Теория мегаполисов

Денис Морев
     Мегаполисы, в моем понимании - это отдельная страна, чудным образом разбросанная по континентам, но соединенная в один организм телевидением, авиалиниями, автобанами и железными дорогами.
     Населяет эту страну народ, говорящий в своих городах на разных языках, но отличный от окружающего мира единым мегаполисным менталитетом. Привычками, скоростью жизни, мировоззрением. Торопливой агрессивностью.
     Все мегаполисы разные, но степень их различия между собой не идет ни в какое сравнение с отличием от мира за объездной, за пригородами.
    
     Нет в целом плохих или в массе хороших народов. Есть оседлые и кочевые, есть мирные и агрессивные, есть активные и приземленные.
     В каждом сообществе люди тоже делятся по тем же критериям. Упростим это многообразие разностей до двух: домоседов-консерваторов и непосед-реформаторов.
     Домоседам нравится их жизнь. Они добродушные, хлебосольные, отзывчивые. Силу и уверенность домоседов питает земля, на которой жили их предки, земля, ими унаследованная. Отчий дом, традиции, устоявшийся уклад. Домоседы зажиточны, так как имеют возможность копить и передавать по наследству.
      Но в стабильном обществе всегда найдутся нарушители спокойствия. Люди, желающие что-то поменять. Всегда к лучшему, разумеется, но кто делает, тот и ошибается. Часто, не часто - не важно. Ошибается. Что раздражает домоседов.
     Непоседы с домоседами в конфликте. И кого же выживают? Конечно, активных. За ними не в той же степени традиции и собственность. Готовые к переменам уже по определению готовы и к перемене своего места жительства, потому чаще и уезжают.
     Так выдавливаются из общества реформаторы, мечтатели, путешественники, бродяги и хулиганы.
    Уходят и ищут. Рыба - где глубже, человек - где рыба.
     Подобное тянется к подобному. Куда тянутся активные аргессивные люди? Туда, где их стремления востребованы. Туда, где есть возможность проявить себя. Туда, где мутная вода, где шальные деньги, где нестабильность. Туда, где есть возможность воспользоваться в своих интересах чужой ошибкой. А где ошибаются? Где экспериментируют активные. Стягиваются активные к активным.
     И вот они уже сила, способная прогрызть, проломить монолитную и инертную самозащиту домоседов. Методом научного тыка находятся рано или поздно бреши, высасываются ресурсы.
     Город богатеет легкими деньгами.
     Вот так, из накипи человеческой, из маргиналов и отщепенцев появились первые жители мегаполисов.
     Прогремела слава, на запах денег потянулись люди. Естественно, не самые мирные, не самые благонравные.
     Сперва настоящие волки, потом шакалы, за ними те, кто решил, что он такой же. Реклама работает, наплыв свежего мяса, толпы простачков кормят горстку хищников. И все копируют успешных, косят под них. С волками живущие по-волчьи воют.
     Но и волки взрослеют, старятся. Остепенившиеся стараются сохранить завоеванное. Переходят в статус консерваторов. Да и дети мегаполиса рождаются разными. Это их дом, их традиции. Большинство раждаются домоседами и недолюбливают понаехавших, понаехавшие платят тем же. Снова противоречие, снова борьба. Злость, хитрость, предприимчивость, агрессивность становится привычкой, отличительной особенностью жителя города. В особенности очень большого города.
     Проигравшие в битве за выживание консерваторы мегаполисов уезжают "в Саратов, в глушь, в деревню". Часто на родину предков или в выдуманную сказку. Мы встречаем таких, считаем за "хороших горожан".
     Но чаще... Как продотряды, как банды, как налетчики активные мегополисчане устраивают рейды на перефирию, захватывая рынки, отжимая бизнес, высасывая соки. Разрушая. Сея нестабильность, срывая с насиженных мест, пополняя свои орды сбитыми с толку.
     Вспомните: вы встречаете в своей местности в основном приезжих. И правда арессивных: они защищаются, они пробивают себе дорогу, ввинчиваются в ваш мир, завоевывают пространство для жизни, покушаются на ваши ресурсы.
     И вы думаете, что все пришлые такие. Ну, к примеру, "гости с юга" - точно все злые и хитрые.
     Каково же будет ваше удивление, когда по приезде на их родину вы встретите совсем других, добрых и сердечных людей? Которых на порядки больше встреченных дома маргиналов?
     Домоседы встречают в своей жизни приезжих в основном в виде непосед, составляя по ним мнение о другом народе. Ошибочное мнение. Представляете, что о нас думают те, к кому переехали неужившиеся с нами и те, кого мы вытолкали?
     Вот они, истоки ксенофобии: недоразумение.
     Хорошо, что появился туризм. Туристы приносят в дом вести о хороших людях за бургом. Показывают местным, что бывают и другие приезжие, не опасные. Размывают по мере сил жесткие жестокие границы.
     Жаль, что для туризма больше возможностей и желания у тех же жителей мегаполисов.
     И вот уже и туристы плохие попадаются...