Мариша Песлл Некоторые вопросы теории катастроф

Юлия Ви Комарова
Если бы мне понадобилось описать этот роман в трёх словах, я бы... не смогла) Это настолько неоднозначное, запутанное и притворяющееся не собой чтение, что ярлыком постмодернизма его не ограничишь)

"Некоторые вопросы теории катастроф"
Автор: Пессл Мариша
Раздел: Современная зарубежная проза
Возрастное ограничение:16+
Год издания:2016
Количество страниц:672

Сразу скажу, что роман очень сильно отличается в начале, середине и конце. Начало построено по принципу: загрузить информацию. И ты реально тонешь в сносках, дополнительных примечаниях и всевозможных сравнениях, которыми героиня сыпет без остановок.

Но продравшись сквозь строй её мыслей, ты обнаруживаешь, что сносок становится меньше, а образный язык становится вполне приемлемым, даже почти обычным, хотя нет-нет, да и поражает удивительной зоркостью автора:

"Мы выстроились в шеренгу и стали смотреть на Теннесси. Было тихо, только Найджел шуршал оберткой от хрустящего хлебца с ежевикой (как рыба неспособна утонуть, так Найджел неспособен проникнуться величием момента). От холодного воздуха перехватывало горло. Горы сдержанно обнимались, как обнимаются мужчины – не касаясь друг друга грудью. Шею их окутывали редкие облака, а вдали, у самого горизонта, горы казались такими бледными, что не отличишь, где граница между их плечами и небом."

В середине становится даже немного скучновато, несмотря на то, что автор предусмотрительно подогревает интерес намёками на некое происшествие, которое ждёт нас в этой главе. Но вот что странно: самое интересное как раз и начинается после странного случая в походе, после катастрофы.

Как наша героиня Синь, школьница выпускного класса, справится с навалившимися обстоятельствами? Что она будет делать, когда ясно поймёт, что была свидетелем убийства? И как она намерена его распутать?

Очень важным персонажем книги оказывается папа героини – центр её вселенной после гибели матери. Преподаватель "гражданской войны", специалист по революциям и катастрофам, философ и социолог, полный самых передовых идей, он кажется личностью цельной и безупречной, несмотря на все странности его отношений с "июньскими букашками". И, к чести нашей героини надо сказать, что ей всё же удаётся понять суть:

"В том и беда с подобными идеями, напоминающими макдональдсовский «Счастливый обед» со спрятанной внутри дешевой игрушкой: рано или поздно они становятся точь-в-точь похожи на своего врага – того самого, с кем непримиримо борются. «Свобода» и «демократия» – громкие слова, их так удобно выкрикивать, размахивая кулаками (или скулить со слезами на глазах), а по сути это заморские невесты, приехавшие из далекой неведомой страны: спервоначалу кружат голову, а как попривыкнешь к ним да присмотришься получше, то замечаешь, что они никак не приживутся на здешней почве, никак не выучат обычаи и язык. Не получается их пересадить из учебника в реальную жизнь."

Заключительная часть книги – это уже полновесный детектив, тщательное и весьма нетривиальное расследование, которое опирается в том числе и на книги, прочитанные героиней, а она настоящий книгочей, можно даже сказать, энциклопедист. При этом есть в романе и вымышленные книги, что придаёт ему особую нотку интеллектуальной игры.

А в самом конце автор предложит вам специальные вопросы - своеобразный экзамен по книге, тест с различными вариантами трактовки героев и сюжета.

Отличная книга. Роман взросления, роман воспитания и детектив с семейной драмой в одном флаконе, где буквально все герои не те, кем кажутся.


Читали? Будете?