Всё будет хорошо 2

Екатерина Камаева
На лекции по трансперсональной психологии я публично возмутилась некоторыми представлениями Станислава Грофа, автора базовых перинатальных матриц. Теория, хотя и признана псевдонаучной, принимается довольно гостеприимно. Гроф посчитал, что появление человека на свет с помощью такого противоестественного способа, как кесарево сечение, не позволяет пройти всех этапов, призванных обеспечить полноценное личностное развитие. Хотя в моей семье и семьях ближайших родственников никто с этим не сталкивался, ракурс мне не понравился. Жизнь — субстанция сложная. И постоянно развивается, приспосабливаясь к самой же себе. И статистически оценив эффективность появления на свет естественным путём, она собственноручно внесла мудрые коррективы. Жизнь, однажды возникнув, дышит и действует через тех, в ком пребывает. И если подходить с выше предложенной точки зрения, человека не следует лечить, потому что если бы без вмешательства медицины он не выжил, значит, в нём по факту чего-то недостаёт, и дальнейшая его искусственно сохранённая жизнь будет неполноценной. Или выздоравливает самостоятельно, или — или. Как вам такая формула? ) 

В связи с этим я вспомнила ещё одну индийскую ленту, с прекрасной и высокоталантливой Рани Мукхерджи в главной роли. Фильм называется «Я — препод» и повествует об очень образованной девушке, мечтающей работать учителем, но постоянно получающей отказ из-за синдрома Туретта (ударение на втором слоге). Это генетически обусловленное расстройство ЦНС, представляющее собой систематическое ослабление нейронных связей, вследствие которого возникает шок, выражающийся в мышечных или вокальных тиках. Эти проявления не поддаются сознательному контролю, поскольку как раз и возникают по причине расстройства нейронных связей. Синдром Туретта проявляет себя только тогда, когда человек испытывает волнение, даже незначительное. Но и у формально здоровых людей возбуждение нервной системы может выбить привычную почву из-под ног, растянув ментальный диапазон от глубокого ступора до аффекта. Кстати, плохо контролируемый (или неконтролируемый вовсе) мат через каждое слово — это тоже туретт, в самом известном своём проявлении. Нашу землю постоянно тревожат impulsi irrefrenabili, и они не могут никак не отражаться во вне. Кому-то выпадает миссия их транслировать. Не всякий предмет в доме — зеркало, но зеркала также присутствуют. Потому что нужны.

Итак, Найне Матур, имеющей степени бакалавра и магистра (тики не мешают человеку быть умным, а также управлять транспортным средством), регулярно отказывают в позиции учителя. Люди с пониманием относятся к эпилепсии и астматическим приступам, а вот синдром Туретта так сильно похож на баловство, что даже просвещённый человек нет-нет да и поймает себя на мысли, что оппонент просто слишком много себе позволяет. Но девушка не сдаётся и шаг за шагом преодолевает этот мир, со всеми его, местами изрядно прогнившими, рамками. Она не судит упомянутый мир и не ненавидит себя за свою болезнь. И её внутренней силы достаточно, чтобы пустить собственные корни. Через пять лет поисков Найна получает место учителя в частной школе. Той самой, единственной из тринадцати, из которой её, когда она была ребёнком, не выгнали, а приняли вместе с недугом. Но сейчас удача ей улыбнулась лишь потому, что класс 9F собран из отчаянных хулиганов. Эти ребята живут в трущобах и в свободное время помогают родителям, которые тяжело трудятся, чтобы прокормить свои семьи и дать детям образование, так как видят в нём билет в лучшую жизнь. Раньше ребята учились в муниципальной школе, но потом её снесли, и руководство частной школы Сент Ноткер предложило в виде помощи муниципалитету обучать некоторых детей у себя. Согласно рассказанной в фильме истории, поначалу дети из трущоб очень сильно старались, пытаясь соответствовать приютившим их стенам и не отставать от элитных учеников. Но те в большинстве своём плохо осознавали жизнь и считали заслуги и возможности преуспевающих родителей своими. И не понимали, что в хорошей почве сможет расти даже слабое зерно. В плохой же — вырастает только сильное. В общем, из-за разницы в социальном статусе, новых детей не приняли ни ученики, ни учителя. Не все, конечно. Но большинство. И им ничего не оставалось, кроме как защищаться. Знакомство с Найной они начали с того, что подпилили ножки учительского стула и сделали денежные ставки на то, что училка долго не продержится. Узнав об этом, она тоже ставит сто рупий, что не уйдёт. И выигрывает, разумеется. Найна находит прямой подход к ученикам и в ответ получает доверие и уважение. Она в очень интересной авторской манере ведёт уроки, тесно переплетая с жизнью и между собой изучаемые науки. Объясняет, что наука — всего лишь попытка описать уже существующие процессы, с которыми они, её ученики, давным-давно водят крепкую дружбу.
В школе у Найны есть враги. Точнее, враг. Некий мистер Вадиа, сноб и максималист. В Сент Ноткере существует традиция вручать значки отличия лучшим ученикам. И ребята из 9F тоже могут их получить, если покажут высокие результаты на выпускных экзаменах. За очередные разборки весь класс отстраняют от посещения занятий, но экзамены сдать разрешают. И они усердно, вперемешку с работой, изучают материал под руководством своей учительницы. Перед самыми экзаменами один из «лучших» учеников, любимчик мистера Вадиа, решает их подставить, передав фальшивые задания с ответами, рассчитывая, что ребята не обратят внимания на несоответствие и просто впишут их на экзамене. Но они заметили и решали самостоятельно. И все сдали!  Две девочки из 9F перешагнули установленную планку, причём у одной из них оказался самый высокий балл по школе. Однако, факт якобы списывания естественным образом всплыл. Но в последний момент, и это часто бывает не только в сказках, мистер Вадиа узнаёт правду. И делает выбор. На общем собрании он берёт вину своего ученика на себя и говорит, что быть учеником намного сложнее, чем быть учителем. Ученику не простят, если он выучит что-то не то. Но никто никогда не накажет учителя, который этому «чему-то не тому» его научил.

В одном из эпизодов самый авторитетный хулиган 9F в очередной раз, разозлившись, попрекнул Найну её болезнью. На что его одноклассница сказала: «По крайней мере, у неё дефект речи. А у тебя дефект в душе». 
На самом деле, у каждого из нас есть свой «туретт». И сам по себе он не имеет права мешать нам жить, мечтать и достигать. Только если мы окажемся столь ленивы, что пойдём у него на поводу. 

Мел жутко скрипит по доске. Найна отламывает от него маленькую часть, после чего тот пишет беззвучно. «Маленький кусочек — маленькое изменение, — говорит она своим ученикам. —  В этом разница между «почему» и «почему бы и нет».

И немного музыки из фильма:

Она не отступит ни перед чем,
И постепенно всё сложится.
Зачем беспокоиться?
Наши ошибки — это просто икота.
Всего лишь икота.