Два часа пыток - фильм, который я хочу развидеть

Оксана Задумина
Начало репортажа: "Какие русские фильмы идут в Мюнхене во время СВО" http://stihi.ru/2022/06/30/200

Часть 2. Если я спрошу, смотрели ли вы когда-нибудь фильм, после которого вам было тяжело, то многие скажут - конечно, бывают очень тяжелые фильмы, особенно про войну… Но сегодня я посмотрела не просто тяжелый фильм - это была экзекуция над сердцем и душой. Расскажу всё по порядку.

В Мюнхене проходит фестиваль киноискусства, на котором представлены 120 картин из 52 стран. Фильмы показывают с 23 июня по 2 июля на 10 площадках города. Мы выбрали кинотеатр самый близкий к нашему дому - Музей кино. Это необычный кинотеатр, здесь нет попкорна и кока-колы, его небольшой зрительный зал, скорее напоминает театральную сцену с большим экраном.

Мы решили посмотреть все фильмы на русском языке, не выбирая, чтобы понять, какие картины показывают на фестивале. Поэтому идем в кино, понимая, что оно может не понравиться. События первого фильма происходят в Советском Союзе 1938 года, которые у нас ассоциируются с репрессиями. Смотрите видео https://youtu.be/MMQWiz5uTNE

Рядом с Музеем кино есть кафе, но мы туда не заглядываем, а сразу направляемся в зрительный зал. На билете было написано, что на сеанс начинают пускать за 30 минут до начала и в 20.00 двери закрываются. Поэтому мы заходим за 15 минут до начала. Зал заполнен примерно на треть. Люди сидят довольно плотно на задних рядах и в центре, а передние - не заняты. Они так и остались пустыми.

Слышится речь на двух языках: русском и немецком. Значит, немцы тоже пришли на российский фильм “Капитан Волконогов бежит”. Перед фильмом вместо киножурнала идет нарезка из сюжетов кинофестиваля прошлого года, не из фильмов, а именно из встреч актеров, режиссеров и людей киноискусства.

Меня поражает, что это совсем не похоже на привычные мне кинотусовки, о которых я читаю в журналах, лежащих в спинках кресел “Аэрофлота”. Чем не похоже? Все женщины без косметики. Никаких платьев в пол, накладных ресниц и ретуши на фото. Всё естественно и просто. Мне это бросается в глаза: у нас кинодивы - это всегда макияж, под которым скрывается лицо.

Журнал заканчивается и парень, вышедший к экрану, говорит на английском языке, что режиссеры фильма, которые должны были перед нами выступать, не появятся, но мы увидим в записи 10-минутное интервью с ними. Зал радостно зашумел.

На экране куратор мюнхенских фестивалей Бернхард Карл задает вопросы. Режиссеры фильма Наташа Меркулова и Алексей Чупов отвечают по-русски, а переводчица за кадром синхронно всё переводит на немецкий, по-русски мы слышим лишь обрывки фраз. Этих режиссеров я помню по фильму «Человек, который удивил всех», у меня до сих пор мурашки по коже, когда я вспоминаю этот фильм, так он меня впечатлил. Слава Богу, тот фильм заканчивается хорошо.

Неузнаваемая Наташа Меркулова! По прежним фото её трудно идентифицировать. Она тоже без косметики, как все немки, со стрижкой. Кинокритик вспоминает, что фильм был уже представлен в прошлом году на Венецианском кинофестивале, но у него всё равно есть вопросы. Например, его интересует, насколько всё показанное является правдой? Режиссёры говорят, что это не исторический фильм, а СКАЗКА, потому что ещё один исторический фильм на эту тему никто смотреть не будет.

По поводу актеров, они отмечают, что главную роль играет Юра Борисов, который был утвержден сразу, а все остальные тщательно подбирались, даже на эпизодические роли, потому актерский состав фильма великолепен. С этим я соглашусь впоследствии на 100%.

Однако сказка получилась не такая, как обычно бывают сказки: чем дальше, тем страшнее. Здесь страшно с первой минуты, точнее сказать, мучительно - у меня заболело слева в груди, заныла левая рука, закололо под лопаткой и первые 46 минут я держалась за сердце, пока не произошло сказочного момента, когда мертвый встал из могилы, как живой. Только тогда меня отпустило и я смогла смотреть дальше фильм, чуть абстрагируясь от того, что происходит на экране. Но всё равно, каждую минуту я ждала, чтобы всё поскорее закончилось.

От сказки в этой картине - хождение героя, он встречается с людьми, у которых просит прощения, чтобы попасть в Рай, так как дорога в Ад ему гарантирована. Ничего личного - работа у него такая - Родину защищать. Пересказывать сюжет я не буду, вероятно, кто-то захочет посмотреть “Капитан Волконогов бежал”, но могу сказать, что этот фильм не для слабонервных, он для тех, кому по вкусу натурализм - кровь, кишки, размазанные по асфальту мозги... Немцы такое очень любят.

Фильм закончился. Во время сеанса из зала никто не ушел. Наоборот, все сидели, как приклеенные. Наверняка в шоке. Немцы, сидевшие позади нас, признали, что фильм неплохой. Смотрите видео https://youtu.be/xGpSraP_D44

После фильма уже прошло полтора часа, а меня до сих пор не отпускает. Самое неприятное, что я не смогу его "развидеть". Да, я забуду со временем сюжет, не вспомню анекдот про верблюда, когда девушку расстреляли за то, что она смеялась, рассказывая историю: “Приходит верблюд в НКВД и говорит: посадите меня, я на вас плевал”. Но эту двухчасовую душевную пытку я забыть не смогу, о ней мне теперь будет напоминать песня “Полюшко-поле”. Даже, услышав музыку из этой песни, я буду мысленно возвращаться к этому фильму.

По тяжести картину можно сравнить с фильмом “Груз 200”, он тоже в духе фильмов 90-х - в этом Ленинграде не бывает солнца, зато бывает по 40 расстрелов в день. В конце фильма появилось светлое небо и, я думала, что может быть создатели картины решили нас пощадить, но не тут то было, круг замкнулся: как началась картина с самоубийства, так и закончилась.

Признаюсь, я не хотела рассказывать об этом просмотре, сегодняшний пост не в моем духе - негатива и в жизни хватает, мне непонятно, зачем его ещё экранизировать и придумывать сказки про боль? А потом ещё пересказывать, как тебе было больно. Но, может быть я кого-то сумею предостеречь от такого кино-истязания.

Остались вопросы: в первую очередь, меня волнуют, почему министерство культуры выделяет деньги на такие проекты? Я спросила мужа: кому этот фильм можно порекомендовать? Он ответил, что эта картина ничему не учит - мы всё это знаем. Зачем этих голых баб там постоянно показывали? Зачем этот мат в фильме? Ну, может, кому-то станет легче после фильма, от осознания того, что мы это всё пережили и остались живы! Ну, за жизнь!

Впереди ещё четыре фильма, буду рассказывать. Первый превзошёл наши худшие ожидания. Я второй день сама не своя - у меня болит сердце и всё тело покрыто гусиной кожей, когда пишу этот репортаж.

П.С.: Квинтэссенцию фильма выразил вчера читатель моего канала: “Когда люди знают, что пришла смерть, они молятся, каются в грехах, чтобы быть готовыми с чистой душой прийти к Богу. Но ведь мы каждый день понемногу умираем и всякую минуту можем совсем умереть. И потому надо бы нам не дожидаться смертного часа, а всякую минуту быть готовыми. А БЫТЬ ГОТОВЫМИ К СМЕРТИ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ ХОРОШО. Для этого и стоИт всегда смерть над людьми, чтобы они всегда были готовы умереть, а готовясь умереть, жили бы хорошо”. Яков Абров.

Я нашла “Полюшко-поле” в исполнении группы “Пикник”. В устах Эдмунда Шклярского песня звучит иначе и это радует, уводит от фильма. https://youtu.be/LknV0Qqbw8Y

Продолжение. Часть 3.: "Не самая большая ошибка в жизни" http://stihi.ru/2022/06/30/7846

Статью с фотографиями и видео смотрите по ссылке: http://stihi.ru/rec.html?2022/06/30/7614