Дрезина российской действительности - 4

Наталья Мартишина
Но вот и еще вспоминается фильм с «участием» дрезины: «Неуловимые мстители», часть «Корона Российской Империи». Там революционная Ксанка догоняет на дрезине паровоз, враг отцепляет и поджигает цистерну с топливом — цистерна катится на дрезину, взрывается...  Чуть было успокоившийся враг диву даётся: через огонь, гарь, дым, выстрелы, взрывы — несётся невредимая Ксанка на своей дрезине, сквозь кошмар пронесла дрезина свою всадницу — и вынесла. А зритель, захваченный погоней и знаменитой музыкой погони, не замечает ни странности — как дрезина смогла разминуться с цистерной на одноколейном пути, ни возникшего внезапно соседнего поезда — не иначе, после дрезины путь волшебно превратился в какой-то иной.

У зрителей вопросов не возникает, магия кино делает свое дело. Нас же интересует «менталитет» дрезины,  ее роль здесь: она и пособит, и сквозь огонь и дым пронесёт, ни дать, ни взять, обладает чудесными свойствами Сивки-Бурки да Конька-Горбунка...

Такими же свойствами обладает дрезина в фильме «Край» Алексея Учителя. Мы захвачены игрой великих актеров ( Владимир Машков, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш, ..)  и созерцанием красавцев-паровозов,  и не сразу замечаем пятикратное появление дрезины в фильме. Да, она, как Конёк-Горбунок, не на виду ( например, в одном эпизоде ее толкают бабы, перевозя бревна), но в остальных эпизодах это уже не просто работяга.

Вот дрезина везет героя к заброшенному за разрушенным (Калиновым?) мостом, за бурлящей рекой (Смородиной?) вожделенному паровозу. Паровоз — судьба для героя, цель жизни, смысл существования. Помогает подъехать поближе — дрезина. Через реку, знамо дело, не перебраться — так вот же, мы видим уголок дрезины с камнями: герой и героиня подвозили камни для укрепления свай моста, наверное, не один день.

В следующем эпизоде «Края» край сюжету фильма и спору героев обеспечивает именно дрезина. Оказавшись с предприимчивым обитателем «Края»   на съезде- разъезде путей, на стрелке, она сталкивает паровозы друг с другом. Смертельно опасный спор закончен, гонка паровозов остановлена, все живы. Только красные лесные ягоды с дрезины упали, рассыпались по снегу: дух хозяина леса, «вечного медведя», будем надеяться, удовлетворился этой жертвой. Дрезина здесь при всей своей случайности, незаметности, бесстрастности  выступает  мерилом справедливости, демиургом, властителем судеб.

Наконец, в последних кадрах «Края» герой с героиней уезжают на дрезине, под песню про «край далёкий» -  их принимают тайга, озеро, небо, светлая полоса лучшей жизни. Дрезина увозит героев в «Рай» - иначе слово «Край» и не воспринимается.

Работяга, незаметный помощник, - чем не Серый Волк для Ивана-Царевича? - напарник, мистический пращур, готовый заступиться в грозный момент, свадебная колесница и колесница небесная — и все это в одном фильме.

Архетип на то и архетип, что играет свою роль верно несмотря на то, что, может быть, режиссер, сценарист и оператор для него этой роли специально не готовили. Просто он готов проживать свою роль. Он и действует, и живёт.

И зритель все прочувствует, что надо, без разницы, читал он эту статью или нет. Сами-то архетипы статей не читают, просто действуют...

Продолжение
 http://stihi.ru/2022/06/19/4345