ОБС. Вып. 1. История Дмитровской поэзии

Евгений Курочкин 2
Остаться бы строкой…
Дмитровские поэты на страницах местной периодической печати

Редактор и составитель Евгений Курочкин

Выпуск 1. Поэзия Дмитровского района

«Остаться бы строкой…» Эта фраза из стихотворения советского писателя Юрия Михайловича Чернова как нельзя более подходит к героям наших публикаций. Речь пойдёт о поэтах, имена которых звучали, пусть на уровне города или села, но забытых в настоящее время. Имена их еще можно найти на сохранившихся страницах районной печати, «боевых листках» колхозов и совхозов. Но время безжалостно. Бумага ветшает, краски выцветают. Да и кто во время засилья интернета по собственной воле пойдет в архивы только для того, чтобы часами перелистывать ветхие подшивки в надежде выцепить оттуда одно поэтическое слово?

Данной публикацией я начинаю цикл статей, посвященных поэтам, стихотворения которых хотя бы раз были опубликованы в дмитровской районной периодической печати. Мне не известны их биографии. Я не знаю основных вех их творческого пути. Я не ставлю себе задачу оценить их творчество – я пытаюсь вернуть их имена.

Дмитровский уезд и район не могут считаться кузницей литературных талантов. Наш район беден на звучные имена. В своей работе мы не станем прибегать к излюбленному методу некоторых краеведов – притягивать известных поэтов и писателей, бывших всего лишь гостями отдельно взятой усадьбы. Не станем тревожить имена дворян, владевших дмитровскими землями, но творивших в Москве и Петербурге. Дмитровский уезд – огромная территория, в отдельные периоды доходивший до Бескудникова на юге и Кашина на севере, включавший в себя Александровский, Сергиево-Посадский, Талдомский, Мытищинский районы. Необъятное объять невозможно, поэтому поэтов из тех районов мы также оставим местным краеведам. Наша цель – рассказать о творческих людях, проживавших в пределах Дмитровского района, очерченного современными границами. Иных мы коснемся лишь вскользь.

Из очерченного нами круга авторов-дмитровчан наиболее знаковыми являются двое. Это русский крестьянский писатель Семен Павлович Подъячев и русский советский поэт Лев Николаевич Зилов. Оба этих имени достаточно известны и по праву заслужили свое место в русской литературе. Также к известным литераторам Дмитровского района можно отнести революционера-анархиста Петра Алексеевича Кропоткина, закончившего жизненный путь в Дмитрове, и советского писателя-фронтовика Юрия Михайловича Чернова, прожившего в Дмитрове вторую половину своей жизни. Остальные литераторы-дмитровчане, получив при жизни некоторую долю известности, в настоящее время практически не упоминаются на страницах печати.

Массовое увлечение поэзией в Дмитровском районе, как и во всей России, началось во время Первой русской революции 1905 года. Именно тогда, при первых революционных ячейках, образовывались литературные кружки, в которые вовлекались широкие слои населения. Свои стихи-лозунги авторы публиковали в нелегальных листках и газетах, распространяемых подпольно. В этих газетах получали свой первый литературный опыт как демократическое студенчество, так и революционно настроенные  рабочие и крестьяне.  В Дмитровском уезде таким подпольным листком был «Боевой клич» Яхромской текстильной фабрики. По мере того, как ширилось революционное движение, увеличивалось и количество печатных изданий, в которые могли обратиться пролетарские поэты. В 1917 году в уезде, помимо «Боевого клича», существовали такие газеты, как «Рабочий и Крестьянин», «Известия Дмитровского Уездного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов», «Серп и Молот». В каждом из этих изданий можно найти стихи местных революционных поэтов.

Немалую роль в распространении поэзии как массового способа времяпрепровождения оказывало уездное земство. В начале XX века на средства будущих «поработителей»  –  фабрикантов, крестьян-кооператоров, в селах и фабричных поселках массово возводились Народные дома – клубы для интеллектуальных развлечений. При Нардомах устраивались библиотеки, народные театры, курсы по ликвидации безграмотности. Были и литературные кружки, в которых каждый мог попробовать себя в стихосложении. В качестве учителей выступали инструкторы Народных домов.

Поэзия того периода примитивна. Декламационно-ораторский стиль и трибунная патетика, устойчивая лексика, использование готовых жанровых форм и поэтических формул, подражательство и переделка известных произведений, – вот основные черты массовой поэзии эпохи русской революции. Период пролетарской поэзии в Дмитровском районе продолжался до начала 1930-х. Местные поэты все также отмечались на страницах «районок» – «Нашей Правды», «Дмитровского края», а затем и «Ударника». К сожалению, никто из них не сумел оставить след в истории, в отличие от соседей-талдомцев Николая Степановича Власова-Окского и Ивана Ивановича Орлова-Мытаря.

В начале 1930-х народная поэзия в Дмитровском районе пребывала в упадке. Стихотворения из единственной на тот момент районной газеты «Ударник» представляют собой грубо сложенные фельетоны и остросатирические зарисовки на бытовые темы. Существовавший в районе литературный кружок практически прекратил свою деятельность. Об этом факте свидетельствует публикация под названием «Нам нужен литературный кружок», опубликованная в «Ударнике» 27 ноября 1932 года. Место центрального литобъединения заняли литературные кружки при школах, фабкомах, Домах культуры. Участники таких кружков публиковались в малой печати – стенных, цеховых, заводских и колхозных газетах. К сожалению, большая часть этих имен навсегда утрачена вместе с бумажным носителем.

Вторая волна развития массовой поэзии в Дмитровском районе была порождена Дмитлагом и его журналами «На штурм трассы» и «Перековка». В общей сложности в Дмитлаге издавалось более 50 газет и журналов, в том числе на национальных языках. Сотрудничество с профессиональными редакторами значительно повысило уровень дмитровских авторов. В районной газете в те годы работал известный пермский поэт-народник А. Мороков-Арум, книги которого имелись в собрании Демьяна Бедного. Именно в этот период на местном небосклоне зажглась звезда Вениамина Павловича Калентьева – участника коллективных сборников советских писателей, выходивших в 1970-х. По приглашению дмитровских литераторов приезжали и выступали в местных клубах такие известные советские авторы, как Константин Иванович Клягин, Павел Давыдович Дружинин и Павел Михайлович Панченко.

Третья волна, отмеченная формированием устойчивого состояния дмитровской поэзии,  связана с образованием в 1948 году постоянно действующего литературного кружка при редакции районной многотиражки «Ударник». Первое заседание кружка прошло 13 февраля 1948 года, его руководителем стал редактор газеты Николай Чибисов. Этот день считается официальной датой образования ЛИТО «Дмитровские зори». В действительности же, до 1958 года сообщество авторов существовало в формате кружка, а затем уже было преобразовано в литературное объединение.

1950-е были временем расцвета дмитровской поэзии. Полосы для публикации стихов предлагали не только «районки» – «Сталинский призыв» (затем «Путь Ильича») и «Коммунар», но и многотиражные колхозные и заводские газеты – «Призыв», «Россия», «Путь Борца», «Красное знамя», «Вперед». Тираж некоторых из них превышал тысячу экземпляров, печатались газеты в районной типографии. На весь район гремели имена Андрея  Уланова, Вениамина Калентьева и Вениамина Садчикова; первые свои шаги в литературе делали будущие руководители Дмитровского ЛИТО Давид Бутовецкий и Владимир Гусев.

1960-е ознаменовались тесным сотрудничеством дмитровских поэтов с московскими литераторами. В составе агитбригады ЛИТО, помимо дмитровчан, выступали московские авторы – Михаил Коченев, Юрий Панкратов, Валентин Сидоров. Появлялись и новые имена: именно в те годы в состав литобъединения вошли Юрий Куликов, Виктор Щекачев, Виталий Шевченко. Член Союза писателей СССР дмитровчанин Венедим Симоненок, впервые опубликовавший свои стихотворения в 1960-х в газете «Путь Ильича», в настоящее время считается основоположником «интегральной лирики» в советской литературе.

В 1970-х литературную страничку в «районке» стал вести известный советский писатель Юрий Михайлович Чернов, живший в поселке Рыбное Дмитровского района. Его перу, кроме произведений на революционную тематику, принадлежит детская повесть «Верное сердце Фрама», разошедшаяся миллионным тиражом. В это же время в «Пути Ильича» стал публиковаться уроженец района, детский писатель Владимир Мусатов. К поэтам ЛИТО присоединился Лев Таран, которого называют одним из лучших непонятых поэтов ХХ века. Активно публиковались местные авторы: Григорий Вихров, Николай Коровочкин, Виталий Петров, Петр Дмитриев. Развивались и другие местные содружества авторов. Наиболее известным из них было объединение при Доме культуры экскаваторного завода, которым руководил поэт и сценарист Юрий Лакербай.

Период 1980-90-х годов – это время постепенной деградации и угасания. ЛИТО продолжало действовать, газета – предоставлять свои площади. Появлялись новые имена, этих имен становилось все больше и больше. На слуху остались немногие – Валерий Куйдин, Виктор Садчиков, Анатолий Деулин, Светлана Городецкая, Александр Горшенков. Изменилась тематика стихов. На смену соцреализму пришли философия и сожаление об утерянном якобы «золотом времени». В конце 1980-х наступила откровенная вакханалия. На одной полосе районки вместе с поэтами, годами оттачивавшими свое мастерство, могли публиковаться «новые революционеры», с трудом отличавшие буквы от цифр.

Дмитровское литературное объединение прекратило свое существование. Оно возродилось лишь в 1997 году усилиями энтузиастов – Виктора Байгужакова, Светланы Городецкой и Александра Горшенкова, бывших в разное время руководителями возрожденного ЛИТО. Практически сразу в новые «Дмитровские зори» пришел Виктор Красавин, руководивший объединением в 2005-2020 годах. Появление в районе новых печатных изданий, развитие интернета привели к росту количества литературных объединений. В настоящее время, помимо «Дмитровских зорь» (руководитель – Юрий Моисеев) в районе действует Творческое объединение «Студия Автор» (Владимир Никулин), литературное объединение Александра Горшенкова, объединение православных поэтов и т.д.

Малая поэзия Дмитрова, имеющая более чем столетнюю непрерывную историю, продолжает жить. Я надеюсь, что возвращенные имена дмитровских поэтов смогут найти своего читателя и в современном мире.

Евгений Курочкин, http://stihi.ru/avtor/venyacurvic