Нежданное альманах миражистов

Николай Ерёмин
 
НЕЖДАННОЕ
 

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН Александ БАЛТИН   Александр ТЫШЛЕР
2022

      
НЕЖДАННОЕ
Виртуальный Альманах  Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН Александр БАЛТИН Александр ТЫШЛЕР

 
НЕЖДАННОЕ
Виртуальный Альманах  Миражистов
Автор идеи и составитель Николай Николаевич Ерёмин.
© Коллектив авторов 2022г
Виртуальный Альманах  Миражистов

               
Виртуальный Альманах Миражистов
Автор идеи, составитель и издатель Николай ЕРЁМИН
 Тираж 10ОООООООООООООООООООООООООО экз.
 

 В оформлении  использованы репродукции картин Александра Тышлера кошки Кристины Зейтунян-Белоус  и фрагменты фотографий из  портала «Мой мир»

© Коллектив авторов 2022г 

 Константин КЕДРОВ
Виртуальный Альманах Миражистов
 
Человек ничему не равен
Кедров-Челищев
Утром вечером ныне и присно
Небо надо любить бескорыстно
Небом надо уметь любоваться
Обниматься и целоваться

Человек сам собой играет
Воскресает и умирает
Человек устройство космическое
И при этом слегка комическое

Жизнь конечно игра без правил
Будь ты даже честнейших правил
Человек ничему не равен
С мирозданием равноправен

8 мая 2022
 
Я в поэзии
Кедров-Челищев
В поэзии главное быть никем
Иначе не заметишь как станешь всем
В поэзии главное все забыть
В поэзии быть это как не быть

Кружись рулеточка поэтическая
Всегда слегка апокалипсическая
Может это а может то
Все поставлено на ничто

Я в поэзии старожил
Но до вечности не дожил
Было мне хорошо зело
Все поставлено на зеро

Я в поэзии не играл
Если выиграл - проиграл
8 мая 2022

Б

© Copyright: Кедров-Челищев, 2022
Свидетельство о публикации №122050800996
 
Какое небо голубое
Кедров-Челищев
Смешно взывать на поле боя
Какое небо голубое
Но кто-то все таки взывает
Про поле боя забывает

Я не забыл на поле боя
Какое небо голубое

8мая2022
 
Богиня
Konstantin Kedrov
Вчера, 23:39
Кому: вам
Богиня
Вот испытание для человека
Такие вот ужасные дела
Я жил с Богиней больше полувека
И вот моя Богиня умерла
Никто нигде Богиню не заменит
Ни в небесах ни на земле отныне
Ее божественный и нежный лепет
И все таки я жил я жил с Богиней
Прощай  Богиня нежная моя
Бог коль захочет жизнь и смерть отменит
Я без тебя конечно же не я
Ну а тебя сам Бог мне не заменит
Такое чудо что с тобой я был
И то что ты была такое чудо
Ах знать бы только кто кого убил
Своей любовью как Христа иуда
Предательство ли то что я живу
А надо было умереть совместно
Зову тебя зову тебя зову
Ведь без тебя мне здесь не интересно
Таков мой значит на земле удел
Орфействовать в безжизненной пустыне
Где я всегда и всюду не удел
Но знаю  я был богом для Богини
10марта 2022
--
Отправлено из Mail.ru для Android

Лунная звезда
Konstantin Kedrov
Сегодня, 11:56
Кому: вам

Лунная звезда
Упала Лунная звезда
Ее с луны увидеть можно
Звезда которая всегда
Сияла нежно и тревожно
Звезда которую никто
Не видел кроме Бога
Она начало и итог
Итог небесного итога
Упала Лунная звезда
Струна в созвездие многострунном
Но знаю что она всегда
Всегда была на небе лунном
11 мая 2022
--
Отправлено из Mail.ru для Android
© Copyright: Кедров-Челищев, 2022
Свидетельство о публикации №122050800996
 
Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и Константин Кедров  в Театре на Таганке 21 марта 2000 года

45 лет театру на Таганке

Кедров-Челищев: литературный дневник
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6
возможно всюду бог и любимов
Константин Кедров
Русский курьер, 22 апреля 2004 года

Константин Кедров
"Звезда бессмыслицы" над Таганкой
Театр Юрия Любимова встречает 40-летний юбилей премьерой спектакля "Идите и остановите прогресс (обэриуты)"


       Юрий Любимов мог бы сказать о своей новой театр-феерии словами героя пьесы: "Меня интересуют только три вещи: Бог, Время и Смерть". Поскольку все три всегда были и навсегда останутся непонятными, их манящая и отпугивающая притягательность круче всех интриг и сюжетов. Сначала о Боге. Богословское открытие обэриута Александра Введенского: "Возможно, всюду Бог". Бог как возможность. Любимов это почувствовал еще и по-режиссерски. Ведь режиссер в этом смысле - бог. Всюду возможен неожиданный режиссерский ход.


       Но не спешите умиляться. Для Александра Введенского, арестованного, а затем сгинувшего на этапе во время транспортировки в первый же год войны, возможность Бога - это, прежде всего, возможность гибели. Скорее всего, его просто расстреляли в пути, поскольку все подозрительные лица в первый год войны попали в расстрельный список. Прощай, небо. Прощай, солнце. Прощай, жизнь. Этот лейтмотив Введенского в спектакле присутствует постоянно, как неожиданное для обэриута, совсем традиционное восклицание: "Господи, помилуй нас". Но не просто восклицание. При этом вдруг разверзается и уходит вниз земля-сцена. И так же неожиданно вдруг вздыбливается вверх. Я увидел такое впервые. Сцена превратилась в черно-белые клавиши рояля, на котором играют что-то великое. Черные клавиши - провалы могил и белые - вздыбленные холмы. И непонятно, то ли погребают и опускают в могилы множество белых трупов - скульптур из папье-маше, то ли, наоборот, мертвые встают из могил, превращаясь в живых людей.


       При этом в обнимку со скульптурными манекенами сталинского пионерлагеря живые герои выглядят бабочками, только что выпорхнувшими из этих мертвых личинок-скульптур. То ли, наоборот, готовыми окуклиться в гипсовых истуканов.


       Человек, сошедший со знаменитого саркастического автопортрета Малевича, где затравленный супрематист изобразил себя в стилистике Дюрера, читает стихи Введенского, Хармса, Олейникова, Заболоцкого. Нет, не называйте это стихами. Это считалки, бор-моталки, пыталки, что-то рыдающее и пляшущее, пляшущее и рыдающее. Даже капитулянтский стишок Заболоцкого, когда, спасаясь от верной гибели, он стал выдавливать из себя некое подобие советского поэта, звучит, захлебываясь в сарказме. "Зачарована, заколдована, с ветром в поле когда-то повенчана", - все это звучит в плясовом ритме под нервный тик музыки Владимира Мартынова и саркастический перепляс ансамбля Татьяны Гринденко. Триумвират Любимов - Мартынов - Гринденко существует уже десять лет. И это тоже один из режиссерских ходов Любимова. Он всегда умеет находить то, что ему созвучно и нужно. Вспомним прошлый триумвират: Любимов - Высоцкий -Боровский. Это становится вполне сопоставимым по энергетике. Я не раз возмущался, да и теперь возмущаюсь тем, что музыка заглушает треть, если не половину текста. Ладно, когда это просто текст, а если это текст Введенского, и без того заглушенный временем? Но каждый раз шепчу себе: "Смирись, гордый человек". Смирись и убедись, что гениальность - это умение приносить в жертву многое. В том числе и гениальный текст. Да, музыка заглушает. Да, многое непонятно, а то и просто неразборчиво. Да, каждый актер в отдельности как бы не существует, превратясь в деталь живого сценического горельефа. Но зато горельеф навечно.


       - Как хотите, Юрий Петрович, но слишком много всего. Зрение и слух не справляются, - говорит один из сподвижников, когда мы по традиции удалились в легендарный таганский кабинет Любимова.


- Ха-ха, мне всегда это говорили! - парирует довольный мэтр, доедая подгоревшую гречневую кашу (все, что осталось в театральном буфете). - Давайте лучше водочки выпьем, вон там, под столом, припрятана. А вы, если хотите, коньячок или виски. Кто чего хочет.


- Похоже, что вы создали мистическую трагедию, - говорю я.


- Ха-ха, была оптимистическая трагедия, будет мистическая.


Кто-то замечает, что эта постановка сильнее позапрошлой премьеры - "Фауста".


- Это посильнее, чем "Фауст" Гете, - смеется Юрий Петрович.


А что, пожалуй, Введенский покруче Гете. XX век в России это вам не XIX в Германии.


       У меня такое ощущение, что я все еще беседую с Юрием Петровичем о премьере "Идите и остановите прогресс". Вот ведь еще финал - когда сцена вдруг ступеньками не то уходит вниз, не то поднимается вверх. Замолкли крики. Заткнулась музыка. И с тихим шипением над сценой начинает раскачиваться знаменитая Звезда бессмыслицы Введенского и Любимова. Она похожа одновременно на маятник и НЛО. Раскачивается, отсчитывает что-то свое, бессмысленное, в наступившей тьме. И когда она перестает шипеть, светить и качаться, мы все отчетливо понимаем, что Бог уже наступил.

© Copyright: Константин Кедров, 2009

© Copyright: Кедров-Челищев, 2009.


 


Николай ЕРЁМИН
Вртуальный Альманах Миражистов
 

 

НЕВЕДОМАЯ СИЛА   Николай ЕРЁМИН

***
Счастье
Улыбается...
Страсти
Накаляются...

С лета
До зимы
Выдержим ли мы?
2022

***
Что поделаешь с Музой гордячкой?
Говорит
Обо всём 
Так, как есть:

- Жизнь кончается белой горячкой
И палатой, увы,
№ 6.

Жди, поэт!
Когда рухнут миры, -
Я приду на правах  медсестры,

Чтобы выполнить всё, что, ворча,
Скажет Бог
На правах  главврача...
2022

***
Каин Авеля убил...
А зачем? – спросил дебил.
 Засмеялся, как дурак...
И сказал:
- Да  просто так!
2022

СТРАХ

О, страх - опять
Любимым быть…
Всё потерять
И всё забыть…


ЛОЭНГРИН

«...Знакомый лектор мне вчера
 сказал: "Антимиры? Мура!"
                Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
«Рифмы-Лоэнгрифмы
И миры муры»
                Константин КЕДРОВ

***
- Я замурован в мир муры,
Где лживы правила игры,
Правдива лишь игра без правил…
Ах, кто меня играть заставил? –

Спросил со сцены Лоэнгрин –
И стёр с лица
Фальшивый грим…


ЯМБЫ

Хорошо, что я ещё не слаб!
Мне доступен пятистопный ямб…
Четырёх…И трёх… И ямб двустопный…

И –
Из стопки хлопнуть –
Одностопный!

В них живёт неведомая сила,
Что меня несла и возносила,
Слава Богу, и опять  несёт
До космо-классических высот…




НА ПАРНАСЕ

На Парнасе – виноградный пар
От поэтов и от поэтесс,
Пьющих:  - О, Божественный нектар!
- Ах, какой пленительный процесс! –

Не случайно - глянуть сверху вниз,
Милая, сюда мы поднялись…
Это было ясно изначально…
Что глядишь так нежно и прощально?

...Да,
Спускаться вниз –
Всегда
Печально…


***
Боже, как давно
Мы, хмельные в дым,
Мокрое вино делали сухим…
От Амурных стрел
Спирт сухой горел…


***
- Моё!
- Моя!
- Мои!
Немыслимая боль…

На радость всей Земли –
Любовь и алкоголь…
В любые времена
За них идёт война…
В дороге на Тот свет
Непобеждённых нет…


***
Полжизни я молился: – Дай мне, Бог! –
Полжизни я томился:– Не дай, Бог! –
И вот, увы, молитвам вышел срок...
Меня услышать Он так и не смог...



***
Ты ешь шашлык…Ты пьёшь кумыс…
Глядишь, как  птицы пролетают…
Как жизнь вокруг теряет смысл…
А смерть его приобретает…



СУДЬБА ПОЭТА

Судьба поэта виновата,
Что он – талантлив и учён –
Был под Челябинском когда-то
Неизлечимо  облучён…
Увы, и не имел детей
Меж поэтических затей…
И всё мечтал, увы и ах,
Россию возродить в стихах…



ДУЭЛЬ

Какая глупость! К слову слово -
Дуэль всерьёз и напоказ…
Волошина и Гумилёва
Мистификация…Атас!
Поэт поэта не убьёт:
Ни тот, ни тот не идиот…
О, Черубина Габриак!
Мистификатор – не дурак…



ПРОЗАИК и МУЗА

Прозаик, рифмующий прозу,
Алкаш, превышающий дозу,
Поэтом мечтающий стать,
Не знает, как музу достать,
Любовью и страстью храним…
И муза хохочет над ним…



ВОЛОШИН в КРЫМУ

Это было шикарно:
Он – в античном рванье –
Пел у моря Верхарна
И Анри де Ренье…

И себя иногда…
До сих пор –сквозь года –
Слышит Эвксинский Понт,
Как Волошин  поёт…

***
Мы шли по саду, ах, в полубреду,
Не ведая, где правда, и где ложь…
…Ты думала, что я тебя веду?
Я думал – это ты меня ведёшь!

…Мы думали – чтоб вымолвить опять:
- Ах, Боже… Там такая   благодать!


***
Он стихи сочинял в алкогольном бреду –
У Пегаса безумного на поводу…
- Что ты делаешь? – Муза кричала, -  Постой!
Дальше – пропасть…Ты в ней пропадёшь! Боже мой…-

Так и вышло, что он на виду всех гостей
Рухнул в пропасть -
И мы
Не собрали костей…



***
По лугу, логу я бегу –
В рассвет, в цветенье, в увяданье…
Ни сожаленья, ни желанья
Сдержать  я  больше  не могу…
А впрочем,
Может быть, я лгу…
Затем я, может, и бегу:
Себя наполнить на бегу,
Чтоб вдохновенно – до предела –
Гудела, стрекотала, пела
Вся жизнь моя –как день в логу
Или на солнечном лугу...

***
Все мои друзья, судьбой изранены, -
В Англии, В Болгарии, в Израиле,
Во Флориде, в Индии...

Все  – ах! –
На Парнасе,
На семи ветрах

Книги издают –
В любви, в тоске –
На старинном русском языке...

Рядом - на  английский  перевод –
В Интернете –
ПДФ+ ВОРД...

Раны залечили...
Благодать!
Эх, читать  их  – не перечитать...
2022

***
Жизнь зависит от звонка:
От звонка
И до звонка –

Вольного ль,
Невольного
Звона колокольного...

О, звени, звонок,
Звони,
Продлевая наши дни!

Ой, звони, звени, звонок!
Для кого –
Цветов венок?
2022

ПРОЩАНИЕ С БЛОГЕРОМ

- Себе я  сделал харакири... –
Признался интернет-поэт...
- Так стало пусто  в этом мире,
Едва скончался  Литсовет...

В стране обманов и потерь
Куда податься мне теперь?
Повсюду – что за времена? -
Идёт безумия волна...

И вот - предсмертная  записка
О том, что было сердцу близко:

«Закончилась прекрасная эпоха,
Что было хорошо,
То  стало плохо...

И я  решил,
Покинув Интернет,
Купить однозарядный пистолет.

Мне  безразлично 
«Быть или не быть?»
Поэтому  хочу себя убить...

Прощайте!
Не судите очень строго.
 У блогеров,  увы,   одна дорога...»
2022


***
Поэт был с тросточкой... И Муза
Поэта с тросточкой  была, -
Женой, оберегавшей мужа...

И точно маков цвет цвела,
Шагая с ним чуть впереди:
- Не оступись! Не упади!
2022


ПЕСЕНКА ПРО ЛЬГОТНОЕ ВЫЖИВАНИЕ

У народа каждый  год –
Проживание без льгот…
У меня ж – наоборот:
Льгот,  увы,  невпроворот…

И главнее всех  одна
Льгота, важная весьма:
Проживание  - Эх,  ма! -
С выживаньем из ума…

Правда,  ею – глух и нем -
Не делился я ни с кем,
Всё под бедного косил,
Хоть никто и не просил…

Слева – чёрный негатив…
Справа – льготный позитив…
Все поют один мотив,
Никого нет супротив:

С вами, горожане, я
В век  размежевания:
Было бы желание,
Льгота - выживание!



КОГДА-ТО

Я был когда-то сам-с-усам,
Весёлым,
Остроумным…

И жил по солнечным часам…
Теперь живу
По лунным…

…Нет стрелок
У часов,
А у меня – усов!


ДВА МНЕНИЯ

- Того, кто пишет
И стихи читает,
Никто не слышит
И не понимает!

- Да нет же, слышат,
Видно по всему…
Пусть дальше пишет!
Всё в них по уму!

               
ПУБЛИКАЦИЯ РЕЦЕНЗИИ
на «Ноет сердце»

                «Ноет сердце моё простужено,
                Мир привычный давно разрушен.
                И не радует кофе за ужином,
                Если рядом чужие души.
                Если ты болеешь...лекарства нет»
                Наталия Бучковская

Уважаемая Наталия!

Извините за то, что вторгаюсь в ваш мир...
Но кофе нужно пить утром, за завтраком,
Тогда от него заряд бодрости - на весь день!

Правда,
Бывает и парадоксальная реакция,
Когда кофе действует, словно снотворное.
Тогда его можно пить и на ночь.

Хочется,
чтобы рядом с вами были родные души в праздничные наступающие дни!
В тайге уже появились первые цветы –
ветреницы,
подснежники, 
медуницы...

Скоро зацветёт черёмуха,  потом - сирень...

Пейте берёзовый сок, зачем вам кофе?
Будьте здоровы!

Доктор Поэтических наук
Николай Николаевич ЕРЁМИН. г КрасноЯрск. Май 2022


Александр БАЛТИН
Виртуальный Альманах Миражистов
 
 

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ  ВОЙНА
        ( ПОЭМА )

…грехи  дают  тяжёлые  плоды –
они  преобразуют  образ  яви…
Запутаны  звериные  следы,
Отряд  надолго  стал  на  переправе.
Воители  в  объятиях  беды…

Властители  в  мечтах  о  громкой  славе,
Не  помнят  свет  единственной  звезды.

Разбитый, еле  тащится  обоз.
Ругается  с  солдатом  маркитантка.
В  глазах  скорее  голод, чем  вопрос.
О  чём  бормочет  старая  крестьянка?
Сгибает  пополам  незримый  груз.
Помилуй, Отче, ибо  я  боюсь…

Меня  страшит  внезапное  увечье –
Меня  пугает  пуля  или  нож –
Калекою  сейчас  не  проживёшь.
Мешаются  различные  наречья.
И  тащится  в  неведомую  даль
Обоз, опровергая  вертикаль,
Поскольку  победит  горизонталь.

…в  котле  похлёбка  булькает  вовсю,
обеденное  варево  пахуче…
Всё  небо  перечёркивают  тучи.
Дорога  верит  только  колесу.
…всему  виной  амбиции  паучьи…

Деревня  стала  лакомством  огня.
Чернеет  сумма  брёвен  обгорелых.
Терзает  это  зрелище  меня:
Деревни  поджигать – моё  ли  дело?
И  смотрит  ошалело  человек
На  пепел, что  похож  на  грязный  снег.

Дороги, и  обозы, и  костры.
Измотанность, растерянность  и  спешка.
Правители  коварны  и  хитры –
Их  вражеская  радует  огрешка.
И  рушатся  и церкви, и  мосты.
И  люди  в  злой  игре  всего  лишь  пешки.

Сознание  захлёстывает  бред,
Когда  встречаешь  факты  одичанья.
Кромешный  шум  заполнил  белый  свет,
А  хочется  хрустального  молчанья –
Его  не  дарит  сумрачный  сюжет.
И  сильно  утомляют  расстоянья,
И  выхода  уже  по  сути  нет.

Где  бюргерская  тишь  да  благодать?
Вельможа  остаётся  без  обеда.
В  сумятице, увы, не  осознать
Тяжёлое  дыхание  победы.
Не  стоит  победителей  встречать!
Приём  назначен  в  ратуше  на  среду.
Не  надо  на  помпезный  уповать.
Лилово  расплывается  печать.

Доскачет  ли  гонец? Но  конь  хорош.
Гонец  искусен  в  деле  фехтованья,
Такого  без  сраженья  не  возьмёшь,
Мелькает  городишко  без  названья.
Безжалостны  войска. Бездарна  ложь.
Бесплодны  и  надежды, и  мечтанья.
Завшивел  мир. Грядущего  не  ждёшь.
И  месса  не  воротит  упованья.

Дымит  костёр. – Ты  кто? – Хорват. А  ты?
- Я  генуэзец…Оба так  небриты!
Жестоки, беззаботны  и  просты…
И  оба  чудом  выбрались  из  битвы.
И  оба  церкви  грабили  не  раз,
Насиловали  женщин, поджигали
Дома  и  нарушали  тот  приказ,
Которой  дурью  старшего  считали.

Ударит  пуля  в  шлем, не  тронув  кость.
Судьбы  на  две  понюшки  остаётся.
Хранит  судьбу  невидимая  ось.
Но  хочется  напиться  из  колодца.
И  бродят  бестолковые  стада
Людей  сперва  туда, потом  сюда.
Не  блеет  только разве  только  это  стадо.
Нам  пастыря  не  надобно – ни-ни…
Забыть  бы  поскорее  эти  дни.
А  большего  на  все  века  не  надо.

Ах, очень  долго  тащится  обоз.
Он  снова  голодранцами  оброс –
Небритыми, немытыми  и  злыми.
С  крикливой  шлюхой  справиться  легко –
Пускай  она  от  страсти  далеко,
Пусть  пялится  глазищами  косыми
В  дыру, откуда  капает  вода –
Пусть  пялится  бессмысленно  туда:
На  серое  бессмысленное  небо.
В  холстине  много  дыр, и  в  ней  потом,
Должно  быть, обретёшь  могильный  дом,
Когда  тебе  в  пути  не  хватит  хлеба.

А  хлеб – он  самый главный  из  владык.

-Ну  что, бродяга, выплюнул  язык?
И  пыточные  греют  инструменты.
А  пленник – совершенно  не  герой –
За  собственную  жизнь  стоит  горой
В  условиях  жестокого  момента.

Предательство – не  следствие  войны:
Никто  не  застрахован  от  вины.
Лютует  боль – вот  это  вне  сомнений.
Смеётся  нелюбезная  юдоль,
Подсунув  издевательскую  роль
И  смерть  соткав  из  адовых  мучений.

Саксонец, друг, я  тоже  ведь, я  то  ж…
Я  тоже  немец, мой  наряд  не  гож,
Хватаю  воздух  пыльными  губами.
Бывало  мясо  жадно  пожирал,
Теперь  кору  глодаю…Брось  же  нож!
Мы – немцы, нам  пристало  быть  друзьями!..
…мелькают  огонёчки  вдалеке…
И  медленно  спускается  к  реке
Убийца, ибо  хочется  напиться…

Но  горечью  пропитана  водица.

Разъезжена  дурная  колея.
-Ты  слышал? Это  выстрел  из  ружья!
В  ухабах и  колдобинах  дорога.
От  пули  не  удасться  уклониться,
И  смертного  не  избежать  итога.

…а  лес – как  будто  сумеречный  фон.
Неистовство  представленных  времён
Отягощает  души.
Что  обрящем?
В  огне  метафизическом  горим,
И  противу  врага  не  устоим –
Мы, знать, не  из  породы  настоящих.

Летит  стрела, и  падает  гонец –
Погибель  пригласила  под  венец.
Посланье  не  прочитано.
И  сбились
Войска  с  пути. И  самый  путь  убог.
С  Всевышним  не  построить  диалог.
Но  я  хочу  рассчитывать  на  милость!

А  милость – это  самый  щедрый  дар.

Как  лабиринт  устроен  этот  город,
Не  отгадаешь  правильный  маршрут…
Строения  лизал  большой  пожар.
Солдат  устал, хоть  он  довольно  молод –
Его  извёл  кровавый  ратный  труд.

Судить  ли  мародёров? Но  кому?
…уйдём  в  метафизическую  тьму.
У  дома  - старец  мрачный, как  сова,
Роняет  бесполезные  слова.
Ведь  годы, состоящие  из  тризн,
Не  ценят  чью-то  маленькую  жизнь.
Ты слышишь? Это  просто  женский  крик!
Проклятьями  заходится  старик.
Молчи, пока  не  вырвали  язык!

Из  храмов  драгоценности  несут.
(Вы  это  назовёте  ратный  труд?)
Согласен  бедолага  на  обмен –
Ведь  сало  лучше  светлых  перемен,
Рубаха  без  заплат  ценней  ружья.
Ворьё  солдаты. То  есть  ты  да  я…
И  мрак  давно  царит  в  любой  душе.
И  каждый  миг  ты  сам  на  рубеже,
За  коим – пресловутый, смрадный  ад.
Тела  смердят.
Но  и  дела  смердят.

И  некогда  убитых  хоронить!
Об  этом  неохота  говорить!
Ведь  мы  идём  вперёд –
Всегда  вперёд!
Там  слава  ждёт! Заманчивей  тепло
Домашнее – кто  сдюжит – обретёт!

Раздавленное  брызнуло  стекло.
Прошёл  ещё  один  проклятый  год.

Ещё  один  закончился. Итак,
Вступаем  в  неизведанный  этап,
Какой  не  расстреляем  из  мортир,
Как  хочет  сумасшедший  бригадир.
Деревья – будто  серенький  пунктир…

…кто  хочет  добрых  рыцарей  принять?
А  впрочем, где  же  добрых  отыскать?

Сырые  вётлы. Серый  тёплый  пар.
Осенний  полдень, У  вояки – жар:
Глаз  выбит  саблей…- Ты  теперь  циклоп! –
Хохочет  генуэзец. Сразу – в  лоб:
Гельвет  в  атаке  прошлой  окривел,
Но  сил  не  растерял, Лицо – как  мел.
Здесь  верит  всякий, что  страдал  не  зря –
Стрелял, бежал, за  годы  постарел…
Деревья  мокнут. Мокнет  и  земля,
Которую  никто  уже  не  пашет.
…вон  высится  неведомая  башня,
какую  окружают  тополя.
И  день  почти  не  помнится  вчерашний.

Мы  знаем, как  витийствует  огонь.
Он  запросто  способен  опалить.
Он – вестник  зла! – поэтому  не  тронь!
И  будешь  жить.

Солдаты  старый  город  потрошат.
Где  прячет  ростовщик  своё  добро?
Старик! В  чём  только  держится  душа,
Но  в  доме – изобильно  серебро:
Подсвечники, подносы  и  ножи.
Разбиты  в  дивной  церкви  витражи.
Низвергнут  крест – как  будто  мусульмане
Ворвались  в  город – а   на  деле  те  ж
Крещённые.
Свинью, трактирщик, режь!
Ворованное  золото  в  кармане.
И  всякая  добыча  хороша.
Молчи, неугомонная  душа!
Солдаты, гогоча, хватают  девок.
Гибриды  Босха  ожили  вокруг.
…и  кровью  наливается  паук,
он  знает, что  на  белом  свете  делать.

Гибриды. Полу, полу…
Только  зло
Даётся  в  чистом  виде.
Тут  алхимик
Бессилен…камень, олово, стекло,
Столетник, ступа, пестик  и  пустырник…
…изломы  яви – парусник, тростник…
Поруганные  символы  и  знаки.
И  ходит  ходуном  чужой  кадык.
И  мяса  ждут  бездомные  собаки.
Здесь  словно  облик  мира  искажён.
Мы  жили  хорошо – и  вот  обрушен
Обжитый  и  такой  уютный  дом –
Налётом  моментально  разорён.
Не  спрятаться  от  пули   за  углом.
Припарками, увы, не  лечат  души.

Здесь  медики  нужны, как  никогда.
Обозник  отстаёт. Теряют  знамя.
Проходят  сокровенные  года,
Замаранные  чёрными  делами.

Но  пёстрая  картина  бытия
Сложилась  из  различных  матерьялов.
Серебряная  ниточка  ручья
Есть  чудо  из  разряда  небывалых!

Как  пыл  военный  снова  пробудить?
Чума  лишает  воинов  покоя –
Отчаянья  уже  почти  не  скрыть –
Болезнь  ведь  претендует  на  чужое!

Дурное  время. Сломаны  часы,
Стучавшие  в  висках  неугомонно.
У  смерти  не  отнимите  косы –
Её  пожива  выглядит  законно.
Качаются  аптечные  весы.
Разрушены  житейские  каноны.
В  пределах  очень  чёрной  полосы
Не  мучает  крушенье  легиона –

Не  Древний  Рим…Увы, его  черты
Порою  проступают  в  каждом  жесте.
Войска  внезапно  сходятся, и  ты
Бежишь  да  и  кричишь  со  всеми  вместе.
Хороших  не  предвидится  известий.
Но  гибель  вас  спасёт  от  суеты.

На  части  распадается  война,
Не  выверены  сумрачные  части.
Болит  душа – натянута  струна.
…неправедна  любая  форма  власти.
Горит  в  ночи  банальная  луна.
…не  светит  нам  обыденное  счастье…

Над  картою  склоняясь, офицер
Теперь  уже  победою  не  грезит.
Сейчас  не  до  изысканных  манер,
И  снова  в  мозг  заманчивое  лезет –
Он  думает  о  доме, о  тепле,
О  женщине…кругом  сплошные  смерти.
И  мысли  неприятны  о  земле –
В  какую  неохота – уж  поверьте.

Рисунок  карты  сложен  как  узор,
Сплетённый  злонамеренным  фантомом.
…но  сколько  бы не  грезил  отчим  домом,
войны  не  отменяем  приговор.
Бежать  от  настоящего  нельзя!
А  в  штабе  устаёшь  от  словопрений.
Считай: главнокомандующий – гений,
И  станет  триумфальною  стезя.
Ржут  кони. Разрывается  ядро.
И  краденый  табак, как  труп, воняет.
Грохочет  дождь, и  ржавое  ведро
В  себя  ту  влагу  вряд  ли  собирает.
…а  город  между  делом  разорён,
и  рухнул  безымянный  бастион,
и  каждый  в  суматохе  обречён…

Один  поэт  идёт  среди  солдат.
Обычный  человек – устал  не  меньше.
Кудлат. Щекаст. А  попросту мордат.
Он  любит  пиво. И  дородных  женщин.
Условия  похода  тяготят,
Но  всё-таки  созвучьями  гудят

Дороги, и  посёлки, и  страданья…
Чеканит  дукатоны  государь.
А  ты  чекань  сонеты  в  оправданье
Тому, что  не  удержит  календарь.

Где  хроники? Хранит  ли  их  архив?
Придуманы  газеты – или  рано?
Окрестный  мир  достаточно  красив
но  мы  его  калечим  постоянно.
И  мы  бредём  неведомо  куда,
И  вновь  роняем  бранные  слова.
А  тучи – словно  горная  гряда.
Едва  соображает  голова.
Тебя  же, мой  любезнейший  живот,
От  голода  подводит…
Не  рискует
Уже  ничем  разбитый  в   драке  взвод.
И  ангелов  давно  не  существует.

А  вдруг  один  окажется  в  толпе,
На  крик  случайный  резко  обернётся?
По  виду -  человек. С  мечём  в руке
И  жаждущий  напиться  из  колодца?
Он  в  облике  обыденном  для  нас
Бредёт  среди  солдат  обыкновенных.
…я  слышу  голоса  в  закатный  час –
они  твердят  о  важных  переменах…
Невероятно! – в  уголке  Вселенной
Увидеть  в  откровенном  оборванце
Высокого  небесного  посланца.!
И  снова  ночь  за  ночью, день  за  днём
К  победе  иллюзорнейшей  идём.

Что  видно  Пантократору  с  небес?
Пугает  темнотой  осенний  лес,
Зверьё  в  себе  таит  с  людскою  злобой.
Простор  вокруг  настырен  и  глазаст,
Следит  за  каждым  шагом  и  не  даст
Укрыться  за  горою  крутолобой.
Былое  отпадает  будто  пласт
Источенной  годами  штукатурки.
И  тело – это  в  сущности  балласт.
И  мечется  бесхозная  каурка.

Что  видно  Пантократору? – да  всё…
Шаги, движенья, выстрелы, убийства.
Достанет  полководцу  олимпийства
Глядеть, как  вертит  это  колесо?
С  ума  сейчас  сведёт  избыток  свинства.
К  победе  надо  воинство  привесть!
Победа – это  радостная  весть.
Ты  выиграл – и  значит  взятки  гладки.
Не  ценится  в  кромешном  мраке  честь!
Здесь  выжить  бы! И  шанс  как  будто  есть…
Приходиться  играть  с  судьбою  в  прятки.

У  нас  уже  украдены  слова,
О  нас  идёт  недобрая  молва.
Эфес  рука  сжимает  слишком  нервно.
Куда  уполз  ободранный  обоз?
Напрасно  душу  мучает  вопрос.
К  чему  приводят  сложные  маневры?
Вот  жемчуг  италийский – просто  речь.
…кафтан  с  весьма  изодранной  изнанкой…
Храни  меня, Господь, от  лишних  встреч –
Особенно  с  жестокою  испанкой.
Случайный  неизвестен  диалект.
Вообще-то  подозрительный  субъект
Ест  с  нами  недоваренную  кашу.
Хорват  и  скандинав, напившись, спят.
На  брата  точит  нож  негожий  брат.
Без  крови  не  бывает  рукопашной.

Теперь  повсюду  торжествует  боль,
Она  одна  преследует  идущих,
Лежащих  и  едящих, отстающих…
Мура – когда  раздавлена  мозоль,
Другое – если  меч  ожог  плечо
И  стало  под  кирасой  горячо…
Что  видит  всемогущий  Пантократор?
Деревня  состоит  из  головней.
Смущает  блеск  отточенных  мечей,
Курчавый  итальянец – имитатор
Знакомых  голосов – забавит  их –
Солдат, давно  уставших, но  живых.
А  Пантократор  видит  каждый  шаг,
Любой  нюанс, любой  дырявый  стяг…
А  дождь  умолк, истратив  бездну  влаги.
Леса  стоят  дремучею  стеной.
Напиться  бы  водицы  ключевой.
А  битва  невозможна  без  отваги.
Леса, увы, не  ценим  в  мирный  год,
Считая, что  забот  невпроворот.

Считая, что  тяжёл  житейский  крест,
Не  видим  красоты  обычных  мест,
Не  ищем  смысла  в  этой  красоте.
Что  видит  Пантократор?..А  не  те
Солдаты – разорившие  базар?
Мне  кажется, вот  этот  слишком  стар,
И  слишком  молод  раненый – другой.
Где  сыщешь  Пантократора? В  какой
Из  множества  разграбленных  церквей?
Мы  слишком  далеко  от  Византии –
Иная  сумма  страхов  и  страстей
Сгибает  выи.

…попали  в  окруженье – нашим  швах!
…но  в  двадцать  лет  не  думают  о  смерти!
Из  праха  создан – обратишься  в  прах,
Таков  закон  всеобщей  круговерти.
Страх  плещется  в  синеющих  глазах.
Вопросов  много  к  безответной  тверди,
Но  все  вопросы  заданы  в  сердцах.

…не  вавилонской  сутолки  плоды
наследуют  герои  рукопашной?
…осколки  судеб, крошево  звезды,
вчера  благоприятной  проигравшим.
Отныне – проигравшим  навсегда.
…мерещится  кошмарное  растенье –
сложилась  подходящая  среда:
и  вот  она  питает  ответвленья:
гордыня, зависть, спесь – они  ведут
к  убийству – там  и  тут, и  снова  тут…

История – забава  простака,
Идут  однообразные  века.
И  только  Симплициссимус  смеётся
Над  суммою  одержанных  побед.
…не  радует  уже  осенний  свет –
ведь  смерть  и  зазевавшихся  дождётся.

Война, в  которой  вязнет  старый  мир –
Вернее  только  части  мира, ибо
Что  Персии  с  Японией  до  них –
Грабителей  соборов  и  домов?
Мы  отравили  солнечный  эфир,
Мы  сделали  отнюдь  не  лучший  выбор,
И  голос  правды  чрезвычайно  тих,
И  бесит  свистопляска  ложных  слов.

…до  отдыха, наверно, далеко,
кровь  проливать  всё  время  нелегко.
Поэтому – споём,
                споём,
                споём.
Вдвоём, втроём:

До  победы, до  победы
Будем  биться – русы, шведы,
Чехи, немцы  и  поляки –
Мы  не  выдержим  без  драки.
Не  боимся, не  боимся –
Будет  чёрт – и  с  ним  сразимся.
Алебарды  или  пики.
Полководец  нас  великий
Приведёт  к  успеху, только
В  нём  довольно  мало  толку.
А  в  беседе – и  подавно.
Лучше  шутка. С  нею  славно.
Лучше  чаша. Или  кубок.
Да  приятство  тех  голубок,
Что  встречают  нас  по  сёлам
На  подмогу  нам – весёлым.
Будем  топать, будем  лопать.
Мы – Европа, мы – Европа,
Мы  разделим  кус  пространства
Без  геройства  или  чванства
На  кусочки, что  поменьше.
Мы  не  можем  жить  без  женщин.
Без  сражения – тем  паче.
Пожелайте  нам  удачи.
Пожелайте  нам  вернуться
Невредимыми  из  боя –
Будет  всё  тогда  другое:
Дом, жена, тепло  и  дети,
А  сейчас – война  на  свете.

Вот  Энциклопедический  словарь,
Раскрытый  на  подсказанной  странице.
…не  скоро  изменяется  букварь,
но  страсти  переделывают  лица…
В  борьбу  вступили  светлые  князья.
Германия, Испания  и  Польша.
Темна  национальная  стезя,
На  тридцать  лет  расписана, не  больше.
Война. Католицизм. Протестантизм.
Разгром  неподчиняющихся  чехов.
Отважный  Валленштейн  крушит  датчан.
Потом  разбиты  шведы – ибо  им
Достаточно  значительных  успехов.
Бурлит  невероятный  этот  чан –
Котёл, в  котором  нации  кипят.
Французское  участие  решает
Исход  войны, не  отменяя  ад.
Вестфальский  мир, однако, наступает.
…кошмар  тянулся  тридцать  лет  подряд…

Опять  идут  дожди. Промок  обоз.
Обижена  солдатом  маркитантка.
Вина  не  остаётся  в  бурдюке.
Желтеют  листья – власть  метаморфоз.
К солдату  будет  ластиться  крестьянка,
Раз  муж  погиб  в  глобальном  бардаке.

Приходит  осень  не  в  последний  раз.
Буксует  колесо  в  раскисшей  жиже,
И  ночь  уничтожает  денный  свет.
Картины  неприятны  без  прикрас –
Ведь  просто  жизнь  тебе  намного  ближе,
Чем  сумма  поражений  и  побед.

Александр  Балтин

Город МОСКВА



Александр ТЫШЛЕР
Виртуальный Альманах Миражистов
 
 
Тышлер Александр Григорьевич (1898-1980)
странный, ни на кого не похожий  художник, который всегда  оставался самим собою, потому что иным стать не мог и не хотел.
Живописец и график, театральный художник, скульптор и во всех этих видах искусства - на холсте, на бумаге, на сцене - безудержный фантазер и мечтатель, изображающий мир всегда преображенным с помощью своеобразного языка зримых метафор.
Учился Александр в Киевском художественном училище (1912-17), затем в студии А. А. Экстер в Киеве же (1917-19), наконец, в московском Вхутемасе у В. А. Фаворского (1921-24).
Работать самостоятельно начал в середине 1920-х гг., в тесном кругу молодых новаторов ОСТа. Художники объединения ориентировались на всё современное - технику, спорт, политику…А  он обращал в романтическую сказку даже самую злободневную и конкретную тему, будь то рисунки для учебника геометрии (1925) или серия картин и рисунков "Махновщина" (1920-е), с буйными скачками в бескрайнем степном пространстве и гротескными фигурами махновцев в громадных папахах. Уже в этих станковых работах критикиразглядели скрытую театральность образов, "сны о театральных постановках", "свободу современного театрального подхода к вещам" (Я. А. Тугендхольд).В самом деле, Тышлер относился к используемым в его искусстве вещам очень по-современному, свободно, - не выстраивал из них некое подобие окружающей реальности, а смело преображал, придавая им метафорический смысл. Так он поступал и в живописи, и на сцене.
 
Первый его заметный спектакль - "Овечий источник" Лопе де Веги, поставленный в 1927 г. в Минске.Любимым драматургом Тышлера был У. Шекспир, "прочитанный" в эскизах и постановках творчески остро ("Король Лир", ГОСЕТ, Москва; "Ричард III", ГБДТ им. М. Горького, Ленинград, оба спектакля 1935 г.). Мир Шекспира воплощен  в фантастическом средневековом сооружении - дворце или замке, видимом снаружи и одновременно изнутри ("Гамлет", 1953; "Ричард III", 1963г)
 
И помещается этот сказочный замок со своей открытой сердцевиной на сцене весь целиком, от цоколя до остроконечных черепичных крыш…
В "Короле Лире" (ГОСЕТ) художник подчеркнул это, соорудив на сцене еще одну сцену, подобие передвижного театра-тележки с раскрывающимися створками, тоже опирающуюся на молчаливые фигуры-кариатиды.
Искусству Тышлера свойственно многократное варьирование однохарактерных, чаще всего символических образов. Таковы его живописные и графические серии последних лет жизни, где хрупкие девушки несут на головах и плечах натюрморты или декорации, странные сооружения, символизирующие театр или праздничный балаган, крепость или морскую стихию (серии "Океаниды", "Сказочный город", "Балаганчик", "Маскарад", "Клоуны" и др., 1960-70-е).
 
   
    

ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на ЛИТСОВЕТЕ!
Альманах SюР аL, а РюSВ цвете на Литсовете
45-тка ВАМ new
КАЙФ new
КАЙФ в русском ПЕН центре http://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
СОЛО НА РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: КОЛОБОК-ВАМ
Внуки Ра
Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк ТАЙМ-АУТ
КРУТНЯК
СЕМЕРИНКА -ВАМ
АВЕРС и РЕВЕРС
ТОЧКИ над Ё
ЗЕЛО РОГ ИЗОБИЛИЯ БОМОНД
ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ

КаТаВаСиЯ
КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ

СИБИРСКАЯ
СЧАСТЛИВАЯ
АЛЬМАНАХ ЕБЖ "Если Буду Жив"

5 -й УГОЛ 4-го Альманах ТАНЦУЮТ ВСЕ
Читайте В цвете на Литсовете
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Какие Имена! Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!
06.09.15 07:07

 
   НЕЖДАННОЕ
Виртуальный Альманах  Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИНАлександр БАЛТИНАлександр ТЫШЛЕР
© Коллектив авторов 2022г