Зовёт, ведёт нетленная строка

Нина Плаксина
Крымский венок сонетов
               
                Посвящаю восьмисотлетию рождения СОНЕТА, изысканно – поэтического высокого жанра, и трёхсотлетию русской сонетианы.

1
За восемь сотен лет окреп сонет,
вобрав красоты песенного края.
Звучанье виртуозных кастаньет
волнует, ритмы  сердца повторяя.

Лентини в строфах страстных канцонетт
рисует тайный лик, в любви сгорая:
без чувств высоких в жизни смысла нет.

Картины радости творит рука.
Улыбка женщины душой играет.
Спешит, пружинит звонкая строка.

Мечту и рай не воспевают врозь.
Страдания певцу необходимы.
Признаемся, желанный мир любимых
рифмовкой звучною прошит насквозь.


2
Рифмовкой звучною прошит насквозь
сонетный мир старанием поэтов.
«Залихорадило», хоть кинь хоть брось,
но точит разум, не таит секретов.

Проникли в слова суть, да изнутри,
в духовный мир простой народной песни,
что пели трубадуры, косари.

Ведут беседы, диспут, жаркий спор –
Дебаты – в культе, спорщики известны:
их темы изучают до сих пор.

Из капель, зёрен вызревал портрет
труднейшего, возвышенного жанра.
Любим в России тоже, как ни странно,
его изящной формы силуэт.


3
Его изящной формы силуэт:
катрена – два, терцеты тоже в паре,
известны и в России триста лет;
сказав «в почёте», – ошибусь едва ли.

Строка свободно плещется в душе.
Сонетная лавина на Парнасе,
поверьте, не диктатор, не клише.
 
В нетронутости формы – первый шаг,
от песни – к классике. Порыв прекрасен!
Лен-ти-ни  новую судьбу  решал.

Но благодарностью отозвалось
благое дело в сердце Алигьери –
и тело поэтической свирели
тачали мастера не вкривь и вкось.


4
Тачали мастера не вкривь и вкось,
оттачивали слово, строки, строфы.
Творцом не создаётся образ вскользь,
нет, поиск – испытание голгофы.

На антитезу – тезы виражи,
но убедительно, логично, чтобы
красноречиво мысли изложить.

Высоким стилем красоте хвала,
а первенство оратора – Якопо!
Его народным школа назвала.

Горит душа: нотариус влюблён,
лелеет в сердце нежные желанья.
Не обмануться в милых ожиданьях –
высокий поэтический закон.


5
Высокий поэтический закон:
представить чётко тему разговора.
Поэт душой для творчества рождён,
а разум ищет глубину простора.

Минута вдохновения в судьбе –
порыв и вдох  пугливой недотроги –
святой, неповторимый дар тебе!

О ней мечтать – всесильным богом стать,
ругая бесконечные дороги,
и утверждать: страданье – благодать.

От силы чувств робеет мысль слегка:
Сонет –  в пути, и прочь сомнений штормы!
Огранка, стройный стан, изящность формы,
отшлифовали строгие века.

6
Отшлифовали строгие века
под «новый стиль» – сонетную основу.
Надёжный камертон издалека
настроил поэтическое слово.

Играют чувства, радостью искрясь
в блаженстве прозвучавшего привета –
переживаний внутренняя связь.

Потоки обновления любя
в просторах ослепительного света, 
познаешь мир и самого себя.

У Музы – стихотворцев легион.
Божественному Алигьери Данте –
бесценные, согласно жанру, гранты!
Сонетной школе отдаю поклон.


7
Сонетной школе отдаю поклон,
поэтам и певцам любви высокой.
Определила  Беатриче тон
судьбой, недосягаемо далёкой.

Немного встреч, издалека – лишь три,
что пеленают трепетно блаженство,
храня надежду глубоко внутри.

Наивно трогательна свежесть чувств.
Сравнение найти ли к совершенству,
сумеет ли всё множество искусств?

В посланиях особенный почёт
воспоминаниям со словом «первый».
Любимым посвящают только перлы –
из глубины традиция идёт:


8
Из глубины традиция идёт:
творение – искусное ваянье.
Бестрепетность не позовёт в полёт,
не тронет сердце строчка без страданья.

Для радости родился человек,
в любви и для любви, зарёй играя.
Для счастья добрых дел отмерен век.

Поэту жизнь сама даёт ответ:
без Лауры Петрарке не до рая,
без Беатриче Данте счастья нет.

Слетела на нетронутость листка
раздумий  нескончаемая пытка.
Восьми векам Венок сонетов выткан –
зовёт, ведёт нетленная строка.


9
Зовёт, ведёт нетленная строка
от трубадуров,  Данте, петраркистов
в Россию. Слово рвётся с языка:
и к слушателям «Школы сонетистов».

Федотов, сын Иванов, свет Олег,
учёный мир порадовал, коллег
трудами соответствующей темы.

Содержат методический совет
«Стихи, прорвавшие громаду лет»,
труды, стихосложения системы.

Под экзотичный крымский небосвод,
в уютный край морской спешат поэты.
Из года в год не изменяет лето
кристально упорядоченный ход.


10
Кристально упорядоченный ход
во встречах – нерв и времени, и места.
Не тайна – рассуждений поворот,
в секрете –  соль задуманного  текста.

Двадцатый век поток Венков исторг.*
Высокий жанр приветствовали рьяно!
и в двадцать первом слышится восторг.

Гимн «Стефаносов». Музы верный полк,
лавина Линника – сонетиана!
В перипетиях голос не замолк.

Да, в Слове – Бог.  Поэт в венках признал:
благословение нисходит свыше.
Строка любовью дышит – сердце слышит:
к началу действ торопится финал.


11
К началу действ торопится финал,
четырнадцать сонетов вышли строем.
Парад ведёт Верховный Магистрал,
«Феномен  Космос» – звание Героя.

Сугай* права: в России торжество,
хоть признан новый стиль не в одночасье,
поёт «о потаённом»** естество.

Изысканные кружева стихов,
Корон – корона, и венец – в каркасе
«поверх лаврового» *** – триумф готов!

О, Муза,  «чудотворство» славословь,
творение восторженного счастья.
Писал труды, спешил Великий Мастер
воспеть, сберечь для радости любовь.
______________
* Л. Сугай «Венок – есть версификация, венок – чудотворство»
** В венке сонетов «Парнас» поэт Ю. Линник признаётся:
Пою о потаённом:
Заветное прикрыто пеленой –
Но нам дано через игру созвучий
Приблизиться к нему.
*** Ю. В. Линник «Если человек – вершина эволюции, то вот лучший триумфальный венок для него: сонетный – поверх лаврового»


12
Воспеть – сберечь для радости любовь,
душой парить, коль взгляд чуть благосклонней.
Порыву чувства верь, не прекословь,
и повтори "священный бред" Мадонне.
 
Творец свободный – сам себе судья.
Великий гений написал поэту:
в строке палач – взыскательное «Я».

«Не слышать злобной похвалы толпы, – 
живёт такой завет, не канет в Лету. –
Не доверять льстецам своей судьбы»!

Великие советы – ключ - пароль.
Страдая, не суди страдальца строго.
Забудешь сам, да и простится Богом
при испытании любая боль.
____________________
* Слова Петрарки.
В 1830 году Пушкиным написано три значительных стихотворения сонетной форме: «Поэту», «Сонет» и «Мадонна».
В ранних стихах А. С Пушкина мы находим строки: «Я в Петрарки не гожусь», «Роль Петрарки мне не по нутру» – это выражение отношения к платонической любви. Но Пушкин высоко ценил Петрарку – певца «высших радостей любви»,  его сонеты о любви,  поэтический язык, мастерство писать «священный бред». 



13
При испытании любая боль
поэту точит мысль, как жало бритвы.
Терпение и разум приготовь,
чтоб силы почерпнуть в Словах Молитвы.

Потерь немало в творческом пути,
Не успеваем в повседневной спешке
услышать миг прощального «прости».

Лишь память, остаётся память лишь
всё воскрешает, предаёт  насмешке;
в ответ – немая и глухая тишь…

Порою свыше нам идёт сигнал:
приснится вещий сон, прибьётся птица,
и в потаённый образ воплотится
понятный сердцу тонкий мир – астрал.


14               
Понятен сердцу тонкий мир – астрал,
когда из космоса приходят мысли,
Лентини шлёт стремительно сигнал
из вечности, из вдохновенной выси.

Неси ответ, посланница стрела:
в любви к родному слову  нет предела –
Венок Венку крымчанка создала

И в пору поэтической страды
в ту высь взлетела птицей, как хотела,
чтоб одарить великие труды.

Поэт Коляка – из Венка букет –
Петрарке, Данте, первой зарянице
всем сердцем благодарно поклониться...
За восемь сотен лет окреп сонет. 


15           Магистрал
За восемь сотен лет окреп сонет,
Рифмовкой звучною прошит насквозь.
Его изящной формы силуэт
Тачали мастера не вкривь и вкось.

Высокий поэтический закон
Отшлифовали строгие века –
Сонетной школе отдаю поклон.

Из глубины традиция идёт:
Зовёт, ведёт нетленная строка
Кристально упорядоченный ход.

К началу действ торопится финал
Воспеть, сберечь для радости любовь.
При испытании любая боль –
Понятный сердцу тонкий мир – астрал.



Крымский венок сонетов. Магистрал крымского Венка сонетов состоит только из мужских рифм. Когда мы выстраиваем каркас Венка, то каждый катрен будет тоже задавать тон, начинать сонет с ударной рифмы.
Терцеты тоже начинать с ударной рифмы. Остальные строки в Крымском Венке сонетов  заканчиваются женской рифмой.
Терцеты можно соединять в секстеты, но рифмующиеся строки можно выстраивать парным и перекрёстным способом.

На фото 2021 г. сентябрь, Коктебель. Симпозиум завершён.
Сидит: автор Венка сонетов, Нина Плаксина.
Стоят: Первая слева – Ирина Коляка, автор Венка Венку сонетов (2015 г.)
Третий слева: Федотов Олег Иванович, Председатель "Школы сонетов".
Первый справа: Фокин Леонид Владимирович, поэт, автор многих идей и начинаний на симпозиумах.

Рецензия на «Зовёт, ведёт нетленная строка» (Нина Плаксина)

Казалось бы, место поэзии и роль самого поэта в окружающем мире — много раз поднимаемые темы от великого Александра Сергеевича и до наших дней. Все уже давно сказано и пересказано, и, казалось бы, разве можно найти новые слова? Оказывается можно!
Автор, подкладывая на полотно произведения, в качестве сюжетной основы, фабулу истории развития сонетного жанра, безусловно доказывает это. Цветными красками художественных метафор мастерски сплетает замечательные строки. При этом большая их часть звучит и как наставление современным поэтам, и как личное, авторское отношение к творчеству:

Высокий поэтический закон:
представить чётко тему разговора.
Поэт душой для творчества рождён,
а разум ищет глубину простора.

Минута вдохновения в судьбе –
порыв и вдох пугливой недотроги –
святой, неповторимый дар тебе!

Перекинутый мостик от Лентини и Петрарки до современной школы сонетов, симпозиумы которой регулярно проходят в Крыму, соединяет через века не только стихи, но и души поэтов всех времён, их вечный поиск человеческих истин и, конечно, любви. Недаром слово “любовь” и однокоренные с ним слова встречаются почти в каждом сонете венка. Это и позиция автора, и его живое, трепетное сердце, вибрации которого с любовью передаются читателю.
Дорогая Нина Викторовна, спасибо за Ваш труд!
Ждем новых стихов.

Олег Гаценко   03.07.2022 08:56 


 Рецензия на «Зовёт, ведёт нетленная строка» (Нина Плаксина)

Завораживает, удивляет, потрясает, восхищает, вдохновляет и т.д. Одним словом - здорово. С благодарностью за предоставленное удовольствие, Петрович.

Евгений Шведченко   19.09.2022 18:01 

Браво, Нина Викторовна! Вы внесли огромный вклад в классическую литературу, Ваш проект очень ценен не только для Крыма, для всей страны и русского зарубежья!
Желаю Вам много сил и крепкого здоровья в Новом творческом году, чтобы все мечты сбылись и задуманное осуществилось!
С теплом и уважением
Наташа

Наталья Харина   04.02.2024 00:08