Дрезина российской действительности - 5

Наталья Мартишина
Вот и в фильме Павла Чухрая «Вор» - опять-таки с Владимиром Машковым в главной роли — дрезина появляется один раз, но в ключевой сцене, и играет архетипическую роль — по Карлу Юнгу - «старца» или «матери-сырой земли»: она провозит компанию детдомовцев из детства во взрослую жизнь, участвует в том, что этнографы назвали бы «обрядом инициации» - здесь есть намек на обряд.  Мальчишки втаскивают на дрезину женский магазинный манекен. Они в экстазе, ржут, шутят, сами правят... детство позади. Впереди все серьезней. И главный герой, подросток-детдомовец, повзрослевший пасынок вора, бежит перед дрезиной, отрываясь от компании — в руках велосипедный руль — вот кто правит сам... Или мечтает править в своей жизни... Все так и будет — в руках полковника, в которого подросток превратится, уже не ржавый руль, а боевой автомат. Но «подвезла» его в фильме во «взрослую жизнь»  — дрезина.

В первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь», снятом в 1931 году, дрезина точно так же появляется в конце фильма. И так же эпизод с ней несет ключевое наполнение. Если в «Сталкере» дрезина «переправляет» героев между мирами, из мира реальности в мир преображенной реальности, то в «Путёвке...» дрезина участвует в перенесении героя  из мира яви в мир нави буквально — она переворачивается на разрушенном врагами пути, в стычке с врагом герой погибает, и колёса перевернутой дрезины в кадре «рифмуются» с восходящим Солнцем... Только что герой на дрезине ехал и пел залихватскую песню, был счастлив.

 У «Путевки в жизнь» образный финал. Вопреки названию фильма, картина заканчивается трауром и прощанием с героем — радостные жители коммуны ждут паровоз, а паровоз приезжает, толкая дрезину с телом героя в скорбных еловых ветвях... Радость сменяется горем — но слово «жизнь» в названии наполнено не бытовой жаждой юдольной жизни, а возвышенным и строгим смыслом жизни вечной... Восходит над поляной диск Солнца, шумит молодой лес, поют птицы, крутится диск перевернутого колеса — не на земле диск колеса, — на небе. Появляется в фильме и другое напоминание о жизни вечной — церковь в Коломенском, устремленная к небесам, как ракета — но о существовании мира Горнего нам сказала уже перевернутая на экране дрезина.

Может, я когда-нибудь вернусь к этой статье и дополню её, но уже сейчас можно сказать: у дрезины есть мистическое наполнение, которое прочитывается нами как составляющая рукотворного чуда. Эта «помощница» и выручит, и спасёт, и куда суждено, привезет, и образумит, и утешит...

В ней воплотилась мечта о ручном чуде с душой волшебного существа — бытуют в сказках ковёр-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, меч-кладенец... А тут — тележка-самовозка.

Когда вы приедете в музей узкоколеек, лучше сразу записаться в очередь на «покатушки» на дрезине. Мы ждали час. В иные дни люди ждут и по три часа.  Ничего, ожидание никого не останавливает. Видимо, не такой простой этот вожделенный механизм — помощник человека, потаённо обладающий чудесными свойствами. Да уж, на нем «везёт всем»... А почему?

Ответ здесь, и снова на грани реальности и мистики. Первые дрезины назывались еще и «мускульными рычагами».  Мускульный рычаг — все просто. Как поработаешь, так и проедешь. Своя рука, как говорится, — владыка.

Но в латинском названии мускулов — musculus – записано слово «мыши». Буквально - мускулюсы, "маленькие мышки".  Mus. Мышцы — название отсюда, мышки. Просто на заре развития анатомии людям казалось, что будто мышки бегают под кожей атлетов — так играли сильные мышцы работников, спортсменов...

А в древнегреческой мифологии мыши (Mus)— записывались как «Музы», (отсюда - "музыка", "музей" - домик муз) и значило слово то же самое. Муза — незаметный покровитель, где-то рядом шуршащий, наблюдающий, делающий свое тихое дело и выносящий свои судьбоносные решения... Они там же, где боги очага, боги родимого дома — Пенаты. Где-то рядом. Шуршат и не видны. Как мышцы — перебегают и делают свою атлетическую работу. Но к слову Mus восходит и слово "мысли"... Может, думали древние греки и латиняне, знавшие о нашем мире больше нашего, -  - эти "мысли" как мышки, бегают, и как Музы, на что-то влияют?  Человек работает-работает, внимает-внимает, чутко прислушивается, думает... И вдруг — преуспевает, побеждает, властвует над своей мечтой!

Свои мускулы, свои музы... Свои думки...  Всё в твоих руках...

Самоходный рычаг, рукотворное чудо... Движение!