Формула красоты

Анна Ченских
     Человечество издавна стремилось найти математические закономерности красоты человеческого лица и тела, проверить «алгеброй гармонию».В этой связи можно считать удавшимися правила «Золотого сечения» и леонардовского «Витрувианского  человека».И если физики могли сказать по поводу красивой женской фигуры, что «атомы у нее сгруппировались особенно удачно»,то математикам интересно и более привычно свести закономерности красоты в соответствующие формулы.
     Совершенно случайно, в нежном возрасте подростка, мне удалось увидеть книги, точнее, фолианты с огромным количеством фотографий, иллюстрирующих числовые соотношения, формулы, различных частей лица и тела, обуславливающие их красоту и гармонию. Помню богатую обложку этих книг, тончайшую папиросную бумагу на страницах с иллюстрациями. Насколько я помню, томов было два -один из них был посвящен женской, другой – мужской красоте. Владельцем этих книг был коллега моего отца, зав.кафедрой математики, замечательный преподаватель и ценитель красоты, как его называли, Асей и Саныч, сократив для удобства имя и отчество от Алексея Александровича.
     Книга, посвященная    мужской красоте, в мои руки не попала, но ко второй, посвященной красоте женской, мне ненадолго удалось приобщиться. Хорошо помню оценку красоты в соединении головы с плечами, по которой я прошла «кастинг»- «пластически построенные плечи и шея». Идеального соответствия требованиям по чертам лица не получилось, но понравилась оговорка и приведены (с фото) примеры  женщин, признанных очень обаятельными- с неидеальными чертами лица.
     Книги эти, с точки зрения их особой ценности, «погостили» у нас очень не-продолжительное время и потом, в зрелом возрасте, мне так и не удалось найти эти источники.
     Книги - книгами, формулы -формулами, но Асей и Саныч был, буквально, одержим идеями раскрыть математические  секреты красоты человеческого лица и тела- может быть, потому, что природа не была благосклонна к нему по этой части, одарив его золотой головой, преподавательским талантом и незаурядным чувством юмора. Зато полностью в его возможностях было найти себе красивую яркую жену, которая обладала еще и  невероятной общительностью, раскованностью, жизнерадостностью и сходным с ним чувством юмора.
Единственный сын, появившийся у этой пары, унаследовал внешние данные у своего отца - те же несколько выпуклые глаза, торчащие уши и худощавость в сочетании с высоким ростом. От Асея и Саныча он перенял и особое отношение к красоте, как одной из главных ценностей в оценке других людей.
     Но если его отец был энциклопедически образован и морально устойчив, ограничиваясь только теоретическими исследованиями секретов внешней красоты представительниц прекрасного пола, в сыне проявилась практическая «струнка» в стремлении завоевывать выявленную красоту. Он тоже стал преподавателем, завел семью, но в отличие от отца, никогда не замеченного в подобных проявлениях, предпринимал попытки достижения красоты путем обмена на положительную оценку по своему предмету.
     Выявленные факты привели его на скамью подсудимых и, как это называлось тогда, на «химию», которой его астеническое сложение не выдержало и он, после освобождения, прожил недолго.
     Информация о таком печальном развитии событий доносилась до нас, кто был младше, малыми порциями, но произвела ,в свое время, очень сильное впечатление.
     И до сих пор происшедшее заставляет задуматься о том, где же родителями были допущены промахи в воспитании сына, почему ценность красоты приняла извращенные формы?! Хотя ответ здесь может быть достаточно простым – «формулы красоты» коснулись только внешних данных, а до воспитания душевной красоты дело не дошло или оказалось заданием очень трудным ?!
PS.Радует, когда находится возможность завершить изложенное «хэппи эн-дом».Случайно мне стало известно, что внук Асея и Саныча пошел по пути, гармоничном в  отношении к красоте внешней и внутренней- он получил прекрасное образование, защитил кандидатскую диссертацию и создал благополучную семью.
***
В качестве иллюстрации использована картина Леонардо да Винчи "Витрувианский человек"