот поэтому она и поставила Икону Богородицы. Мы сейчас подготавливаем почву, для того, чтоб приехал священник и провел таинство крещения. Я вас оповещу. А тебе, доченька, - проповедник ласково погладил меня по голове, - я дам почитать Библию на русском языке, мою собственную, детской у меня нет, но есть Библия для старшеклассников. Если тебе что-то будет непонятно, ты записывай и потом меня спросишь при встрече. А мы с тобой обязательно встретимся. Зовут меня брат Бегляр. Запомнила?
Я кивнула. Я и не могла забыть это имя никогда. На протяжении всей нашей жизни в Иджеване, брат Бегляр и его семья всегда были рядом с нами.
Таким образом, у меня появилась настоящая Библия, которая была написана доступным для меня языком. Я проводила с этой книгой всё своё свободное время. Мы с мамой стали посещать духовные собрания, которые проходили в здании горсовета и в школе искусств. Армянского я почти не знала. То, что проповедовалось, понимала мало. Но собрания никогда не пропускала,ведь там пели душевные песни и там всегда находился дядя Бегляр, который после окончания всегда подходил ко мне и разговаривал.
Однажды, 16 апреля 1993 года, на собрание, проводимое в школе искусства, приехал настоящий священник, в священнических одеждах. Это был самый первый священник, которого я увидела. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Священник приехал из Кировакана, его привез брат Овик, звали священника тер Оган. Это был добродушный человек, с сияющей улыбкой и  в длинных черных одеяниях. Он очень долго рассказывал  о том, как как зародилось христианство в Армении, об учениках Христа Фаддее и Варфоломее, о Царе Трдате и Григории Просветителе, рассказал как сформировалась армянская церковь и о том, что она относиться к православной конфессии. Загадочное слово "православной", - "уххапар" на армянском, священник перевёл для всех на русский, чтоб было хоть как-то понятно слушателю. Произнёс с присущим ему мягким кироваканским говором, и у него получилось нечто вроде "правосляявной". С тех пор, когда речь заходила об отце Огане, я всегда подшучивала: "Ах, этот правосляяявный батюшка".
Вскоре длинная проповедь, на которой я особо ничего не поняла, окончилась. И Тер Оган предложил всем желающим креститься выйти вперёд. Я, сидевшая в первом ряду, выскочила первой. Отец Оган улыбнулся и что-то спросил меня на армянском.
- Она русскоязычный ребёнок, из беженцев, армянского не знает, - заступился за меня дядя Бегляр.
-Ты знаешь, что такое крещение?- переспросил меня на русском языке священник.
- Да, знаю, - уверенно ответила я. Крещением мы явно показываем, что принимаем Христа как своего Господа и Спасителя в сердце нашем.
- Тебя точно крестим, вставай туда, - отец Оган указал в правый угол помещения, - у тебя есть крестный?
Я отрицательно покачала головой.
-Я её крестный,- произнёс дядя Бегляр и подошёл ко мне.
В этот благословенный день крестилось множество народа. Я стала не единственной крестницей дяди Бегляра.
Картинная галерея школы искусств, где мы собрались, была переполнена. Меня крестили и миропомазали, надели на шею крестик на двух переплетенных ниточках, белой и красной. А после крещения в моей жизни произошло второе грандиозное событие, брат Овик подошёл ко мне и протянул детскую Библию на русском языке.
- Теперь эта святая книга твоя. Береги её и всегда читай и молись. Запомни, когда ты молишься, ты разговариваешь с Богом, а когда ты читаешь Библию - Господь разговаривает с тобой.
 После крещения мы возвратились домой под вечер. Уже смеркалось.
- Мама, я спать хочу, глаза закрываются.
- Ложись, доча, - мама  уложила меня в постель и я сладко уснула. Спала я долго, проснулась под вечер следующего дня, сходила в уборную, потом что-то поела и опять уснула, так, моё сонное состояние длилось около трёх дней. Мама переживала, но видя, что я сплю без вздрагиваний и кошмаров, не трогала меня и дала мне возможность выспаться. После крещения мои кошмары прекратились. Ночные подергивания и тремор рук - тоже. Я стала обычным ребёнком, единственное, грусть в глазах никуда не делась. Меня всё так же называли девочкой с печальными глазами, но в этих глазах, сквозь грусть и тоску, часто проскальзывали задорный блеск и детская неподдельная радость.
После крещения мой путь к Богу и с Богом был очень извилист и сложен. В поисках, сама не зная чего, а может быть по промыслу Божьему, я много блуждала и блудила ( в духовном плане) по различным сектам, церквям, храмам... Я даже умудрилась окончить Протестантскую Богословскую Академию, (чем очень горжусь и за что всегда благодарю Бога) и перекреститься в грузинской церкви, вопреки всем церковным канонам, за что ни раз каялась на исповедях и до сих пор прошу прощения у Бога за этот предательский шаг в отношении Христа и родной церкви. Но, несмотря на все мои похождения, мои душа и сердце всегда отданы Святой Армянской Апостольской Церкви, чьей дочерью, хоть и блудной, я и являюсь. И тот весенний, солнечный, цветущий апрельский день, который очень часто совпадает то с Пасхой, то с Вербным Воскресеньем, то с Крещенским Сочельником, как сегодня, навсегда останется памятным днём моего крещения и принятия   первых Святых Таинств - моим великим днём духовного и физического исцеления. А покойный дядя Бегляр, мой крёстный, будет жить в моей памяти до конца моих дней.
Ему, моему единственному и неповторимому крестному отцу, я и посвящаю с любовью, сегодняшний рассказ.