Дюймовочка по-взрослому

Кшесинская Деметра
                "По ночам нам гораздо страшнее, чем детям"
                /Жюль Ренар/

Есть намоленные иконы и такие же храмы. Если применить похожий принцип на литературу, есть "начитанные книги". Когда проводишь время с ними, ощущаешь, что погружаешься не просто в чей-то рассказ, сказку, а в целую проекцию, мир, портал, где можно снять с себя человеческую шкуру и остаться там без нее насколько хочется, долго...

Это ощущение при чтении сказок Андерсена помню с детства. Там можно жить, что и делал автор, уходя из мира, где не очень комфортно. В современных произведениях, которые уже никогда классиков в этом отношении не догонят, будь то Пелевин или графоман, поймавший спонсора, есть другой показатель — емкость. Это та глубина и потенциальный интерес, который позволяет предположить на обратной стороне листа множество заинтересованных читателей. Такие стихи и произведения читаются почти как классика, правда с меньшим погружением в глубину, часть которой представляется пустотой. Но это другая пустота, не выхолощенная плоскость ремесленного исполнения.

Перечитав "Дюймовочку" с трудом смогла избыть стереотип толкования. Захотелось прочесть автора по-взрослому. Мы иногда недооцениваем вещи, которые, кажется, знакомы до запятой. Особенность чтения литературы еще и в том, что по времени, мы живем в иной ментальной среде, которая, даже опираясь на "вечные ценности", никогда не позволит прочесть вещь так, как это делали современники и земляки автора. Это восприятие, конечно, обедненное и примитивное, которое позволяет снять только поверхностный слой сюжета, не пуская в мастерскую автора, а там всегда интереснее. 


   Маленькое зло любви               
 

                "Любовь не уживается со страхом"
               
                /Сенека/

Личная линия сюжета великого сказочника сильно повлияла на образы женщин в его творчестве. В жизни художника была и сильная роковая любовь, с письмом которой на шее он прожил до конца жизни, и легкие временные привязанности, и глубокие увлечения. Но почти все эти сюжеты не имели продолжения за гранью романтических чувств: отношения не выливались ни в брак, ни даже в обычный флирт.

Сказочные героини Андерсена редко повторяют образы обычных людей. Я говорю о тех персонажах, на которых держится сюжет и зачастую линия, близкая самому автору. Это либо дети (Герда), либо представители иной социальной или сказочной среды (Русалочка), либо необычные образы, разительно чем-то отличающиеся от обычных девушек и женщин — например, маленькая девочка Дюймовочка.

Любой психолог скажет, что уменьшение объекта часто связано с подсознательными страхами или опасениями. В НЛП  даже методика такая есть по борьбе с фобиями, кажется, она называется "Взмах", где пациент представляет образ-триггер, связанный с испугом, в измененном уменьшенном виде. Если отталкиваться от этой мысли, то автор решил аллегорически изобразить в сказке про Дюймовочку свои сюжеты и мысли о браке, из-за того, что испытывал некие ментальные проблемы, связанные со скованностью, а может и со страхом.

Если абстрагироваться, то история о маленькой девочке — это метафора о повторяемости и инерции института семьи. Вторым планом сказки является мотив выбора союзника по жизни и особенности существования в разных ментальных средах.
Дюймовочка появляется, как чистое желание скучающей женщины. На первых абзацах, перечитывая сказку не могла сдержать улыбку после фразы, что "из ячменного зернышка вырос цветок, похожий на тюльпан". Эти фантастические бифуркации Лысенко/Тимирязева уже давно преследуют землян и являются составной частью гибридных последствий любви. Получалось, проращивая "анютины глазки" (Виолу) почему-то вырастить помидор из семени цветка.

Автор сказки не только выступил в роли оракула, но и открыл очень важный ментальный закон: сильное желание (например, иметь ребенка) может сместить реальность и она потеряет старые рамки, превратившись в новую проекцию.
Маленькая девочка появилась из цветка, похожего на тюльпан. За пару веков до рождения сказочника с этим цветком в Голландии и ближних с ней скандинавских странах случилась самая настоящая финансовая пирамида. Обладание луковицами элитных сортов тюльпана считалось чем-то вроде золотого реноме владельца, люди продавали дома, могли потерять целые состояния на этой тюльпаномании. Все это длилось десятилетия, пока финансовый пузырь не лопнул и власти не приняли решение о запрете всяких спекуляций с тюльпанами. Но Голландия навсегда осталась страной, связанной с этим цветком. И мне кажется, эта история как-то повлияла на то, что волшебный ребенок появился благодаря именно этому цветку.

   

Чужой хлеб всегда немного горчит

                "Секрет счастливого брака остается секретом"
                /Хенни Янгман/

После того, как ребенок, похожий на забавную игрушку, вроде пупса, был украден у женщины жабой, автор начинает исследовать тему красоты в брачном вопросе. Здесь он прибегает к контрасту, сопоставляя прекрасную малютку и жуткого сына жабы. Кроме внешнего диссонанса героиню смущает и необходимость смены среды на водную. Но группа поддержки из сочувствующих рыб угоняет кувшинку с героиней, спасая ее от брачного мезальянса.

По пути героиня встречает симпатизирующего ей мотылька и решает использовать его симпатию в транспортных целях. Она делает ему из своего пояса узду, а когда майский жук хватает ее и уносит на дерево, доверчивый мотылек остается привязанным к кувшинке. Что с ним стало, автор умалчивает. Огонь свечи поменял на бикфорд любви, вообщем немного вышел за рамки вида.

Тема красоты зеркально отразилась далее в истории с майским жуком, где уже Дюймовочка для окружения зеленого жука выглядела отталкивающе: без усиков и комплекта дополнительных ног. После фиаско с майским жуком девочка осталась наедине с полем, где пробыла лето и осень. Но нектар оканчивался и начинались заморозки, беспомощная малышка оказалась в мышиной норе, найдя себе пристанище и кров на зиму за интеллектуальное рабство и услуги домработницы. Дюймовочка должна была за стол и кров убираться и развлекать полевку сказками. Заметим, что с наступлением холода Дюймовочка сменила привычную среду флоры на подземелье.





Иллюзии солнца как бег водомерки

"Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных."
               
                /Ф.Раневская/

Отсутствие солнечного света лишало ее тех преимуществ, которые помогают выживать на земле — влияния красоты. Если немного абстрагироваться, то героиня попала в потусторонний мир, который автором выражен в образе мертвой птицы. Бесполезность жизни ласточки, как и ее щебетания, не однажды обсуждали жители подземелья: мышь и крот. Тема брака вновь появляется, но уже не с позиций внешней привлекательности совершается выбор, а на уровне глубинных паттернов, часто называемых внутренним миром или душой. Новым суженым девочки становится зажиточный, расчетливый и хозяйственный крот. Он не может оценить красоту, поскольку слеп, и влюбляется после песен, спетых Дюймовочкой.

Так красота с внешнего плана (сын жабы, майский жук) переходит в область душевной.  Крот никогда не видел солнца, но это не мешало ему ругать цветы, то, что составляло маленький мир существования героини. Это несовпадение внутренних взглядов стало очередным препятствием, которое сделало брак с кротом таким же неприятным, как и раньше с сыном жабы. Богатство и обеспеченность крота не могли сравниться с любовью Дюймовочки к солнечному свету и цветам. И хотя крот полюбил Дюймовочку, позволять быть любимой и жить в достатке ей не захотелось.


Здесь исправить ситуацию помогает ласточка, которую Дюймовочка однажды оживила. Символика образа ласточки в мифологии многогранна. В этой сказке нашли отражения две ее стороны. Считается, что она является посредницей между миром живых и мертвых, а в христианских апокрифах и мифологии есть вариант, приписывающий ей одно из воплощений Христа. Еще одна перекличка с мифологией о ласточках нашла отражение в сказке, отдаленно, конечно. В народных поверьях славян (поляки, украинцы, белорусы) существует миф о том, что ласточки научились сочетать две среды: воду и воздух. Раньше считали, что они зимуют под водой в колодцах и озерах. Иногда их находили целыми цепями, соединенными между собой лапками и крыльями. По поверьям, весной молодые ласточки просыпаются и поднимаются на поверхность, улетают и ведут обычный птичий цикл. А старые сбрасывают перья и превращаются в лягушек и жаб.

               

Свет и тень отношений

 "Красота — это когда ты остаешься самим собой"
                /Жан-Поль Готье/

Если вскользь глянуть на еще одну мысль автора, то она звучит приблизительно так: при свете солнца нас интересует красота внешняя. Когда солнце выключают, мы обычно вспоминаем не внешние вещи — красоту или неповторимость профиля, а внутреннее содержание — душевные качества, поступки, вызвавшие резонанс, тронувшие слова, черты характера, культурные предпочтения. Так свет солнца становится явлением поверхностного внешнего понимания вещей, а его отсутствие — помогает заглянуть в душу. Может, по Андерсену, ночи придумали именно для этого.

Ласточка помогает сменить Дюймовочке сырое подземелье на страну обетованную, где живут подобные ей, маленькие эльфы. Так, попав в среду "своих", она почти сразу находит пару, получает корону и в добавок крылья стрекозы, позволяющие ей связать несколько уровней мира, близкого ей мира. Как только ее личная жизнь устраивается, она меняет имя с Дюймовочки на Майю, как бы получая новую инициацию, сбрасывает одежду старого имени, где ее оценивали внесистемно, но исходя из принятых в обществе критериев.

Вывод простой, искать пару не по внешности, не по душе, а в своей среде...
Если искать в сказке голос самого автора, который дал девочке всего 2 см, то показалось, что свой испуг перед женщинами он попытался нарисовать в образе мотылька, так и не рассказав, что же с ним произошло. Так и в жизни, Андерсен ревниво оберегал свою частную территорию и очень боялся, кроме близких отношений с женщинами, что его летаргию примут за смерть. В русской классике до боли похожие фобии будут у Гоголя, только там будут не дюймовочки и русалочки, а панночки и солохи.