Живописный космос Ф. Малявина. Часть 4. Академия

Наталья Николаевна Максимова
                Предыдущий рассказ
                http://stihi.ru/2022/04/22/4644



   В сентябре  1892 года Филипп Малявин решился покинуть стены Пантелеймоновского монастыря на Афоне и отправиться в Петербург, где ему обещал всяческую поддержку  скульптор Владимир Беклемишев, кстати, -  тоже выходец из крестьян. 
  Молодой иконописец поднимался по парадной  лестнице Академии художеств…
Скуфейка на лбу, русые прямые длинные волосы , загорелое волевое лицо, умный и цепкий взгляд серых глаз… В стенах Академии, где всё дышало классицизмом,  в своём чёрном  поношенном  подряснике с  длинными  широкими рукавами, худощавый и угловатый Малявин казался чем-то чужеродным  .
   Выдающийся художник и график А. Остроумова-Лебедева впоследствии вспоминала : «Какая странная фигура».  Во время учёбы в Академии Филипп напишет  её превосходный портрет. Но об этом чуть позже.
  Владимир Беклемишев всячески помогал  молодому художнику – поселил его у себя, подготовил к поступлению в вольнослушатели  Академии, а потом пробил для него и небольшую стипендию.
  Вот что он написал о Филиппе Малявине той поры :
«Интересный юноша был Малявин…Одаренный недюжинным, пытливым умом, Малявин вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков. Впрочем, первое правило монастырской жизни, полное подчинение своей воли воле старших, было у Малявина больше наружное... Обо всем и тогда уже было у него собственное мнение,  до всего он доходил сам.  Быстрое соображение помогало ему по одному намёку понимать вопрос и делать вывод.  Всё жадно его интересовало, и в особенности всё , что он узнавал из области науки. Когда нас посещал мой приятель  астроном Гонский, у них с Малявиным  завязывались  бесконечные разговоры, и меня  часто поражало, какие смелые и верные выводы  делал иногда Малявин из того, что ему сообщал астроном».
 Став вольнослушателем Академии ,  Филипп Малявин  в течение двух лет учился  у замечательного педагога П.П. Чистякова. 
  Учился  Филипп с упоением. Он успевал заниматься не только рисунком, живописью, но и изучал историю искусств, перспективу, анатомию.  Целеустремлённость и кипучая энергия сделали молодого художника  за  два года одним из первых в Академии.
 Игорь Грабарь, с  которым вместе учился  Ф. Малявин в мастерской И. Репина,  впоследствии вспоминал :
« Из «старичков» -  учеников старой Академии,  унаследованных новой, -  резко выделялся своим блестящим талантом  Малявин. В старой Академии он быстро выдвинулся своими деловитыми рисунками и  быстро пошёл в гору. Когда я был переведён в натурный класс, Малявин постоянно приходил туда,  садясь   то против одного, то против другого натурщика и рисуя в свой огромный толстый альбом. Он ходил по всем классам с этим альбомом, наполняя его набросками с натурщиков и учеников, иногда позировавших ему, а иногда и не подозревавших, что Малявин их рисует
 Однажды он принес свой ящик с красками и ,  подойдя ко мне просил попозировать ему для портрета.  Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд с натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвёл сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались  все профессора смотреть его; пришёл и Репин, долго восхищавшийся силой лепки и жизненностью портрета».
   В 1894 г. вольнослушателя Академии Филиппа Малявина  принимает  в свою мастерскую   Илья Репин.  Вольнослушателем  Филипп останется до 1897 года и только потом  получит статус  полноправного  ученика  Академии художеств.
  Великий  русский художник Илья Репин был, пожалуй, излишне эмоционален, горяч в суждениях…
Кому-то его система преподавания казалась настоящим сумбуром.
 Как сказал всё тот  же Игорь Грабарь:«Педагогом Репин не был, но великим учителем всё же был».
  До поступления в мастерскую Ильи Репина  Малявин создал в 1893 году  две работы, которые входили в учебный план:«Бегство в Египет» и «Натурщик».
  А вот уже в  мастерской молодой художник с головой окунётся в свои любимые темы  - крестьянские «феи» и портреты.
  Были созданы предтечи знаменитых «Смеха» и  « Вихря» - « Крестьянская девушка с чулком», «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «За книгой» ( все -1895 г.)
  А как ярки по своему внутреннему наполнению, одухотворённости портреты «однокашников» -
И. Грабаря, К. Сомова (оба- 1895), А. Остроумовой-Лебедевой (1896), Е. Мартыновой (1897 ).
  Мне очень симпатичен портрет Константина  Сомова : свободная, расслабленная поза, возможно, – одна из любимейших и очень интересное лицо  – задумчивое, с напряженной работой мысли…
  Учёба в мастерской Ильи Репина дала мощный импульс развитию и становлению таланта  Филиппа  Малявина . Уже в преклонном возрасте художник скажет о своих изумительных этюдах, написанных в мастерской Репина :" До сих пор учусь по этим этюдам".

                Продолжение

                http://stihi.ru/2022/07/19/5007



                Фото.  Ф. Малявин. Портреты  К.Сомова, И. Грабаря,
               
                А. Остроумовой-Лебедевой, 1895-1896