О Великом городе

Валерий Хоптяр
1-Гимн Великому городу
2-Как ни манят другие страны..
3-Белая ночь
4-Сколько тайн и загадок..
5-Ночной город
6-Смольный собор
7-Нева
8-Мосты большие
9-Стражи
10-Архитектура -застывшая музыка
11,12-  Осенний летний сад
13- Медный всадник
14- Не будет к тебе ни теперь и потом
15-Какую радость дарит Павловск!
16- Ассоциация с дождиком
17-Петропавловский собор
18-Дворцовая площадь
19- Измайловский сад
20- Александровская колонна
21- Памятник А.С.Пушкину
22- Питерские речки
23- Петербургские нЕбыли
24- Малые мосты
25- Михайловский сад
26- Исаакиевский собор
27- Милые сюжеты
28- Сказ о Невском проспекте


 1***


  Вариант слов к гимну Великого города

Великий город , северной Пальмирой
вознесся  ты  на берегах Невы,
защитник и посланник  мира
великого народа  и страны.

В тебе слились талант и созиданье ,
искусства и науки торжество,
в тебе величье и очарованье ,
белых ночей волшебство.

На шпиле ангел осеняет
твой путь  ,а крепость наших рук
с любовью нашей охраняет.
Славься в веках Петербург!


 2***
Как ни манят иные страны ,
есть власть и притяжение земли,
где  с голубыми небесами  марты
и холодны и строги декабри,
куда нас возвращает память,
где были думы и былое,
где неустроенность и замять,
но все родное,
                не чужое,
где поселились неуверенность и страх,
где водкою проблемы глушат,
где светится и  теплится очаг ,
который согревает  душу.

Там реки и мосты слились
в очаровании и тайне,
там красота , душа и мысль
запечатлелись в  камне.
А в дивный сумрак белой ночи,
когда слышна мелодия сердец,
и ярко светят только очи,
град одевает царственный венец.
В реальности невероятной были
всей своей сущностью чисты
в равненьи пред возвышенным застыли
дворцы, каналы и мосты.

 3***

Белою ночью
    белое небо,
      белая морочь,
        белая  небыль.
 Светлые чувства,
      светлые мысли,
         светлые грусти ,
           светлы и  чисты.
Дивные улицы,
   дивные скверы,
     дивное чудится,
               дивная вера.
Странно серебряно,
    странно пустынно,
         странно реально,
            странно красиво.
Белою ночью,
  белая радость,
       белая точит ,
          белая зависть.


 4***
 Сколько тайн ,историй, загадок
хранят  питерские дома!
Фантазиями их  фасадов
не налюбуешься никогда.

Как ребёнку даётся прозрение,
что из букв можно слово слагать,
 никогда не угаснет стремление
 книгу эту читать и читать.

Ничего  не остаётся,
как перед ним преклоняться ,
возвышаться  и озаряться,
и опять в этот город  влюбляться.

 5***

Ночной город

Спустилась мгла..зажглись огни..
Ещё спешат автомобили,
но в исчезающей дали
уже видения ожили.

Преобразился несказанный город
в феерии ночных огней.
Привносит неба чёрно-синий полог            
загадочность в пространства площадей.    

Подобны замкам очертания домов .   
Над ними в мареве ночей
видения парящих куполов
соборов, башен и церквей.

Величественная ,как всегда,
в неисчислимых проявлениях ,
как самоцветами , Нева
сверкает блёстками дрожащих отражений.

 6***

Смольный собор

Одним из чудес света
представляется до сих пор
всегда небесного цвета
всегда парящий собор

На синем шелке неба
или в обрамлении облаков,
подобно ожившей легенде,
парят паруса куполов

Это  в небесном просторе
открывается Смольный собор.
В обращенном на него взоре
ниспадают рамки шор.

Изысканность колонн,  капителей,
куполов, окон, волют -
вязь каменная  Растрелли,
 воздушность ему придают.

По канонам , но несравнимый.
Подойдите - увидите там ,
что барельефами серафимы
возносят собор к небесам.

Корабль-ковчег воскресения
божественного ,святого , земного
способен дать  прозрение
для зрячего, но по сути слепого.

Так , над нагроможденьем
свершений человеческих и мук
возносится нереальным видением
чистота замысла и человеческих рук.

 7***

Нева

Земное ниспослано диво:
величественна ,как  всегда ,
извивается, изгибаясь красиво,
в гранитных берегах Нева.

Неспешна и горделива,
изыскан всегда наряд,
несёт свои воды заливу,
чаруя душу и взгляд.

Неважно, какая погода
каким может быть освещение-
в каждый миг каждого года
прекрасно её воплощение.

Красива и несказанна
она  в одеяньи тумана,
или когда ветра
поют ,наметая снега.

Лунный ли солнечный свет,
закат или робкий рассвет,
в мареве синих ночей
в свете ночных фонарей.
Модели изысканны все
фантазиями её кутерье.

Судьба начертана золотом
достойная её красоты:
повенчана с Великим Городом
Свершений , Надежд и Мечты.

 8***

Мосты


Этот город ,
         когда вспоминается,
просветляются
      люди лицами,
им мосты над Невой
               представляются
взлетающими
         или парящими птицами.

Застывшими
         в волшебном полёте
на зеркалом Невы
стройными , легкими пролётами
Едва касаясь воды.

Или,
  когда белой ночью,
сказка с былью
          слилась,
и
  можно видеть воочию
 мостов с каналами
                вязь.

А ,когда
      караваны судов
ночами
          вершат движение,
магия разведенных мостов
завораживает видение.

Не передать
        простыми словами,
но это ,как сон ,
                наяву
город обнимает
           руками-мостами
избранницу свою,
                Неву.

Фантазии зодчих
             не предела:
вульгарное дорожное средство
прозрением,
          мыслью,
               творчеством,
                делом
предстаёт
        искусством
                и совершенством.
*****
Судьбой
       и предназначениями
им долгая жизнь суждена
и служат им украшениями
решёток и ферм
             кружева
*****
 9***
Стражи

Как книгу мудрых изречений,
город  можно  всю жизнь читать:
щедрые россыпи лепных украшений
рассматривать хочется и познавать.

Честь и достоинство дворцов и домов
во времени неумолимом течении
охраняют многие сотни львов
в скульптурном воплощении.

Кажется, что их тревожный взгляд
в каждом таится мгновении,
львы на людей беззвучно рычат
за невнимание  и  не почтение.

Они неустанно хранят сокровища
красоты города и его величия,
изгоняя из людей плесень и чудовища
бездуховности и безразличия.

 10**

                "Архитектура - застывшая музыка"
                (крылатое выражение)


Город под небом- концертный зал,
в ауре города музы витают ,
зодчий задумал, мастер ваял-
в камне музыку так исполняют.

Ансамбли дворцов, парки ,проспекты,
фантазия, гармония, скульптура-
словно необыкновенные концерты
 средствами архитектуры.

Не надо быть музыкантом или поэтом,
белыми ночами всем
                наступает равенство,
чтобы увидеть и почувствовать это
великое таинство.

Не важны эрудиция и умение,
сколь ни богаты и хороши:
всё равно отозвуться эти мгновения
струнами каждой души.

Нарушает как ни печален ни горек
дворцов и зданий бельканто
тяжёлый рок новостроек
 торчками кричащих домов-гигантов.

В музыкальной палитре мира
каждый город - фантазия нот,
созвучия Северной Пальмиры-
завораживающий аккорд.

 11**
Осенний Летний сад, осенний Летний сад ...

Неспешный грациозный листопад,
опавших листьев пряный аромат...

Волшебно- красочный наряд,
чаруя завораживает взгляд...

Фонтанных струй хрустальный водопад
привносит благость ,успокоенность и лад...

Величественно божества молчат
и музы вдохновение дарЯт...

Осенний Летний сад ,осенний Летний сад...
 12**

Небо красиво синее,
солнце неярко осеннее,
деревьев дивные линии,
ветерка  дуновение.

Чары Летнего сада
сильней осенней порой:
поэтичный дождь листопада
выстилает аллеи листвой.

Аллегории, герои , боги
в мудром молчании там
от суеты и тревоги
врачуют, как бальзам.

Времени книгу читаешь,
истина вспыхнет искрОй...
В Летнем саду отдыхаешь
телом , умом и душой.
 13***

Блистательное художественное воплощение,
звёздный час Колло и Фальконе:                (*)
судьбоносное петровское озарение
в образе всадника на гранитной скале.

Повержен заносчивый  враг,
надменных исполненный замыслов,
извивается растоптанный в ногах
в бессильной злобЕ и ярости.

 ВзвилАсь  Россия на дыбы
и понеслась  по жизни бойко,
 ( отбросив  путы дряблой старины),
неудержимой гоголевской тройкой .         

Неистово,
                с засученными рукавами,    
ваял и реформировал Россию,
и славными   делами
                и словами
 Пётр для России  стал мессией.

 В странах других
                тоже узнАют,
что   у  России крылья расправляются,
что  " небываемо бывает ",                (**)
и " дерзновенное " случается .                (***)   

Всё в этом памятнике   есть:
мудрость державная и спесь,
и есть кипучая энергия начала-
 за малый срок
                страна иною стала.

И  есть здесь судьбоносный жест руки,
и есть сверкающие очи,
и повеленье
                строить град на берегу реки,
 что  несказАнным  стал,
                как чудо  белой ночи.

Не важно ,было ль  ПРОВИДЕНИЕ,
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ иль  СЛУЧАЙНОСТИ,   
но тот момент
                был замечательным  мгновением,
что  превратился
                в море благодарности.


Спасибо ,Пётр,
      от всех влюблённых,
                ночами белыми пленённых,
от музыкантов и поэтов
             с их фейерверком
                рифм ,нот, образов, сюжетов ,


От тех,
        кто  шёл за этот  город 
                в  бой,
учился в нём ,
                работал,
                созидал,          
кто был повязан с ним судьбой
или однажды побывал.

Обрёл признанье человечества.
Во времени растаяли пороки.
При жизни стал
            ОТЦОМ ОТЕЧЕСТВА,
ВЕЛИКИМ
        нарекли его потомки.



 * Фальконе - автор и скульптор монумента "Медный всадник".
 * Колло- автор скульптурного потрета Петра Первого на монументе.
 **-текст на памятной медали в честь первой победы в  морском сражении
 ***-из текста на памятной медали "Дерзновенному подобно".


 14***

Не будет к тебе  ни теперь ни потом
забвения и безразличия
с твоими белых ночей волшебством,
очарованием и величием.
 15***

Какую радость дарит Павловск!
Дворцы,каналы и мосты,
очарованье и прохладность
аллей-мир дивной красоты.
Где синь небес над головою,
и соло исполняет соловей,
и где расплывчатостью хвои
подчеркнут ритм березовых аллей.
Лужайки в золоте цветенья,
в листве играет с тенью свет,
и на пруды ,на отраженья
ложиться тополиный снег.
Величественны,холодны и строги,
на постаментах,словно на посту,
из мрамора и бронзы боги
там охраняют красоту.

*16***

Ассоциация с дождиком


Так ведётся исстари,
что на дождички богат
да на болоте выстроен
«славный Питер-град»

С основания его
«воды много утекло»,
было много всякого
доброго и бякого

Время лечит только
 ( камни  собирает ) -
благодарные потомки
монументы воздвигают.

В честь кого- то и чего -то,
словом, в чью то честь:
подвижники и патриоты
были, будут, есть

И сужденье есть одно
из разряда смех и грех:
дождю всегда все равно-
капает на всех

Как относятся к дождю
исторические лица,
 когда хочется тому
капать или литься?

Медный всадник свое кредо                1*
утвердил жестом руки:
«Заложить назло соседу
город,не взирая на дожди»

В "Катькином саду" Екатерина                2*
под дождями мокнет горделиво,
с фаворитами притом,
что пристроились кружком
у неё под башмачком.

Николай,(который Первый),                3*
к непорядкам всегда нервный
коня поднял на дыбы,
рассердившись на дожди.

Улыбается   Трезини :                4*
вероятно по причине,
что увидел воплощение
дождика в архитектурное решение

Александр Васильич Суворов                5*
на дожди не тратил разговоров.
По «Науке побеждать»
можно их не замечать.

Ломоносову                6*
(по видимости всей)
не до происков дождей:
мысль открылась глубиной и ширью,   
что могущество России
 будет прирастать  Сибирью

В ауре из образов и слов                7*
добродушно мокнет дедушка Крылов    
в окружении зверушек       
так похожих на людишек.

А на площади искусств                8*
Пушкин весь в избытке чувств.
Капли с неба, как слова,
опускаются   волнуя.
И вот новая строфа
как   озаренье  ,как заря,
уже   спешит сменить другую.

Мокнет Гоголь  неустроенный,                9*
в душевной муке и печали:
что такое и зачем
ему сзади  написали:
«Это памятник кому,
 спонсорам или  ему ? »


Под дождём мрачнее тучи                10*
 грустит Тургенев:
                «МОчи нет               
слышать, как   « великий и могучий»         
терзают  радио  и  интернет»

У Некрасова нескошенная нива                11*
вызывает жест красноречивый:
нет дождя или он есть,
ничего не изменилось здесь.

Клодт увидеть теперь может                12*
в академии художеств
без дождя и при дожде
коней из цирка во дворе.
Они пасутся там при деле:
для студентов как модели.

Менделееву  сопутствуют  находки:                13*         
таблицу смог увидеть он во сне,
 а  вот процент  воды ,
                лучший для водки,
нашёл, конечно ,при дожде

Александр Степаныч  Попов ,                14*
под дождём протягивая  руку  ,      
чаянья учёных   выразить  готов:
« Власти, дайте  денег на науку».

Под дождём ,с измученной душой ,                15*
и с согбенною спиной
Достоевский обнаружил ЭЛЕКСИР:
это КРАСОТА
       (она спасёт наш мир).


Обо всех не рассказать,
и привычно стерпит всё бумага-
хотелось только показать
что дождик Петербургу благо.


Памятники
1*. Петру Первому на Сенатской пл.
2*. Екатерине Второй на по. Островского
3*. Николаю Первому на  Исаакиевской  пл.
4*. Трезини на пл. Трезини
5*. Суворову на Марсовом поле.
6*. Ломоносову на Университетской набережной
7*. Крылову  в Летнем саду
8*. Пушкину на пл. Искусств
9*. Гоголю  на Невском пр.
10* Тургеневу на Манежной пл.
11* Некрасову  в Некрасовском саду
12* Клодту во дворе Академии  художеств
13* Менделееву на Московском пр. 
14* Попову в сквере профессора Попова
15* Достоевскому на Большой Московской ул.

17***
Петропавловский собор

Очаровательная доминанта
на «подиуме» Невы,
собор Трезини Петра и Павла -
сочетание простоты и красоты.

Подобно звезде из небес бездонных,
вид колокольни и шпиля-иглы,
для чудаков ,поэтов и влюблённых
стал путеводным на набережных Невы.

«С начала славных дел» рождЕнный,
неколебимо 300 лет
стоит во славе дерзновенный
на тверди впечатляющих побед .
 
Несёт величественно бремя
прозренья , воли и отваги.
Небо, историю и время
пронзает шпилем, словно шпагой.
               
Католицизм и православие
здесь сами превзошли себя,
и ,вот, « на радость и во здравие»
создали славное дитя.

Слились далёкое и близкое,
плоды ума и просвещения.
Здесь императоры российские
нашли свое упокоение

С осанкой царственной державной,
гордыней и величием своим,
собор мистически сакральный
извечно ангелом храним

18***

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Стили и моды подвластны годАм.
Проходят эпохи и столетия,
золотой век оставил нам
рукотворное великолепие.

Многие зодчие разных стран
строили Петербург и дерзали,
Растрелли ,  Росси, Монферран
Дворцовую площадь создали.

Зимний дворец и штаб, как маяк  ,            
побед и величия знаменуют фазу.
Александровская колонна- восклицательный знак,
завершающий эту архитектурную фразу.

Не только искушённым и влюблённым
открывается понятное и ясное-
 площадь всем останется эталоном
величественного и прекрасного.

  19***
ИЗМАЙЛОВСКИЙ САД

Сад был оазис для влюблённых,
в тиши уютных уголков
таил от взглядов посторонних
и флирт и дружбу и любовь.

На набережной сказочной Фонтанки
за благородною чугунною оградой
среди иных казался парков
Эдемского частицей сада.
 
Там поселились лицедеи,
а посреди  дорожек и кустов
застыли фантастические звери
и островки чарующих цветов.

Там ангел старенький читающий,
являя мудрое  сердечное,
всё знающий и всепрощающий
лелеет доброе и вечное.

20***

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

***вариант 1**



Сколько раз ни увидешь,
всегда удивишься,
сколько раз ни посмотришь,
всегда восхитишься.

Как воздвигнут на цоколь
Гранит-монолит!
И сработан настолько,
что недвижно стоит

Обывателю странно,
ему не понять.
как такая колонна
продолжает стоять.

Но бояться не надо,
Расчёт точный и смелый-
устояла в блокаду,
несмотря на обстрелы.

На навершии ангел
крестом осеняет.
Он на все времена
Петербург охраняет.

Александру России
Благодарение,
и, как символ красивый ,
Её возвышения.

В честь изгнания Наполеона,
сотрясавшего мир,
воздвигли  колонну
эту
     в стиле ампир

Лаконична, величественна.
Поём ей осанну,
как признанье Отечеству
 и Монферрану.


**варинт 2**

В честь изгнания Наполеона,
                сотрясавшего мир  ,
       воздвигнута величественная колонна .               
                В стиле ампир.

Если видишь её , то опять  удивляешься ,
               и опять поражаешься,
                и  всегда  восхищаешься!               

Красотой и гармонией в целом и малом,
              канонам классическим
                и античным  началам  .               

Самый крупный на свете  гранит- монолит
                установлен на цоколь
                и недвижно стоит

Обывателю странно -   ему не понять,
              как такая  колонна 
                продолжает стоять.

Был расчёт весьма  точный и работа умелой-
             устояла в блокаду,
                несмотря на обстрелы

На навершии ангел  перстом осеняет.
                Он на все времена
                Петербург охраняет.

Покровитель небесный  застыл  в принесении      *1
         Александру
                от России
                благодарения.

  На панно аллегории, как скрижали.              *2
    Это то, что потомкам
                крепить завещали .               
         
Николай восхищённый работой отметил:              *3   
 «    Монферран ,
                Ты, себя обесмертил ! »


*1 Надпись на колонне:
      «Александру первому благодарная Россия»
*2 Аллегории на гранях пьедестала:
    Правосудие и Милосердие, Победа и Слава, Мудрость и Изобилие
*3 Николай- Николай II,  Монферран- архитектор и строитель


21***

Памятник А.С. Пушкину

На площади Искусств витают музы,
рождая сонм прекрасных чувств,
спасительные пробуждая узы
и благородный магнетизм искусств.

Не властна городская суета
скрыть безвозвратно чувство восхищения:
поэтом вознесённая рука,
волшебное творит  в нас превращение.

Как бы запечатлённое мгновение:
прозрение с полётом вдохновения
свершает таинство творения -
рождается строфа стихотворения.

Прекрасен образ воплощения
(возможный в жизни Пушкина момент),
место сакральное установления -
достойный памяти  поэта монумент.

22***

Питерские речки

Эстет Петербург  искушён стилями,
               от классики до  авангарда,
          но в нём прижились простые и милые
                народные топОнимы
                такими, «как надо».

Душа как будто улыбается,
       становится светлее , как от подарка,
                когда по жизни встречаются
                названия  речек, типа Фонтанка.       1*

Река Монастырка  течёт у Лавры,
    у Смоленского кладбища Смоленка течёт-
               для каждой  нашёл достойные лавры,
                и как называть их,  народ.

А в переделки   из иноязычия,
          таким ,как  Карповка ,Охта ,Мойка, Утка,             2*
                нарушая уважения и   приличия,
                лривнёс немного доброй шутки.   

 Темы истории и этнографии,
                как и рабочая, Питеру была близка:
                с фабричной связаны « биографией»
                Бумажка и Пряжка  (рек имена).  3*

Такими же,
                как имена  селений,
                давали  речкам имена по старинке,
        а в Питере ещё и по названьям имений         
                как  Волковке ,Чухонке ,Мурзинке.          4*

А ту что теряется в глухомани,
                в болотной тиши и дАли,
неброскую заболоченную местами,
                незлобно Глухаркой назвали

Реки людей притягивали как магнит,
                выходят им радости и печали:
каким повезло - одели в гранит,
                есть и такие что в трубы попали

Но  исчезая  ,  оставили след
                в топонимике городских названий-
 как добрый из прошлого привет,
                заслужив любовь и признание


Но  реки, все без исключения,
                а некоторые на протяжении веков,
  завораживают прелестью неспешного течения 
                и извивами и линиями  берегов               

Нельзя перечислить все имена.,
                Имена всех речек образны и красивы.
                Во все катаклизмы и времена
                добрая память будет  жива.

Время не властно ,
              не блекнут названия
                в вуали народного флёра,
                не теряют во времени своего обаяния
                перлы питерского фольклора.

1* Фонтанка давала воду фонтанам Летнего сада
2* Прежние названия Карпийоки,Окса,Мья,Утха
3* Связаны с хлопчато-бумажным прядильным производством
4* Волкова,Чухонка- деревни, Мурзинка- мыза


23***
Петербургские нЕбыли

О дворцах, мостах ,монументах,
площадях ,домах и проспектах,
о любом или в целом об этом
невозможно без пиетета,
но с любовью и осторожно
иронично тоже возможно.

На фасадах  инстоляциями
есть скульптурные композиции
с остроумными вариациями
и   весёлыми ассоциациями

***
Четыре Ромео и четыре Джульеты               *1
белою ночью по прекрасной традиции
вдохновенно читали сонеты
гуляя по Северной Венеции

На город они восхищённо смотрели,
поневоле становясь поэтами,
внимали сначала, потом онемели,
и окаменели как бы поэтому.
ЗаворожЁнные в плену белой ночи,
души их радовались и очи.
Да так и застыли в очаровании,
а архитектор перенёс их на здание.

***
Восемь БЕРЕМЕННЫХ канефор,                *2
( нельзя это не отметить  глядя),
поддерживают в качестве опор
что- то там на фасаде.

Одиноких женщин судьба
драматична везде и всегда,
в жизни так у этих  сложилось,
что наверно не всё  получилось.

Прослышав о новой Венеции,
 прямо  из солнечной Греции,
с античным упорством и  страстью
канефоры шли  в поисках счастья.

Но здесь им прямо  сказали,
что  они безнадёжно  отстали,
что тачки с колёсами тут
вытеснили  канефорский труд.

От этого они онемели,
осознав своё состояние,
затем просто окаменели,
а архитектор
           поместил их на здание

***
ОДИНОКИЙ АТЛАНТ                *1

Чувства свои под балконом
 кариатиде атлант   изливал
такие, как потом  в Вероне
Ромэо к Джульете питал

Но Мойре случайно открылась               
беспощадная их планида:
Гефесту приглянулась               
именно эта кариатида

Однажды на  фиесте,
где-то и как-то  весной,
пленила она Гефеста
неземной красотой

По этой причине собрался
на Олимпе совет,
и горячо обсуждался
и пристрастно этот предмет

Боги на  этой планёрке
амброзией разгорячились-
случилась меж ними размолвка,
на партии разделились

в разгаре этого  спора
перспектива стала   ясной,          
что перерастёт  ссора
в войну типа троянской               

Но всё получилось проще:
злопамятная Мегера               
на кариатиду наслала порчу
и натравила Химеру

От красоты кариатиды
осталось только воспоминание.
В таком неприглядном виде
 она не пришла на свидание

Его титанические страсти
 перешли за предел-
от этого несчастья
атлант окаменел.

Его любовь и страдания
достойны, чтоб стать каноном,
а архитектор   на здание
перенёс его вместе с  балконом

*1  -  На доме по адресу  СПБ,  Каменностровский  пр. , д 29

*****
ДОМ КНИГИ

В камне
        (для общественного блага)
мейстер Зингер  поведал сагу ,         
где суровый германский эпос
«лёг» на русский загадочный  этнос .         

Много коллизий  в нашем мире,
место есть  для душ и валькирий .                *3
Одно из сражений проходит там,
что теперь
        можно назвать книжный храм.               

В  загадочном этносе   странные люди ,
(это  было, есть и наверно будет),
не могут без книг , их  не листать,               
чуть-чуть не смотреть ,чуть-чуть не читать .
         
В книжных развалах проходят баталии,
где в схватках с издателями бьются  читатели.
Издатели   вооружены искушениями,
читатели-
       в доспехах из мучений с сомнениями.

Помимо  коварного обмана и плена ,
у издателей ещё и кусаются Цены.

Валькирии на навершии дома витают
и  падшие души читателей  собирают.



*1  ул Новгородская 3 (дом Полежаева)

*2  ул Ульяны Громовой 2,
  Канефоры(женщины)-несущие священные корзины

*3- Дом книги (Невский пр 28),
 ( дом построен компанией «Зингер» 1904 г)
Мейстерзингер- поэт-музыкант(средневековье)
Валькирии -  девы-воительницы , летающие над полем битвы
 и возносящие в небесный чертог души героев

24***
МАЛЫЕ МОСТЫ

В нежный сумрак белой ночи
мосты- волшебные видения,
красивые и поэтичны очень,
и пробуждают озарение.

Приходиться ,как факт ,принять
очарование мостов,
неброскую их благодать
и таинство дарить любовь.

Как много сказано поэтами
о них возвышенно и просто!
 Александр Сергеич поэтому      
  селился возможно «близ мОсту»   

Замечательно их назначение:
объединять и соединять.
В Петербургском их воплощении
озарять ,пробуждать ,восхищать.

Освещены они искусно и дивно
в темноте зимней  ночИ.
Безупречно и беспрерывно
несут свою службу они.

« Время Оно» «кануло в Лету»-
вместо озер и болот тогда
явились теперь всему свету
реки с каналами и острова.                *1

Тем, кто стал островитянами,
это – от предков дошедшая данность,
открывающая город новыми гранями,
представляя удобство и радость.

Да и классики
       (писатели с поэтами)
много раз озарялись
                сюжетами,
по мостам гуляя
            по тому и этому,
 отправляя героев по ним
                поэтому.


*1 –В Петербурге  33 острова,
 более 100 рек и каналов,
 178 мостов в старой части города
 и порядка 800 включая новостройки и
окрестности

25***

Михайловский сад

Есть сад, что может быть оставит   
неизгладимый след.
Он  с каждой встречей дарит
  душе  покой и свет.

На цветниках ,лужайке и аллеях
лежит печать
великих  зодчих Росси и Растрелли:
их    благодать .               

Сад не большой, но в нём слились
и простота и величавость.
Здесь красота , достоинство  и мысль
воспринимаются ,как данность.   

Здесь дуб почти что трёхсотлетний
несёт своё предназначенье:               
от зодчих сохранить заветный
дух сада – умиротворенье.
               
Под пологом свисающих ветвей,               
их  благодатной сенью  ,               
в чертогах удивительных аллей
бег времени становится мгновеньем

Всё успокаивает тут:
фасад дворца, беседка ,пруд,  пространство.
Цветы ,что  на ограде там цветут
чугунные, как символ   постоянства

По сути сад -  пейзажный парк,
оазис среди городского шума.
И цветники разбиты деликатно , как
красивой женщине идёт  немножечко парфюма

26***

Исаакиевский собор

В  своём предназначеньи   главном
собором быть и символом едино
стоит в величии державном
он, как Россия – неколебимо

И выглядит торжественно  и чинно:            
 одет изысканно  и в мрамор и гранит,
скульптуры в бронзе,  купол золочённый ,
и каждая колонна-монолит

Декоры интерьера и фасада               
 о вечности напоминают и о бренности,
все элементы словно бы  из  клада -
собор сравним с  шкатулкой драгоценностей

Техническими смелыми решеньями,
эстетикой и исполнением,
святынь христианских воплощениями
стал для России историческим явлением

Он созидался сорок лет
во имя Бога и Отчизны,
и на алтарь его побед
принесены десятки тысяч жизней.

Свидетель многих исторических событий
осколками изранен был на страже-
в блокаду  стал спасеньем и укрытием
шедевров из собраний Эрмитажа

Достойным образцом высокого искусства
венчает он эпоху классицизма-
неоднозначные одолевает чувства
 приход  эклектики   и модернизма

«Большое видится на расстоянии»-
огрехи есть ,  и « кто не без греха» ,               
и «бросить камень»  в это достояние
не поднимается рука
               
**
Высота 101 м , вместимость 12 000 ч
В декоре фасада  112 гранитных колонн-монолитов ,350 бронзовых скульптур
На строительстве были заняты 400 000 рабочих


27***

Милые сюжеты

Дождик может сеять,
 ветер может веять,
 реченька бежит ,
 рябит или блестит,
 мостиков пролётики,
 почти как самолётики,
 и каждый самолётик
 над речкою парит.


  И куда ни глянешь,
  или ни посмотришь,
  и куда ни бросишь,
   не уронишь  взгляд,
  только удивишься,
  только восхитишься,
  какой же замечательный
  у города наряд.


  Да и ночкой белой,
  (ой, как интересно!)
  то ворона каркнет
  прямо у окна,
  то ли чайка вскрикнет,
 ( дурочка наверно),
  то в окошко глянет
  кудесница-луна.   

28***
СКАЗ О НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
 НА СУРЖИКЕ  ФОЛЬКЛОРА

«В распрекрасную столицу ,               **1
 развесёлый Петербург»
невозможно не влюбиться
постепенно или вдруг,
что с  научного аспекта,
али просто из респекта
со всей силою эффекта,
что доступна интеллекту.

Зачиналось всё давно,
от дел было мало проку,
порешили ,что окно
прорубить пора в Европу

Озарило, слава Богу,
госудАря в те поры
«першпективную» дорогу
от Невы и до Невы
непременно пролагать  ,
чтоб была бы благодать

То,что грязи было много,
не вязалося с венцом-
повелел   мостить дорогу,
не ударЯть чтоб в грязь  лицом ,

Дал указ устроить гать,
без промедленья  и начать,
 и с главным выстроенным местом,
монастырь , дабы , связать,
чтоб не заблуждаться лесом
и в грязи не увязать

Вышел и другой указ
домА ставить там из камня,
и, чтобы не было проказ,
о царёвом гневе помня.

Долго было запрягали,
но как водится, потом
приспособившись погнали,
знамо дело, « с ветерком»

 Порознь или даже скопом
гастрабайтеров  призвали           **2
почитай из всей Европы,
ну а больше из Италии.
 
Те в охотку приезжали,
без работы здесь не чахли,
 шедевров понасоздавали,
деньги тоже здесь не пахли

 Иноземцы всяки немцы
оправдали наши чаянья,
хошь по вере отщепенцы,
а расширили нам знание

Завели они к примеру
строить разные манеры:
чтобы радовалось око,
приспособили барокко,
по причине дешевизны
поднаторЕли в классицизьме,
а  поменялась  как эстетика,
по нраву стала им эклектика.
Во время  бурных перемен   
объявился стиль модерн               

И во всякие моменты
для фасона и культуры
стали ставить  монументы,
барельефы и скульптуры.

По тому, как пришло время,
то на свет произвела
художеств всяких Академия
смышлённых в этом, сколь смогла               

Оне время не теряли ,
превратилися в умельцев,
созидали  и ваяли               
ничуть не хуже иноземцев .               

Для  духовной высшей  сферы,
сохранить чтобы заветы,
строили для  разной веры
соборы
           по их канонам и приметам

А всяка разна кутерьма
здеся завсегда  была.
Товаров  всяких   торгаши
тут имели барыши.
Откровенно руки грели,
и, как водится ,горели.
И по энтим  вот причинам
завели здесь двор гостиный,
а для бабьих ради ражей
дошло дело до пассажа

Лавок тьма здесь появлялось,
нанимали завлекателей,
(таперь лавок не осталось,
окромя "лавки писателей")

А харчевен да трактиров,
заведений ресторанных,
завсегда с избытком было
 со времен, тех самых, давних 

Здесь кормилок и поилок      
завсегда невпроворот.
Этот факт со страшной силой
 народ к Невскому влечёт.

  Здесь  извечно благодать,
чтобы душу отводить,
и, чтобы чрево  ублажать,
да и время проводить.

Печаль  делить или досуг,
завсегда был Невский- друг .
Неиссякаемый здесь люд
теснится и теснился  тут.

 Для читателев здесь Мекка-
 лепшая  библиотека,
 ну ,а  магазины книги-
 кому будто бы вериги.

И для модниц и для нищих
интерес здесь был и пища.
 Бани, очищать ,чтоб тело,
банки, чтобы делать дело,
и  неистребимый блуд,   
а таперича и суд.

Песнопевцы и актёры,
музыканты и танцоры,
театры есть и галереи ,
кинотеатры и музеи.

Тесной  в разные года
часть  проезжая была,
и толкучки всегда были
и каретам и автомобилям.

Невский издавна блистал,
аки  исторический развал.
Кто здесь только не бывал?
Кто здесь  след не оставлял?
Кто здесь только  из СВЕТИЛ
не ел, не пил и не кутил?

хОдить также здесь  народ
в особой  ситуации:
то гулянье , то крестный ход,
 а то и  демонстрации,
а кому( как не взгрустнуть)
Невский был последний путь.

Протянулся он и длится
С запада и на восток:
в начале солнышко садится,
в  конце солнышко  встаёт

Всегда( по сути) здесь светло,
но также справедливы строки,
что освещение его
скрывает многие пороки.
               
Менялося его   название,
 но не менялося   призвание

За время миновавших трёх  столетий
в литературе нет  точнее текста,
чем Гоголь в повести заметил
«Нет лучше Невского проспекта».               **3
*********

**1 Из народной песни
**2
За Ринальди и Трезини,и за  ВАллен Деламотом,
за Леблоном и Растрелли ,и за Шлютером с Микетти 
в трудах праведных да с потом,
появились  как бы дети:
Земцев, Старов ,Воронихин,
Фельтен, Квасов, Бенуа,
а потом  et setera

Европейцы
Кваренги ,Руска , Жако

Россияне , в том числе нерусского происхождения
Ефимов ,Кокоринов,  Штакеншнейдер,
 Горностаев,Иванов, Сюзор, Барановский,
Лидваль  Перетяткович,Железевич,Фомин

Скульпторы
Орловский , Мартос  ,Пименов , Микешин, Клодт ,
Демут- Малиновский, Опекушин, Алымов, Козенюк, Чаркин

**3  Н.В. Гоголь  .  Невский проспект

************************