Перелистывая дни Гл. 45 Ухожу на пенсию

Елена Сазонова 3
      Со старшей внучкой хлопот особенных не было, она кушала хорошо, чтобы я не приготовила. Но как только была необходимость в уборке дома, она тут же находила повод, чтобы уехать к другой бабушке, в другой посёлок. Там ждали её подружки с которыми она раньше ходила в детский садик и вместе с ними училась в общеобразовательной школе. Посёлок находился в гуще смешанного леса. При въезде в посёлок, слева, располагался пруд. В летнее время сюда собиралась вся молодёжь посёлка. Здесь можно было видеть и приезжих, местная природа притягивала желающих отдохнуть на природе. Для любителей нырять жители посёлка соорудили на этом пруду мостик выходящий на более глубокое место этого пруда. Рядом устроили "тарзанку", привязав канат к близ стоящему дереву.  Раскачиваясь на канате, прыгали в пруд. Поляна вокруг пруда, подобно зеленому ковру, располагала к отдыху. Сюда приходили и приезжали целыми семьями с детьми разного возраста.  Этот посёлок образовался на месте находящегося здесь учреждения, где работали его сотрудники, здесь пришлось работать и мне. Окружающий лес привлекал своими дарами весной, осенью обилием грибов, особенно опят. Лесные тропы манили вдаль местных жителей, они знали их и смело шли, приезжие могли заблудиться.

      Младшую внучку пыталась устроить в детский сад посёлка Южный, недалёко от дома, не получилось, пришлось продолжать водить её в детский сад посёлка, где я работала. Приближалась зима, она вносила свои коррективы. Расстояние до посёлка  примерно 3 км. Автобус за сотрудниками однажды не пришёл, пришлось идти пешком. Дорогу в посёлок занесло снегом. Младшая внучка, преодолевая сугробы, шагала рядом со мной, не жалуясь на усталость. От моих услуг она отказывалась и упрямо шла, крепко держась за мою руку. Старшая внучка уже ходила в 3 класс общеобразовательной  школы, её провожал мой отец, отправляясь тоже на работу.
Отопительная система дома в зимний период плохо справлялась с обогревом, газ в котле постоянно стал тухнуть. Мне приходилось ночами его караулить, заново зажигать, дом быстро остывал, я волновалась за детей. Вызвали газовщика, он объяснил, что все это связано с расширительным бочком, который был установлен на чердаке дома. Он действительно замерзал, плохо работала обратная система подачи воды из расширительного бочка, падало давление и газ потухал, пришлось бочек как следует утеплять. Недолго проработал имеющийся отопительный котёл. Весной пришлось его заменить на более современное АОГВ, этим занимались газовщики, теперь мы были спокойны. Это были серьёзные трудности первой зимы в доме старшей дочери. Впереди нас ждали другие неотложные дела.

      Шёл 1993 год. В стране большие перемены. На предприятиях и в учреждениях начались сокращения сотрудников. В конструкторском отделе учреждения посёлка нас было двое, возраст которых был близок к пенсионному, остальные были на 6-8 лет моложе, их мужья работали в этом учреждении, значит сокращение падало на нас двоих. Предвидев все это, я еду на Биржу труда узнать, могу ли я пойти на пенсию преждевременно, мне отвечают,- да можете, если у вас будет документ, что Вы попали под сокращение. Опередив события, я иду к директору учреждения и прошу чтобы меня сократили, пишу заявление, мне его подписывают. Меня оформляют на Бирже труда,  где я должна буду отмечаться каждую неделю. Меня это устраивало, каждый раз они предлагали мне работу, но куда-бы я не обращалась, мне отвечали,- по Вашей специальности места для вас нет.
Мне хотелось бросить работу, ведь со мной двое маленьких внучек, это требовало от меня много заботы. Ко времени моего устройства на биржу, теперь обе внучки ходили в школу, одна в первый класс начальной школы, вторая внучка в 4 класс образовательной школы которая находилась в километре от нас.  Вечером занятия в музыкальной школе, работа по благоустройству дома, работа в огороде, я очень уставала. Ушли годы молодости с моими детьми, с маленькими внуками сейчас одной было тяжеловато.

       Большая комната в доме старшей дочери пустовала из-за отсутствия мебели, которую она продала, уезжая к мужу. Решила я из своей квартиры вывезти часть своей мебели для дома. Это была чешская мебель, вернее, его половина. Покупка его произошла давно. Это был момент, когда завод мне выделил однокомнатную квартиру, после двух лет проживания в ней, как в съёмной. Собственники этой квартиры уехали и не вернулись. Пошли мы с мужем покупать диван, а в мебельном магазине оказался в продаже чешский гарнитур, и я в него влюбилась. Весь гарнитур стоял очень дорого. Зная, что нам не найти такую сумму, выбрали предварительно из всех предметов самое необходимое, что составляло половину его стоимости.  Нашлись покупатели второй части гарнитуры. Муж стоял в магазине, карауля выбранную часть гарнитура и покупателей второй части, а я пошла к родителям.   Родители пошли мне навстречу и выдали в рассрочку на 5 месяцев необходимую мне сумму. От счастья я была на "седьмом небе". В квартире однокомнатной он прослужил мне 2 года. Потом он оказался в двухкомнатной квартире, где прослужил мне 20 лет после обмена квартир. Теперь я аккуратно перевозила его в дом дочери.
             
      Мой муж жил вместе с младшей дочерью в нашей квартире. Узнав, что я забираю мебель, стал меня уговаривать, чтобы я взяла его к себе в дом дочери.
     - Возьми меня к себе, мне страшно, все мои друзья умирают, я брошу пить, прости меня, буду тебе всегда помогать. Какое надо было иметь сердце, чтобы каждый раз прощать и опять простить. Я забираю его к себе, как всегда, надеясь на лучшее. Ему в доме дочери было чем заняться. Надо было помогать достраивать дом и обрабатывать усадьбу, к чему я сразу его подключила. Взялся за дело хорошо, но быстро остыл, тяга к прошлому его "дразнила и манила к себе". Лечиться категорически отказывался, для самостоятельной борьбы со страшным недугом не хватало силы воли. Был случай летом, когда все-таки, пришлось вызвать скорую помощь. Скорая взяла его в больницу, откачала от запоя и заставила его отвозить умерших из больницы в морг. Он мне звонит через 4 дня.
     - Забери меня из больницы, мне приходится возить мертвецов из больницы в морг, так я долго не выдержу, умоляю тебя забери.
     - Ничего страшного, может теперь ты оценишь свою жизнь и поймёшь, как она тебе дорога. Кому-то надо их отвозить в морг, работай, раз тебе доверяют. Когда врач решит тебя выписать, тогда я и приеду за тобой,- что я могла ему ответить,- домой ты всегда вернёшься, главное, чтобы ты выздоровел и сделал для себя вывод. Через два дня он мне опять звонит с медицинского поста,- меня выписали, приезжай. Мы приезжаем вместе домой. Как радовались внучки, какой-никакой он их дедушка, он был сам рад возвращению, рад был их видеть. Они кружились вокруг дедушки и спрашивали,- почему тебя не было дома целую неделю. Улыбаясь, он им отвечал,- я приболел немного, меня положили в больницу, подлечили, теперь я чувствую себя хорошо.
     - Дедушка, ты больше не болей,- в один голос посоветовали внучки, - бабушка устаёт от работы на огороде, помогай ей, у неё очень болят руки.

      После его сокращения с Машиностроительного завода, он немного проработал в учреждении, где я работала. Работал на лесопилке, но после моего ухода по сокращению он тоже увольняется. Надо было искать ему работу недалёко от дома дочери, он устраивается сторожем на предприятии которое образовалось на базе 8 шахты посёлка Южный. Слабохарактерный по натуре и компанейский он быстро находит себе "новых друзей","Не мог понять в тот миг знакомства, что себя бросает в омут сквернословия и пустоты". Борьба с  его болезнью продолжалась.
Я обращаюсь к нему,-надо вскопать огород. Ответ,-завтра. Этот ответ продолжался изо дня в день. Я вскапываю огород, опять просьба к нему.
     - Пора сажать картошку,-ответ,-завтра. Сажаю картошку с внучками.
Надежда на его помощь быстро остывала. Будучи все время в нервном напряжении понимала, ждать помощи не от кого. Иногда помогал брат. Жизнь продолжалась, внучки подрастали. На усадьбе все оживало, все расцветало, давало свои плоды. Пусть это доставалось нелегким трудом, но все овощи и фрукты были с огорода, это меня радовало. Все рядом и в полном составе.
      
      Неожиданная новость, старшая дочка, для приобретения жилья, просит продать её дом или мою квартиру, в которой живёт младшая дочь. Дом продать не могу, в нем прописаны внучки, значит надо продавать свою двухкомнатную квартиру. В дом  переезжает моя младшая дочь с мужем, она через  два месяца должна родить. Надо выручать старшую дочь. Пришлось одной заниматься продажей квартиры, признаюсь- пришлось нелегко, покупает её житель Камчатки. В этот-же день все деньги пересылаю старшей дочери. Житель из Камчатки прожил в квартире полгода. Тоска по родным краям заставляет его продать квартиру, он уезжает опять на Камчатку. Гараж расположенный недалеко от квартиры пришлось тоже продать, ведь муж перебрался ко мне, теперь он не нужен был ему. Друг мужа старшей дочери едет к ним в гости, с ним передаю деньги от продажи за гараж. Я с большой семьёй остаюсь в доме старшей дочери. Младшая дочка дарит мне  внучку, теперь нас в доме семь человек, места всем хватает. Старшие внучки крутятся вокруг своей двоюродной маленькой сестрёнки, им хочется её потрогать, взять за маленькую ручку, поцеловать, принять участие в её купании. В этом выражалась их любовь и невообразимая нежность к ней. Что стоила улыбка маленькой внучки, они с ней разговаривали, а та в ответ им агукала, как буд-то понимала о чем они с ней говорили, её глазки бегали от одной к другой. Наблюдая за ними, я любовалась, во мне воспламенялись огромные чувства любви к внучкам. Казалось, что я теперь их больше люблю, чем своих детей. Муж младшей дочери безумно любил свою маленькую дочь и был очень внимателен к детям моей старшей дочери. Она высылала денежную поддержку своим детям, помогала им нарядами, не забывала и о своей крестнице. Она крестная  мама для моей третьей  внучки.

     Продолжение.

04.06.2022 года.