Обзор стихов участвующих в конкурсе Белый стих

Омарт Криевс
Добрый день!
-
Данный обзор стихов к рецензии №4 на конкурсе:
http://stihi.ru/2022/07/01/1346
-
т.к. рецензия на Стихире до 10 000 знаков, а замечания,это как настроение у системы/сайта Стихиры, то отдельно на своей страничке дополнением к рецензии.
--

2. Александр Сильва «Он абсолютно белый!» (Н)
http://stihi.ru/2022/06/15/4308
--
Ритм в тексте есть, брёвен – нет, две мелкие соринки НЕ заметил.
Но – поэзии в поэтическом тексте не нашёл. Так сказать и не пояснить почему ,
то автору очень обидно. Сразу накручивает чувства мысль: Вот, козёл, а сам-то, 
фигню какую-то пишешь. Поэтому, укажу в меру своих способностей:
почему и как, возникает некая моя оценка.
-
Тот,  кто пишет обзор, выступает в роли критика, без разницы кто,
т.к. кто ведёт семинар, иль читает лекцию всегда просветитель/учитель,
 а в аудитории  находятся слушатели/ученики.
Текст написан технически как белый стих, но определяет, 
чем станет текст художественность.
В предложенном тексте нет метафор, аллегорий и т.д.,
нет богатств русского языка, чем русский язык отличен от других языков,
а тем более у каждого языка  свои поэтические красоты.
--
Технического уровня  (ритма)стихотворения, вполне достаточно для детского
стиха, но тема  представленного на конкурс произведения НЕ детская.
Может в стихотворении ярко пышет юмор, сатира или сарказм?– Нет.
Может в стихотворении  размышления глобального уровня
иль специфические проблемы-частности? – Нет в стихотворении философии.
Может стих о вечном споре добра и зла, о мировых ценностях
 и Боге?– Нет в стихе религиозной направленности.
Лирики о любви, пейзажной зарисовки, гражданской позиции,
любования городом иль деревней в стихотворении тоже нет.
А что в стихотворении есть? – Обычная бытовая речь.
Рассуждения автора о том, что ему нужно сделать. Будь и бытовуха,
да всеми богатствами русского языка, то задумаешься.
А такой текст, прочитал и забыл, т.к. подобные стили изложения,
правда, без ритма, это бытовая, а не поэтическая речь.
Вот для примера сразу набежало:
.
«Сегодня день воскресный;
Сияет мир чудесный.
Пойду на солнечный базар,
Куплю огромный самовар».
.
А напиши я последней строкой:
«Куплю волшебный самовар»,
уже некая интрига для будущего текста, как детского иль юморного стиха,
но самостоятельно четыре строчки по-любому мура, где нет поэзии.
-
3. Ольга Галстьян «Гамбит» http://stihi.ru/2021/07/29/2354
-
 3 и 4 строка дублируют 1 и 2 строчку.
-
«Этот бешеный ритм жизни»(с). Что означает «этот».
С чем или что сравнить, т.е. «этот» пуст смыслом.
Аналогичный  пример, это написать: «там».
«Там» – пустое обобщение, если ранее в тексте
нет пространственно-временной характеристики.
-
«Лиши»?— Возможно, описка «лишь»
 или «лиши», это некий сленг от «лишние».
-
«Мы закрыли свои уши,
Видим то, что нам нужно»(с)
-
Уши затыкают, а глаза закрывают.
Тем более, когда в следующей строке пишем о глазах.
-
 «Не хотим видеть больше»(с),
Одна из строк ненужный дубль.
 «Видим то, что нам нужно»(с).
-
Последняя строчка любого стиха, это хлопок
иль тихое прикрытие двери поэтического текста.
Можно, эту дверь и настежь оставить распахнутой,
но в последней строке должна быть «изюминка»,
а «от жизни»(с), это скрип ржавых петель.
--
4. Аомори «Памяти Карузо» http://stihi.ru/2020/01/26/1561
-
Компактный текст, с претензией нарратива. 
Штрих образа. Скорей, некий этюд, для миниатюры,
чем полноценный нарратив.
-
Я стих вместил/впихнул, без утраты смысла, в два прозаических предложения.
Юноша пел на итальянском языке в трамвае. Пассажиры бросали мелочь певцу в шапку,
а я не мог себе позволить такую роскошь – дарить деньги, потому что беден.
-
Попытка сравнить пение мальчика с умением или тембром голоса Паваротти
и Баскова, иль чем иным – не раскрыта, т.к."красиво", пусто реальным качеством. 
Да и сам русский язык беден как для описательного стиха, так и для художественной
(не жёлто-бульварной) прозы.
-
5. Вероника Трунова «Чёрный человек» http://stihi.ru/2018/04/17/8929
-
Я не эксперт, а дилетант в стихосложении, но НЕ в правилах стихосложения
суть благости поэзии,а в художественности. Для меня, Ваш стих,  в авторской разбивке –  верлибр, как и мой стих «Мать» в авторской разбивке – верлибр,
а второй вариант: «Мать»,  в стандартной/в классический столбик – белый стих.
-
К верлибру абсолютно все неровно дышат:
иль предвзято ( прозаическая заготовка рифмованного стиха), иль с любовью.
 Я люблю верлибр, каждой поэтической фиброй души.
-
Поэтому и высоки, намного принципиальнее мои требования к стиху
( именно к стихоТворению),  стиху свободному от всех поэтических законов стихосложения.
На БЛК, да и среди судей Балтики, ЧМ и т.д. авторитет альфа верлибриста ( титул от самого Дмитрия) Д. Близнюка высок,  ведь море публикаций во многих странах мира, да тексты в большинстве размазанные, сверх длинные, пытающиеся объять необъятное в конечном объёме стиха, верней, текста.
-
Собранные в столбик слова ( у Д.Близнюка), иногда с ритмом и интересной игрой слов, но всегда царит эклектика смысла.  Хороша иль нет эклектика, то праздный вопрос, т.к. эклектика во все времена и везде (кроме «авторитетных» сверх умников) хаос смысла, т.е. механическая сумма смыслов/образов/чувств/эмоций/впечатлений , а не открытая/органически единая система целого.
-
Поэтому, простите Вероника, но чуток, поверьте, действительно только чуток, пройдусь катком мнения по Вашему верлибру иль «белому стиху».
-
Путаюсь, не знаю порой, а куда воткнуть иль убрать тот иль иной препинак, но у Вас в стихе настоящий «Юрский период препинаков»,  а я не спец куда их засунуть,
поэтому «вне критики».)))
-
«Грудина человека — продолговатая уплощённая кость,
формирующая центральную часть передней стенки грудной клетки.»(с)
Без умностей, грудина, это продолговатая плоская кость посреди груди. Конечно в словорях можно найти,мол ,и синоним груди, но академический словарь и живая, именно живая литературная речь русского языка частенько имеют отличия. Поэтому и говорим о живой и о академически правильной, но поэтически мёртвой строке.
Крестимся; вначале  лоб, живот около пупа и от правого к левому плечу, а не среднюю кость, то место на груди, где обычно крестик на цепочке. Да и слово «грудина» вслух вызывает ассоциации с близким по звучанию словом «грудинка», можно написать «грудь», хотя, тоже будет не так явно, как «грудина», а чуток бродить смыслом с «грудью» (женская грудь), что в контексте стиха иное.
А в стихе каждое слово не подпорка, а скала/крепость основ смысла стиха, то ответственность и талант автора.
-
«Ты не имаешь сраму, тем паче – стыда»(с)
Инородная стилем строка в стихотворении,
т.к. больше «старых народных слов иль из глубинки глухих краёв» – нет.

«но пальто воротник»(с)
Если написать «воротник пальто», это про воротник, который у пальто,
а в стихотворении записан смысл : пальто (это) воротник; бессмыслица рождённая инверсией.
Инверсии зло и кривая строка ставшая благом, т.е. красотой поэтической строчки (филигранное острие фраз играющее смыслами, в меру таланта автора), но – в нерифмованных стихах зачастую во вред. А в этом стихе инверсий хватает, но другие не столь яро лезут изменять смысл фраз.
-
«только nick - и ни лиц, ни имён, ни...»(с)
Одно единственное слово вне русского языка на весь стих, не ключевое, а ради красоты звучания слов, а вреда много, т.к. рвёт чужое словцо, как и «старые народные слова», стиль стиха и рвёт «живую строку  закостеневшим англицизмом». А будь «засечка иль зарубка» и краше и самобытней и главное, в тему, родное стиху и близкое к русской душе-памяти, правда, игра звуков пропадает.
-
Концовку трогать не буду, но – «по-бабьи падаешь на колени!»(с), да с восклицанием и далее «А зачем?» и что вопрошаем? Как стал «бабой»? Конечно, нет, т.к. читал другие стихи автора. НО – будь это мой первый прочитанный стих автора, то не понял, это точно.
 -
Иль обязательно человек в моменты сильных переживаний:  духовного переполнения иль опустошения, то «баба» ( в бытовом сленге: женщина иль размазня и можно много аморального и т.д.) и нужно падать (штампом) на колени. Откуда-то приблудивший в стих образ-призрак некой «бабы», «баба», которая увела стих от чувственных переживаний на уровень  бытового сленга. Не будь первой части, то сказал бы: поэзия из стиха вытекла и растеклась лужей бытовухи.
-
 6. Екатерина Чаусова «Белое подслеповатое» (Н) http://stihi.ru/2022/06/19/4935
-
Лёгкий белый стих, как пар поднимающийся к редким, белеющим
на голубом небосводе, кудряшкам облаков.
-
«Что не так – на разберу!» – опечатка.)
-
Стих набитый по «самые уХи» крылатыми фразами, ставшие уже мэмами,
теряет весёлость, т.к. вся его искромётность из этих мэмов, а авторское светлое и озорное затерялось. А в первых строчках стих бодро заявил о себе, имел свой авторский голос, но радостно взлетев, подставив упругие стихобока ветерку, вдруг затерявшись в мэмах, обвис, как плохо завязанный шарик.
-
7. Евгений Аксельрод «Ты и море» http://stihi.ru/2022/06/21/4562
-
«Видел добрым его и сердитым»(с),
-
Море не бывает добрым или сердитым, т.к. противопоставление изначально не верное, т.е. как длинное и сладкое. Добрым, выступает в паре со злым, а сердитый с ласковым. Хотя не исключаю, что в различных интернет академических/образовательных словарях «добрый» и «сердитый» могут быть антонимы.
-
 Часто к морю применяют эпитет «ласковое», но это не верно, т.к. ласкает не море, а морская волна или морской ветер, т.е. частности, некие атрибуты, а не сама стихия.
-
Море, это стихия, а соответственно ему присущи только стихиям доступные качества, т.к. стихии рождают силы , которые человек одушевляет/одухотворяет.
-
Силы рождённые морем бывают: бурными и спокойными, тёплыми и холодными, разного оттенка цвета, а Море влекущим/зовущим/манящим, бескрайним и т.д. те  же эпитеты, что и к Океану, частично к Земле, Космосу, а древние отождествляли Море с Богом и т.д. Поэтому когда говорим о самих стихиях и даже, если возвеличиваем проявления стихий в силах природы, то всегда соотносим с пантеизмом, т.е. отождествляем Бога и Природу (силы природы).
-
Почему прицепился к этой строке? Так мне стих по содержанию очень близок, т.к. мой дом  в 10-15 минут езды на авто до морского пляжа, верней, Рижского залива.
 А море без любимой женщины, как пиво без воблы. (Извиняюсь, за расхлябанную шутку)
-
8. Николай Кладов «Чувство времени. Белый стих» (Н) http://stihi.ru/2022/06/16/5918
-
«Брёвен в глазу смысла» в стихотворении не нашёл.
«что должен ласты склеить этот мир
неправильный как белый стих без рифмы.»(с)
Что мир нынешний должен склеить ласты иль стать иным – согласен,
а вот то, что белый стих плох и его нужно гнобить иль даже ему «склеить ласты»
в угоду рифмованному стиху НЕ согласен, как и ЗА верлибр, как стих
с огроменным/огромнейшим  поэтическим потенциалом,
правда, ещё нереализованным.
-
9. Татьяна Шадуя «Одинокий цветок земляники» http://stihi.ru/2017/06/29/4027
-
«Одинокий цветок земляники на обочине вечной дороги,
Той лесной, неприметной, что к новому храму ведёт.»(с)
-
«вечной дороги», это путь к Богу, но в контексте начала стиха Бог исчезает,
а Его место занимает новый храм, а значит, обычная,
ещё неприметная, лесная дорога, значит
высокопарный  эпитет к дороге «вечная», увы, иль лишний, иль ещё рано.
Цветок земляники, как маркер, великолепен: тишь и некая провинциальность.
-
А дальше автор раскрывает сказанное в первых строках стиха, что это остров и завершает строчкой: «Там в седой тишине растворяюсь» замыкает в целостность образ. Здорово.
-
Во второй части возврат к первой части стиха и если с цветком земляники стих оживает,
чувственно пышет на неком новом витке эмоционального впечатления, но
строчки в первой части вполне достаточно:
«где остров закончился и в бесконечное плаванье можно…»(с),
т.к. возврат к ней, вновь пересказом во второй части стиха, мешает:
«В даль, в свободное плаванье, за горизонт или выше..»(с),
Ведь  держит душу край родной – цветок земляники и вера, вера укрепляется – строится новый храм. И дорога к новому храму, когда-то станет «вечной», а пока неприметная, лесная…
Ярчайшее впечатление.
-
10. Ольга Светова «Слово» (Н)  http://stihi.ru/2022/06/30/6595
-
«чтоб умчаться в чисто поле,
в сёла, в реки и моря»(с),
-
Ассоциативный ряд в мышлении:
поле, село, река, море – что не соответствует образному ряду.
Аналог: арбуз, картофель, подберёзовик, улица – что чуждо.
В первом примере – село, во втором – улица.
Конечно в строчку, нужно слово с ударением на первый слог и число слогов,
но – автору решать, какой должен быть образный ряд.
-
Стих глубокий смыслами!
-
11. Елена Чалиева «Любовь» http://stihi.ru/2018/08/28/7595
.
 Стих от хозяйки конкурса, даёшь лозунг:
«Поддержим отечественного производителя!» (шутка).
-
«Если к нам она приходит»(с)
Автор, явно ссылается на имя/название стиха, но – строка обязана
сама раскрывать: о чём в ней смысл и «она», просто обязана обозначить
себя, коль стих НЕ ЗАГАДКА.
-
«И красивые одежды»(с)
Слово «красивый/красивая/красивые», это слово-паразит,
способное задушить дыхание жизни в строке прозы иль стиха.
Если хочется обобщить, то уместней
модные/рабочие/праздничные/яркие и т.д. одежды.
-
«То приносит смех и песни»(с)
И через строку:
«И весёлый круг друзей»(с).
Если любовь принесла смех, то весёлый,
это ещё раз пережевать имеющееся.
-
«Вслед за нею лекарь-время»(с)
«Что без этого нельзя»(с).
«за нею» можно догадаться, что про любовь
(очень топорная подсказка – название стиха).
Местоимения минус, а не плюс стиха,
т.е. больше существительных и глаголов и меньше местоимений
и деепричастий, то аксиома.
-
А вот «без этого нельзя»(с). Без чего нельзя?
Я взрослый дядька и у меня богатое ассоциативное мышление,
иногда, испорченное современными западными
штампами моральности/аморальности.
---
Название стиху бы «Загадка для взрослых»,
А внизу, под стихом, в скобках ответ = любовь, и «без этого нельзя»,
А чего этого, догадайся сам, как велит воспитание.
-
За «без этого нельзя» мой стиху голос ЗА.
-
Прошу авторов меня за быстренький разбор стихов, за ИМХО,
строго НЕ РУГАТЬ, а ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ.
-
С теплом улыбки и уважением, Александр.

-