Пушкин, Дельвиг, Туманский -три Отпущенные Птички

Светлана Сангье
ПУШКИН,  ДЕЛЬВИГ,  ТУМАНСКИЙ  -  ТРИ  ОПУЩЕНЫЕ  НА  ВОЛЮ  "ПТИЧКИ"  И  НЕСПРАВЕДЛИВО ЗАБЫТЫЙ  ПОЭТ

В ЧУЖБИНЕ СВЯТО НАБЛЮДАЮ,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.  (АЛЕКСАНДР ПУШКИН; "Литературные листки" 1823, №2)
      *   *   *
«Птичка» написана Пушкиным в Южной ссылке и отослана в письме к своему приятелю и на то время издателю Н.И. Гнедичу: «З н а е т е л и вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это...» (13 мая 1823 г. Из Кишинева в Петербург) Так же в древности был обычай в святой праздник даровать свободу заключённым или жизнь осуждённым. А Пушкин как раз был осуждён на ссылку и тяготящую его службу...

Из цензурных соображений издатели сделали мудрое примечание: «С и ё  о т н о с и т с я  к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных...» Формальность, вроде, соблюдена, но такое примечание не указывает ли как пальцем ткнуть на политический подтекст?!
  _______________________________

К ПТИЧКЕ, ВЫПУЩЕННОЙ  НА  ВОЛЮ

Во имя Делии прекрасной,*
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. — Лети!

И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я неволею своей.** (АНТОН  ДЕЛЬВИГ)
     *   *   *
*Делия - эпитет древнегреческой богини Артемиды в древнегреческой мифологии вечно юной богини охоты и женского целомудрия, покровительницы всего живого на Земле
**Публикация: Лит. листки, 1823, № 4, под назв. «На выпуск птички».

 ______________________________

     П Т И Ч К А

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.*
   *  *  *
*ФЁДОР  ТУМАНСКИЙ, 1823. Опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы» за 1827 год.«Северные цветы», издававшимся А. А. Дельвигом в Санкт-Петербурге в 1824—1830 гг. и после смерти Дельвига А.С. Пушкиным в 1831 году. Понравившаяся читателям «Птичка» Федора Антоновича Туманского будет неоднократно положена на музыку и станет популярным исполняемым в гостиных и на концертах мини-романсом: самое известное, хотя и позднее переложение композитора Цезаря Кюи (1909.) Сам же талантливый дилетант Туманский будет несправедливо забыт.
____________________


«БЛАГОВЕЩЕНЬЕ — ПТИЦ НА ВОЛЮ ОТПУЩЕНЬЕ»  - эта из Церковного календаря фраза во время Пушкина была поговоркой. Благовещенье – предчувствие пасхального воскресенья: выпустить на волю птичку - как спасти  приговорённого к Распятию. Однако в Петербурге было заведено отпускать птиц именно на Пасху: «В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск...» – пишет Александр Власьевич Терещенко, исследователь русских народных традиций.

По свидетельству младшего брата поэта - Льва Пушкина три стихотворения явились в итоге «поэтического состязания» между Пушкиным, Дельвигом и Туманским в 1823 году. Все трое создали по стихотворению на определённую тему из двух четверостиший четырёхстопным ямбом: такие были определены условия. Льву Пушкину полностью доверять опасно (он, к несчастью, не враг бутылки и болтун!), но редкое созвучие трёх стихотворений и едиовременные года их создания налицо. Уверениям Л. Пушкина, вроде, находится и ещё некоторое подтверждение.
 
В альбоме Графини Евдокии Петровны Ростопчиной (урождённая Сушкова — русская поэтесса, хозяйка литературного салона) есть заголовок: «Стихи в роде конкурса или пари... написанные на заданную тему, в собрании молодых поэтов наших в Петербурге» - в 1823 г. Для этого-то конкурса якобы были написаны три «Птички:» Пушкина, Дельвига и Туманского... Проблема в том, что в литературных салонах любили создавать красивые мифы, а потом в эти мифы "играли" до в них святого уверования. В 1823-м кроме Дельвига остальных двух участников "конкурса" не было и не могло быть в Петербурге: Пушкин находился в Южной  ссылке. Туманский тоже там служил.

Автограф «К птичке…» в тетради Дельвига следует сразу же за стихотворением «К Софии» В салоне сложился «культ Софии» (февраль 1823) к Софье Дмитриевне Пономарёвой, тоже хозяйки литературного салона(«За ваше нежное участье  Больной певец благодарит...». Пономарёва, скорее всего, и зашифрована и под именем Делии. В её салоне сложился «культ Софии»: ей "по должности" посвящали акльбомные мадригалы посетители салона, а поэты - Боратынский, Орест Сомов и Дельвиг были не на шутку в неё влюблены.

 Другое слабое место версии про состязание троих: Пушкин был в Южной ссылке общался с Туманским:, - они могли договориться. А вот Дельвиг был в Петербурге. В единственном сохранившемся за 1823 письме Пушкина к Дельвигу ничего не говорится о соревновании. Дельвиг узнал о пушкинской «Птичке» от Гнедича, что не свидетельствует в пользу совместно задуманного состязания а заданную тему, а преемственность темы как бы само собой.

Как на самом деле было, мы едва ли в точности узнаем, а представляется так: Туманский и Пушкин могли договориться написать по стихотворению на заданную красивую тему, но Туманский мог написать первый, а Пушкин увлёкся темой.  Дельвиг ознакомился по рукописи или уже в печати со стихотворением Пушкина в то время, как его поглощала страсть к Софии Пономарёвой.

 Со стихотворением Туманского в печати ознакомится было нельзя, т.к. его напечатали только в 1829. В то время, однако, бытовали интернета изустные пересказы или списки, либо не дошедшие до нас частные письма, пересказывавшиеся в дружеских кругах. В любом случае в стихотворении Дельвига соединились две темы, причём вторая затмила первую: дельвиговская "птичка" не самостоятельная тема, а только долженствующий доказать любовь к Софии атрибут. Ведь, честно говоря, к избранной двумя другими поэтами теме стихотворение Дельвига не слишком относится. Туманский же всегда готов был уступить своим друзья - уже титулованным в общественном мнении поэтам.
         ____________________________________________________
 

Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г.  писал: «З н а е т е  л и  В ы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было хрестоматийно известное стихотворение «В чужбине свято соблюдаю..."

 Стихотворение поэта - любителя пушкинского круга Фёдора Туманского «Птичка», последующие десятилетия входило во все в хрестоматии Современники ставили «Птичку» Туманского выше и дельвиговской, и пушкинской. Но на наш взгляд, все три стихотворения хороши: какое кому нравится - дело вкуса.
_____________________________
 
ФЁДОР  АНТОНОВИЧ  ТУМАНСКИЙ (1799-1853) - русский дипломат в отношении поэзии не был честолюбив и не считал себя значительным поэтом. Стихов своих, после прочтения друзьям, он почти не печатал, поэтому, к сожалению сохранилось менее десятка его  стихотворений. В середине 1820-х годов Туманский был назначен вице-консулом в Яссы. И в этот ещё до знакомства с Пушкиным период не забыл воспеть ГОРОД ОДЕССУ:

                В стране, прославленной молвою бранных дней,
                Где долго небеса отрада для очей,
                Где тополы шумят, синеют грозны воды, -
                Сын хлада изумлен сиянием природы.
                Под легкой сению вечерних облаков
                Здесь упоительно дыхание садов.
                Здесь ночи теплые, луной и негой полны,
                На злачные брега, на сребряные волны
                Сзывают юношей веселые рои...
                И с пеной по морю расходятся ладьи.
                Здесь - тихой осени надежда и услада -
                Холмы увенчаны кистями винограда.
                И девы, томные наперсницы забав,
                Потупя быстрый взор иль очи приподняв,
                Равно прекрасные, сгорают наслажденьем
                И душу странника томят недоуменьем. (1823)
______________________________

     Р О Д И Н А

Уединенный, неприметный:
Знакомый луг, знакомый лес, поток,
И в них дух добрый и приветный.

Он издавна живет в том уголке,
Летает птичкой по дубравам,
Шумит в бору, купается в реке
И улыбается забавам.

Сотрется ль в луг красавиц хоровод -
Он между ними невидимкой,
И под вечер он в сумраке поет
Любовь с пастушеской волынкой.

Я не видал его в стране родной,
Но с ним почувствовал разлуку,
Когда, в очах с прощальною слезой,
Я посох странника взял в руку.

Он вкруг меня в унынии шептал:
"Куда? не я ль тебя взлелеял?"
Он за рубеж отчизны провожал
И грустью на меня повеял.

Казалось мне, покинут детства друг,
Который вместе рос со мною.
Недаром же с тобой разлуку, добрый дух,
Зовут по Родине тоскою! (1823)
      *    *    *
________________________
 
 П О Э З И Я. СОНЕТ

Ее гармония святая
Из дивных звуков сложена;
В них блещет вечная весна,
Благоухает воздух рая.

Ликует сердце, ей внимая,
Всё внемлет: дол и вышина;
Но мир не знает, кто она,
Сия певица неземная!

Перунам Зевсовым равны
С душевной пламенной струны
Поэтов сорванные звуки!
Им всё отверсто: рай и ад,

Душа - сосуд живых отрад,
И сердце - кладезь хладной муки.(1825)
  __________________________

По долгу службы Туманский бывал в Кишиневе и там познакомился с Пушкиным. Туманский посвятит Пушкину стихотворение:

ЕЩЁ В МЛАДЕНЧЕСКИЕ  ЛЕТА
Любил он песен дивный дар,
И не потухнул в шуме света
Его души небесный жар.
Не изменил он назначенью,
Главы пред роком не склонял,
И, верный тайному влеченью,
Он над судьбой торжествовал.
Под бурями, в глуши изгнанья,
Вмещая мир в себе одном,
Младое семя дарованья,
Как пышный цвет, созрело в нем.
Он пел в степях, под игом скуки
Влача свой страннический век,—
И на пленительные звуки
Стекались нимфы чуждых рек.
Внимая песнопеньям славным,
Пришельца в лавры облекли
И в упоеньи нарекли
Его певцом самодержавным.(Впервые опубликовано: Северная звезда. СПб. 1829)
  *   *   *

ИЗВЕСТНО СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. ТУМАНСКОГО - «Она черкешенка собою...», посвященное однофамилице и объекту кратковременной бурной страсти Пушкина  - его дальней родственнице Софье Федоровне Пушкиной. Таким образом Пушкин и Туманский чуть не стали соперниками в любви?! Впрочем, прекрасная дама предпочла третьего.

ОНА  ЧЕРКЕШЕНКА  СОБОЮ,
Горит агат в её очах,
И кудри черные волною
На белых лоснятся плечах. -
Любезна в ласковых приветах,
Она пленяет простотой,
И живостью в своих ответах
И милой резвой остротой.
В чертах лица ее восточных
Нет красоты - видна душа
Сквозь пламень взоров непорочных
Она как радость хороша.
      *  *  *
 
ВЛЮБЛЁННЫЙ А.С.П. СОЗДАЁТ «ОТВЕТ Ф.Т.***»:

НЕТ, НЕ ЧЕРКЕШЕНКА  ОНА;
Но в долы Грузии от века
Такая дева не сошла
С высот угрюмого Казбека.

Нет, не агат в глазах у ней,
Но все сокровища Востока
Не стоят сладостных лучей
Её полуденного ока. (1826)
    __________________________________

БИОГРАФИЧЕСКАЯ  СПРАВКА О ПОЭТЕ  И  ДИПЛОМАТЕ: В 1828—1834 Фёдор Туманский служил в канцелярии полномочного представителя диванов княжеств Молдавии и Валахии в Яссах. С 1834 по 1837 годы - в отставке. В 1937 поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел (прикомандирован к редакции «Журнала Министерства внутренних дел»).

В 1838—1839 годах Ф.Туманский — младший столоначальник в 1-м департаменте Министерства государственных имуществ. С 1840 года — первый драгоман консульства в Молдавии. (Драгоман - официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами, и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами.)

Последний год своей жизни Туманский провел в столице Сербии Белграде, куда был назначен консулом и где скончался в 1853 году в чине статского советника. Несомненно, что Фёдор Туманский служил на пользу Родине. Но по культурной значимости перевешивает ли его многолетняя беспорочная служба десяток его стихотворений?! Вопрос философский!

Туманский, несомненно, относился к созданию стихов и как к равносильному молитве занятию, и как к служению искусству, и как к удовольствию и самоутешению. Человеку такого духовного уровня можно по хорошему позавидовать: память о нём обогатит как личную, так и общественную культуру.

     Р О Д И Н А

Есть на земле безвестный уголок,
Уединенный, неприметный:
Знакомый луг, знакомый лес, поток,
И в них дух добрый и приветный.

Он издавна живет в том уголке,
Летает птичкой по дубравам,
Шумит в бору, купается в реке
И улыбается забавам.

Сотрется ль в луг красавиц хоровод -
Он между ними невидимкой,
И под вечер он в сумраке поет
Любовь с пастушеской волынкой.

Я не видал его в стране родной,
Но с ним почувствовал разлуку,
Когда, в очах с прощальною слезой,
Я посох странника взял в руку.

Он вкруг меня в унынии шептал:
"Куда? не я ль тебя взлелеял?"
Он за рубеж отчизны провожал
И грустью на меня повеял.

Казалось мне, покинут детства друг,
Который вместе рос со мною.
Недаром же с тобой разлуку, добрый дух,
Зовут по Родине тоскою! (1823)
_______________________________
   
      Э Л Е Г И Я

КОГДА НА ЗОВ ДУШИ УНЫЛОЙ
Встают из тайной глубины,
Как привиденья над могилой,
Минувших лет златые сны,
И ей представятся, как прежде,
В знакомой сердцу красоте

Мечты в блистательной одежде,
Любовь в цветущей наготе
И всё, что рано обольстило
Зарю счастливых первых лет,

Чем приманил к себе так мило
Младую жизнь лукавый свет,
Когда в чаду очарованья,
Восторгов и надежд полна,

Все радости, все упованья
Ему поверила она;
Когда мечта волшебной властью
Прекрасный созидала мир

И с верой пламенной ко счастью
Боготворила свой кумир,
В грядущем смело начертала
Свою судьбу перстом златым,

И быстро юность улетала,
Как легкий с жертвенника дым;
Когда сзовет воспоминанье
Все призраки минувших лет -

Их отдаленное сиянье,
Их утешительный привет
Часы унынья сокращает.
Что память? Черная доска,

На коей времени рука
Всю нашу жизнь изображает
И долгий вечер старика
Началом повести пленяет. (1826)
____________________________

    М О Л И Т В А

БЛАГОСЛОВИ, ВСЕСИЛЬНЫЙ БОЖЕ,,
Ея полунощный покой!
Алтарь невинности святой
Есть непорочной девы ложе.
К нему до утра призови
С толпой счастливых сновидений
Мечту небесную любви,
Восторги чистых наслаждений!
Да безмятежно в сладком сне
Играет с ней веселость та же,
И у возглавья в тишине
Поставь к ней Ангела на страже! (1825)
     *   *   *
    Э Л Е Г И Я.
      
Невидимо толпятся годы;
В их бездне исчезают дни,
Как в море льющиеся воды,
Как миг блестящия огни.
 
За тайной мглою кроет время
День улетающий за днем,
И тяготеет жизни бремя,
А годы кажутся нам сном.

Иного память утомилась,
Считая ряд прожитых лет;
Ей жизнь как будто бы приснилась:
Минувшее как дымный след.
 
Но там, в толпе полупрозрачной,
Мелькают памятные дни,
Как сквозь туман долины мрачной
Блестят приветные огни;
 
На них ли радости сиянье,
Иль скорби черная печать,
Они живут в воспоминанье:
Их любит сердце отличать;

Их время от него не спрячет,
И старец, покидая светъ
И улыбнется и заплачет,
Взглянув на жизнь минувших лет. (1825)
      *   *   *      
      18 АПРЕЛЯ
            
С ВОЗВРАТОМ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ ВЕСНЫ,
Как оживает все земное
И веет нега с вышины,
Моя душа тоскует вдвое;

И непонятна мне печаль
Моей страдалицы небесной;
Ей не зимы суровой жаль,
Ей мил привет весны прелестной;

Но в дуновеньи ветерка,
В напеве птички голосистой,
И в быстром беге челнока
С волной потока серебристой,

Во всем прискорбная она
Свою задумчивость находит,
И на пиру земном одна
На все уныние наводит.

Не так я тешился весной
В те дни, как был душой моложе,
И чувство радости земной
Во мне теперь на грусть похоже.

О невозвратных лет весна,
Недолго дни твои сияют!
Твои цветы, твоя страна,
Как мир, опять не расцветают.
 
И, может быть, моя душа,
Как на нее весна подует,
Невольно радостью дыша,
О днях весны своей тоскует.
 
Так с миром разлучен давно
Отшельник мертвый для природы
Глядит сквозь мрачное окно
На светлый луг и хороводы;
 
Так жертва бедная любви,
Младая дева молчаливо
Таит страдания свои
На празднике любви счастливой. (1827)
    ________________
 
  ИМЯ  МИЛОЕ РОССИИ

У подножия Балкана,
На победных берегах,
Имя милое России
Часто на моих устах.

Часто, вырвавшись из града,
Всадник странный и немой,
Я в раздумьи еду, еду
 Долго всё на север мой.

Часто, родина святая,
За тебя молюсь во сне;
Даже в образах чужбины
Верный лик твой светит мне.

Слышу ль моря плеск и грохот -
Я сочувственно горжусь,               
Мысля: так гремит и плещет
Вновь прославленная Русь!

Вижу ль минарет, всходящий,
Белый, стройный, в облака, -
Я взываю: наша слава
Так бела и высока!

И, объятый гордой думой,
Я не помню сердца ран:
Имя милое России
Мне от скорби талисман.  (Февраль 1830)
     *   *   *
   
Ж А В О Р О Н О К
      
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
      
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;
      
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я,
И славит Бога песнь моя.  (1851)
      
Так, тоскуя по родине, Фёдор Туманский возвратился к своей  «Птичке».
                ____________________________________

КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ И ПОЭЗИЯ В ЧАСТНОСТИ ОСНОВАНЫ НА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. Преемственность же включает как продолжение темы, так и ей противоречие. В 1921 Иван Бунин с памятью о прошлых знаменитых "Птичках" создаст два куплета:

             На родине она зеленая…(Брэм)(эпиграф от Бунина)
             _________________________________________

Канарейку из-за моря
Привезли, и вот она
Золотая стала с горя,
Тесной клеткой пленена.

Птицей вольной, изумрудной
Уж не будешь, — как ни пой
Про далекий остров чудный
Над трактирную толпой!
       *  *  *
Тема любви к родине звучит трагически: с 1920 Бунин в эмиграции. Поэт и есть та самая пленённая канарейка... И через год звучит ещё определённее:               

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
    Как горько было сердцу молодому,
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!

    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьётся сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
    С своей уж ветхою котомкой!(25 июня 1922)