Философско-критическая новелла. Это что?

Психоделика Или Три Де Поэзия
.




Живет в России, относительно молодой поэт и критик Сергей Баталов. Именно он будет объявлен крайним в этот раз за то, что именно с его легкой руки, мы опять попробуем вернуться к поиску нового формата критического замечания. Авторам любого уровня конструктивная критика не просто нужна, а тотально необходима.  Я ни в коем случае не хочу возражать и оспаривать мнение Сергея (я это мнение априори уважаю), а просто на его основе хочу попробовать или опробовать малый формат обсуждения. К которому хочу пригласить и авторов. Высказать свое мнение, привести доводы, порассуждать вслух, попробовать себя в этой роли.
И здесь же будет предложено совершить еще одно действо: написать на текст разбираемого стихотворения философско-критическую новеллу.
Все действие в два простых шага:
1. Высказать свое критическое замечание (можно согласиться и поддержать аргументировано Сергея, а можно со мной, я возьму на себя роль оппонента)
2. Написать на разбираемый сонет философско-критическую новеллу.
============== редко предлагаю бонусы за сделанное, но в этом случае, решусь. После того как два шага (любым) автором будут сделаны, у меня возникает перед этим автором обязанность написать на его сонет (5-ти стопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы): короткую рецензию и философско-критическую новеллу.



***
Я не виню смешных пророков в том,
что предсказанья их всегда о прошлом
январском дне, а мой декабрь с ружьем,
как человек значительный и дошлый.
Стоит на страже вверенной версты,
считая с фуражом хмельным повозки,
и ставя вместо галочек – кресты,
о витебской скучает папироске.

Потек ослепший глаз снеговика,
как тушь с ресниц. Зачем-то протираю
Стекло очков. Замерзшая рука.
Что делает?.. Совсем не понимаю…
Хватает с неба птичьи облака,
Воронью гонит с колокольни стаю…

                Ослепший глаз
                Зачем-то протираю
                Стекло очков



«Я не виню смешных пророков в том…» / Сергей БАТАЛОВ

Первая строфа – выпад против «смешных пророков», которые «предсказывают» уже случившееся. Тогда следующая строфа, по логике, должна была бы противопоставить им автора, чьи предсказания точны либо, наоборот, автора, который отказывается от произнесения пророчеств. Может быть, автор это и имеет в виду. Но сказано это так, что сложно сделать однозначный вывод. Совершенно неожиданно появляется образ военного, который стоит на страже версты (?) и зачем-то считает повозки (шпион? контролёр?), и почему-то скучает о витебской (именно витебской?) папироске (неужели у военного нет папирос?).
Этот новый знакомец назван «значительным и дошлым», что психологически не очень соответствует образу скучающего по папироске часового, а слово «дошлый» придает ему ещё и негативный оттенок. В целом же получается совершенно непонятная картина. Фураж, кстати, это растительный корм для скота и хмельным он быть не может. 
Но автор запутывает нас еще больше. В первой терцине – опять неожиданно! – появляется снеговик. У которого – что-то с глазом. Во-первых, непонятно, из чего сделан этот глаз? Если он потек как тушь – значит, из чего-то черного и текучего. Учитывая, что, как правило, глаза у снеговиков делают из обычных прутиков или угольков, возникает вопрос – что же это может быть? Во-вторых, непонятно, зачем лирический герой начинает протирать очки. Если в контексте хайку, когда речь шла о его собственных глазах, это было понятно и убедительно, то в контексте сонета, когда глаза отошли снеговику, это вызывает недоумение. Ну и вишенкой на торте – заключительные строчки, где «птичьи облака» (образ скорее весенний, а действие сонета происходит зимой) и невесть откуда взявшаяся колокольня, с которой лирический герой рукой (?!!) сгоняет стаю ворон.


«…Воронью гонит с колокольни стаю.» / Алексей ФОМИН

В обсуждаемом сонете первую строфу интересно рассмотреть с точки зрения временного отрезка – года и предмета пророчеств неких «смешных пророков». В этом отрезке январский день всегда будет в прошлом, которое начинается с первого января, а вот декабрьский день всегда будет в будущем до последнего дня проживаемого года. Персонифицированный декабрь, ставший человеком с ружьем это остыл к известному в прошлом фильму, снятому Сергеем Юткевичем по произведениям Николая Погодина «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» и «Третья Патетическая». Автору важно в коротком зачине создать многослойное повествование с универсальными циклическими мостами. Крестьянин Иван Шадрин человек значительный? Если его уполномочили товарищи вручить Ленину письмо с вопросами, которые их волнуют на границе жизни и смерти, на германском фронте, вопросы к вождю мирового пролетариата, то – да. А разве товарищи с фронта пошлют абы кого, конечно, лучшего, ловкого, бойкого, смышлёного, одним словом – дошлого. Движение первой строфы должно, в соответствии с жанровыми особенностями сонета, остановиться во второй строфе. И в соответствии с особенностями жанра, человек с ружьем замирает, теперь он стоит на страже русской фронтовой версты, своей крестьянской версты, своего врожденного понимания крестьянского быта. А хмельной фураж это что? Возможно хмельной от проливаемой крови, поэтому не галочки, а кресты;  а может хмельной из-за того, что пьяная солдатня собрала его с близь лежащих деревень отняв его у стариков, баб и детей, и вымирают теперь деревни, и крест накрест заколачиваются окна оставленных домов и так голодно, что нет даже галок. А может это фураж с Хмельной Киево-Святошинского района, ценный фураж, дорогой? И где стоит этот человек с ружьем: в начале новой эры в январе или в конце старой, в декабре?  А хочет ли он об этом думать, это знать? Скорее всего нет.  А вот то, что до революции такие были ядрёные папироски с витебской фабрики, а сейчас все дешевый солдатский табачок, да самокрутка из агитки волнует его больше. В пространстве первых двух строф остается много зимних тропинок. Декабрьские, с первыми оттепелями и снеговиками, и вот уже плачет один из них угольными глазами, льет черные слезы по этому несчастному миру. Откуда зимой взяться снеговику? В компьютерных реалиях его зимой быть не может. Но даже глаза неживого холодного изваяния застят слезы, но не глаза человека. Глаза человека сухи, вот только стекло очков запотело вот и не видит он ничего вокруг. А замерзшая ледяная рука не слушается, а будто пытается схватить не птиц, а птичьи облака… а чьими они еще могут быть, только птичьими… Птиц, улетевших от холода и зимы к солнцу и теплу… Но осталось еще воронье и кружит оно, пророчески возвещая о бедах еще больших, кружит вокруг еще не разрушенной церкви… гнать их от святого места, гнать…  Если довериться «кодам» данного сонета, то легко можно прийти от войны не к пророкам революции, а к храму. Ведь все дороги и начала света и его конца ведут только к нему.



Желтый хлороформ / Авто ЛЕКСУС  (Нателла  КЛИМАНОВА):

Дешёвый понт винить пророков, / Которых в мире только два,- / Грустить о прошлых сроках, / Ушедших в январе едва-едва. // Вот, человек с ружьём / Считает ушлым докой себя на версте / Пророчеств фуража с капустой / Висящей головой в петле, // И улыбаясь галочке крестовой,- / Захочется ему курить, / Подайте папиросу с прозой /Про шапку в заголовке: "Быть или не Бить?" // И снеговик, конечно, / здесь не при чём его рука, / Расплачется капелью, / Растает сердцем в снеговых боках. // Что делает? / Работать, пиная ось с заржавленных болтов / О том никто не ведает,- / Земля сойдёт с орбиты / На небо новых облаков.
………………………………………………Авто Лексус   13.05.2022 23:12 


Произведение слабое, не доработанное, до конца не продуманное, а потому неувязочкв в концовке стиха со стёклами снеговика с тушью текущей с ресниц.. вот, здесь пардон, явная надуманность без фантазии и неловкость в стилистике.

В первом катрене более менее есть ясность с авторским сомнением в пророках в "январе", которых автор с "ружьём", либо опережает в предыдущем "декабре", либо догоняет в этом же, году в конце декабря.

Не важно, опережает или догоняет автор, но хочет удивить неким "фуражом" с некоей повозки с определением, что повозка,- "хмельная".
Этот пассаж, можно считать так же, авторской неловкостью в стилистике.

И о чём тогда говорить?
О "замёрзшей" руке?

Ну совсем скучно и неохота разбирать "околесицу" в жёлтом хлороформе, (цитирую по памяти не точно), как писал некогда уважаемый Пастернак.

Желаю всех благ и успехов!

………………………………………………Авто Лексус   13.05.2022 23:31



Ослепший глаз / Алексей ФОМИН

Отбрасывая все странности отдельных рецензий и реплик, хочешь, не хочешь, а задаешься вопросом: зачем и чем человек отметился, какой эффект от его проявления, была ли в том хоть минимальная нужность, целесообразность. И сразу ловлю себя на мысли, что все не о разбираемом тексте, а манипуляции.
Ее признаки примитивны до безобразия: в первую очередь – безапелляционные утверждения: а) произведение слабое б) не доработанное в) не продуманное г) надуманное, но без фантазии д) с неувязочками в стилистике. Как правило такое «мнение» сопровождается передергиванием/смещением акцентов: стекло снеговика (!) или все же стекло очков (!), потекла туш с ресниц «снеговика» (!) или потек глаз снеговика (!)
) и это всего в трех строках!!!

Почему, благодарен Сергею: ни в одном моменте, ни в одном своем помысле нет пренебрежительного, неуважительного отношения к автору и это культура критики.
Единственное на что можно обратить внимание, и вернуться к тексту, так это на то, что в манипулировании обязательно должна быть хоть одна деталь, верно подмеченная/спорная – и это безусловно – хмельной фураж (но не хмельная повозка (!)). Ведь скажи автор: «Стоит на страже вверенной версты, считая с фуражом сухим(!) повозки», все становится на свои места, сухой фураж для конницы, фуражировка во время войны, картинка усиливается, а не размывается, становится более четкой и реальной. Но почему-то автор поступил иначе. И все-таки почему? (пока возьмем паузу).

И еще один момент в манипулировании – обязательно сделать ссылку на авторитете мнение. Но современные технологи душ человеческих, не замечают в той пурге, которую несут, своих оговорок, проявляющих их истинную суть: НЕКОГДА(!) УВАЖАЕМЫЙ Пастернак. Для меня Пастернак один из любимых поэтов в десятках уважаемых поэтов Серебряного века.
А вот ведь действительно хлороформ желтый с резким запахом, как след собаки на сугробе.

Прислушайся к вьюге, сквозь десны процеженной,
Прислушайся к голой побежке бесснежья.
Разбиться им не обо что, и заносы
Чугунною цепью проносятся понизу
Полями, по чересполосице, в поезде,
По воздуху, по снегу, в отзывах ветра,
Сквозь сосны, сквозь дыры заборов безгвоздых,
Сквозь доски, сквозь десны безносых трущоб.

И вот чем печальны всевозможные лексусы, читаешь после них Бориса Леонидовича, и все как в дурном сне.

Полями, по воздуху, сквозь околесицу,
Приснившуюся небесному постнику.
Он видит: попадали зубы из челюсти,
И шамкают замки, поместия с пришептом,
Все вышиблено, ни единого в целости,
И постнику тошно от стука костей…



«По зову сердца, следуя примеру» Анна ХУРАСЕВА

Между прошлым и будущим, между завтра и вчера, между декабрём и январём … – это не только философское рассуждение о времени и его быстротечности, но и возможность задуматься о том, что было важно вчера, уже потеряло свою ценность сегодня, а значит надо жить здесь и сейчас, вчера уже прошло, а завтра ещё не наступило … да и кто знает наступит ли.
От чего можно быть хмельным? Если не брать в расчёт алкогольные напитки, то это образное сравнение применимо и к горю, и к радости, так что каждый читатель понимает при дальнейшем прочтении, что ЛГ испытывает грусть, тревогу, созерцая кресты … могильные?? Особенно в период войн и эпидемий эти «галочки» стали такими очевидными, что их просто невозможно не заметить. Вместе с тем, если вернуться к намёку о быстротечности времени, которое было ранее, то здесь можно увидеть и кресты ушедших в мир иной друзей, родных … с каждым прожитым годом таких крестов становится всё больше. Ещё «кресты» - это мостик, который перекинут к храму, а именно к колокольне, над которой кружат вороны.
Почему скучает по витебской папироске? … не следует оправдываться по этому поводу, у каждого свои пристрастия. Кто-то может мечтает о тульском прянике, а кому-то больше по вкусу городецкие, как говориться «на вкус и цвет, товарища нет»
Образ плачущего снеговика – это одновременно и тот же стык времен, в данном случае времён года, межсезонье, когда зима ещё не закончилась, а весна ещё не началась, но снеговик уже плачет, а когда кто-то плачет (и снеговик не исключение), то слёзы застилают глаза и ничего не видно, вот почему ослепший. Одновременно, это ещё и собирательный образ человека, который возможно оплакивает жизнь, утраты и много чего ещё … да потекла тушь (чёрные потёки угольков, так похожи на потёки туши), но возможно, что слёзы вымоют тот осколок, который попал в глаз, как в сказке Каю… и тогда станет восприниматься всё по-другому, а не в искажённом виде.





.
.