Елена и родственники

Лейба Тигров
"ЕЛЕНА"МОРКОВНИК"И РОДСТВЕННИКИ

Данный материал отпочковался от печальной повести о гигантских линкорах Италии времен Второй мировой войны и призван проиллюстрировать как на леченной кобыле можно въехать в рай,то есть массово используя иностранные наработки а то и полностью завозя а позднее и изготовляя на своей территории из импортных запчастей необходимые технологические установки благодаря чему выйти если не в повелители морей то к началу ХХ века на почетное третье место по военно-морским силам в мире.
Доводилось автору читать что-то подобное про ВМФ Италии но не подкреплялись такие аксиомы многими цифрами и фактами,а вот поди ж ты,
это к тому что сейчас модно писать-царская Россия была зависима сперва от английских а потом от французских производителей,
радует что не мы одни а почти весь цивилизованный мир у них заимствовал копировал плагиатил и даже на призовые места некоторые южные страны тянули,
а теперь с вашего позволения плавно перейду к нудной арабской цифири.



На первых дредноутах Италии стояли британские орудия главного калибра причем на трех сериях с "Данте Алигьери"и до "Чезаре "включительно.
Скорее всего новое дело хоть и для морской страны,не справились,решили набрать опыта.
Скатимся в додредноутовскую эпоху к кораблям которые у нас именуют эскадренными броненосцами или просто броненосцами.
Тип "Реджина Елена"строившийся с 1901-1908 гг. включал в себя четыре систершипа в чем-то разных но имевших общую консепсию:установку двух однопушечных башен ГК(главного калибра) и с ними разнесенные по бокам корабля 203 -мм двухпушечные установки(12 орудий в шести башнях).
Пердпологалось ведение огня на разных дистанциях,рассчет делался на скорострельность меньшего калибра а для более ближнего боя установили 305 мм пушки.
При этом основа -скорость  то есть крейсерская концепция бей и беги,не позволяющая подпускать к себе близко вражеский корабль и маневрировать, максимальный ход оценивался в 22 узла,даже выше чем у последущих линкоров(описанный нами британский "Роял Соверин"1915 года по введении в строй имел 21 узел).
По первоначальному проекту предпологалось отказаться от орудий-монстров но сыграло роль боязнь оказаться в ближнем бою с меньшим калибром.
Классическая версия-не хотели но побоялись(или Морское Ведомство навязало)на деле было очень плохо.
На всех четырех судах установлены британские артсистемы Армстронга,не к ночи помянутый MARK IX имевшийся на вооружении как Российской Импери,Японии(и самой"Владычицы").
"Морковник" стоял классический в 40 калибров дававший одинаковые шансы противнику,последующие "Марки"в этом калибре у бриттов более тяжелый снаряд не получили(у англо-саксов все оружие имеет индекс МАRК-и далее с цифрами от винтовок до танков).
Общая длинна(с затворной частью) 12610 мм,вес бронебойного снаряда 385,6 кг.

ТТХ :

 Принят на вооружение 1900
История производства
Конструктор фирма Виккерса/Армстронга
Разработан 1898
Производитель Elswick Ordnance Company
Характеристики
Масса- 49 тонн
Длина ствола- 12,19м.
Калибр, мм 12 дюймов(304,8 мм)
Затвор поршневой
Скорострельность,
выстрелов/мин 2 выстрела(техническая)
Начальная скорость
снаряда, м/с 766,9
Прицельная дальность, м 13716 м при угле наведения в 15 град.
Заряжание-при вертикальном угле наведения- 4,5 град.

Максимальная прицельная дальность 203 мм пушек составляла 18 километров,исследователи выносят "Елен"в броненосные крейсера по вооружению не соответствующему"полному"броненосцу.
Не успев построить корабли Италия была поставлена перед фактом бритты имеют линкор "Дредноут"делавший разом устаревшими все имевшиеся до его изготовления корабли.
Приняли решение достроить посудины и после того как весь мир взялся за создание новых кораблей перешли к  проектировке первого многобашенного("Данте Алигьери").
Корабли участвовали в итало-турецкой войне 1912 года, отметились в Первую мировую но не шибко бороздили просторы,а в 1920-х годах были порезаны на иголки.
Броненосец"Рома"(систершип )как учебный использовался до 1932 года и так же разделан.
Слабость главного калибра не оставляла шансов им на долгожительство даже в качестве плавбатареи.

Рассказ идет только о артиллерии будет интересно кораблики рассмотрим.

В справочниках МК IХ часто именуют"Виккерсом"но причина такая:не успевая производить орудия для себя и на заказ бритты оный скидывали помимо фирмы-изобретателя тем кто производил стволы,а производитель внося незначительные изменения заявлял их авторскими.
С Италией традиционно работал до 1905 года "Армстронг"потому на "Ленах"Виккерсов"меньше.

Корабли постройки до Первой мировой войны несли чужую артиллерию ГК значит одноорудийная установка-попытка избежать "заморских гостей" по максимуму сохранив боеспособность.
Не вяжется морская держава строившая линкоры и броненосцы с импортной "оргтехникой".
Вынесение филиалов-производителей артиллерии на территорию Италии говорит о многом.
Англичанка не пущала изобретать свое или не сумели?