Видение

Вар Одис
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих-правда. А кто не разумеет, пусть не разумеет. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании; и нет никого, кто поддерживал меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Ибо видение относится ещё к определенному времени и говорит о конце и не обманет, и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
(Прит.8,6; 1Кор.14,38; Дан.10,21; 2Фес.2,9-10; Авв.2,3)


Глава 1

На стражу стал,
Как на высокой башне
И наблюдал,- что скажет
Размышления во мне
О страшном дне,
Когда придут ненастья,
Когда мольбы взойдут
О праведном суде.
И сказано, вдруг, было мне:

"Я Тот, кто создал всё творение,
Для жизни и для достижения
До совокупности всех совершенств!

Нет в мире пагубного яда
И на земле нет царства ада
Бессмертна праведность,
Неправда ж причиняет смерть:
Тем, кто привлёк её делами и словами,
Все, кто сочли себя её друзьями,-
Исчахнут, от союза с ней,
Неся свой жребий, достойный ей!

Я человека создал не для тления,
А образом Своим создал
До Своего явления;
Но завистью могущества правления,
Вошла в мир смерть,
И всем её терпеть
Кто предпочел её удел нести
И её песни петь!

На время смертным отдал Я землёй владение,
Чтоб избранным Моим достигнуть совершения
В противоборстве с самозванцами
И с их царём сражении,
С надеждой на Меня,
И веря откровениям Моим
До Моего пришествия явления!
Оно собой разрушит в раз
Всё то сознание и миропредставление,
Которое, по своей дерзости,
Выказывав пренебрежение,
Считало себя выше всех,-
Венцом творения!
И ценности, мечты,
Стремления всех тех,
Покроет стыд и ненависть,-
К самим себе презрение:
Как в серном озере горение
За то, что делали против народа здравого
И, отвергая правду их,
Гнушались своего спасения!

Пусть вас не обольстит никто никак:
День тот придёт лишь после отступления,
Когда откроется и сын погибели,
Как бог,- поступит так,
Как сказано о нём ещё в веках:
Положенное Мной предупреждение.
Кто, зная, говорит о том
Для вразумления,- Блажен!
Да будет так!

Пусть чувства навык прояснит
Чтоб разделять добро и зло,
И можно было б выбирать лишь то,
Что одобренья Моего достойно,
А с ним и власть и силу получить.
Ведь без него
Всё, что не сделаете- тщетно несомненно,
И самовозвышение надменностью
Исполнить суждено к крушенью непременно.

Итак, пиши рассказчика рука
То, что скажу тебе открыто,
Начни повествовать,
Чтоб не было забыто
Предание о том, что надлежит исполнить,
Какие претерпеть стеснения,
И то, что нужно помнить,
Чтобы спасти других,-
Не слышавших о том;
Чтоб наглеца с пятном на плеши
Иль на лысине,-не приводили в дом,
Какою б платой он бы не прельщал!
Зайдя, он замысел исполнит злой,
Как сам себе и обещал,
В своих раздумьях с самим собой.

И грезится ему, как он
К великому могуществу пришёл.
И потому...

Глава 2

Писал он царству своему,
Чтоб были все одним народом,
Чтоб каждый бросил свой закон
И принял тот, что ставит он,
Как стены града будущего рода!

Наполнив дерзостью себя
И всё пренебрегая,
Он уже делал шаг вперёд,
И не подозревая исполняя,
О нём всё сказанное наперёд.

Лишь выше всех себя считая,
Он в мыслях возомнил
Высоким свой полёт,
Не зная то, что его ждёт паденье,
А так же тех, кого ведёт,
Кто перед тем наполнен был сомнением
О том, что он придёт,
Поставит свой закон в святых местах,-
У людях в головах,
Устроит мерзость запустение!

Восстание его, как осуждение
Отвергшим истину любви
Для своего спасения!

Она, в определенный Творцом срок,
Служила светом наставленья всем,-
Как нам возвещена
И тем, терпя невежество,
Без зависти и без превозношения,
Без гордости, бесчинств,
Без всякого стеснения,
Не своего ища,
Не мысля зла,
Не радуясь неправде,
Но истине сорадуясь всегда!
Всё ей переносилось,
Покрывалось без сомнения
И верою, надежда сеялась,-
Ученьем здравому спасенье!

Летело множество камней
В неё, как бы шутя,
И ныне ни один из них - уже не страшен,-
Защитной башней стала западня
Высокая среди высоких башен.

Она смеется им, за всё благодаря,
Что в жизни всё давалось с боем,
Что постигая смысл бытия,
Был выведен особенный народ,-
Очищенный от всякой лжи самим собою!
За право жить,-
Своею жизнью заплатя!

Глава 3

Прознав о том, он был взбешен
И, дело злобы умножая,
Наместникам своим повелевая,-
Всех, кто откажется ему служить,
Нести его закон,
Позорной смерти предавать,
Но прежде их переписать,
Ведь как вести войну,
Количество врага не зная?

Глава 4

Писцы с поспешностью
И ревностным старанием,
Желая угодить ему, исполнив приказание
Взялись, в назначенный им срок,
Исполнить это дело,
Но не могли,
А лишь угрозы обрели его
В том, что подкуплены
И наказание коварно избегали.
Но всё же доказали
Своё бессилие: всех в перепись внести,
Как сильно б это не желали...

Глава 5

Но в своей ненависти
Был он неизменен
И ею слеп к тому,
Что гол и беден
Своим рассудком осознать
Против кого восстал
И как бы сил своих не напрягал,-
Та власть, которой обладал,
Была допущена ему на время.

И ни на год,
И ни на день,
И ни на час -
Не сохранить правление своё
И не продлить,
Как ревностно бы не мечтал,
Не в силах изменить,
Те месяцы,
Что получил в удел на власть свою
И быть, кем быть...
И совершить того, что совершить...

Глава 6

Писал он царству своему,
Коварно следуя тому,
Что замышлял в своих мечтах:
Всех обратить в залу и прах,
Кто восставал на его власть;
И речь в его устах, как мёд,-
Глупцам казалась сласть:

Словами мира он приветствовал,
Благополучия и здравия желал,
Поход, предпринятый собой,
Намереньем благоустроить всех,
Их слух ласкал.
В глазах оправдывался тем,
Что он достиг успешного конца
И во всём мире объявлял он мир
От своего лица.
Мол, он любовью к людям,
Снисхождением к безумным
Пришёл и победил;
И мягко перейдя на тех,
Кто был им нелюбим,-
Повествовал:

-"Моё пришествие у них
С коварством принято,-
Лишь на словах,
И подтверждение тому,-
Отличие в делах:
Напыщенная гордость их
Нам возбранила в храмы вход,
Как буд-то нами шёл
С насилием поход!

Враждебность, явно против нас питая,
Они одни, в отличие от всех,
Упорно чинят нам помех
И, справедливо ничего не исполняя,
Своим властям и добродетелям вредя,
Несут великий вред!

Но мы, к безумству их безмерно снисходя,
Тогда, как возвращалися с победой
Всё ж, поступали человечески любимо,
Как надлежало нам вести себя
Перед любым народом -
Мудро и учтиво:
На равном праве предлагали им,
Как всем - гражданства,
И стать участниками жречества,
Исконного убранства.

Они же, приняв это в оскорбленье,
По злому нраву своему,
И, вместо одобренья
Такого блага с нашей стороны,
Всегда склоняясь к худшему,
Ни только не приняв цены
На право их законного гражданства,
Но также гласно и не гласно,
Всё своё злорадство
В гнушеньи выражали тем из них немногим,
Кто искренне был расположен к нам,
С такой надеждою,
Что мы придём и установим
Новое к ним отношение,
Старое сменив,
И беспорядок жизни их,
Своим порядком заменив!

По этому достаточно нас опытами убеждают
Их замыслы при всяком случае,
Которые они,
В противность нам питают,
Предвиденье: что, если будет, вдруг,
Какое возмущение,
На нашу власть и наше положение,
Иметь мы будем за собою
В их лице,-
Врагов жестоких и предателей
Наверняка в конце!

В связи с последним,
Всем повелеваем:
Как только придёт посланный от нас
И это обращенье зачитает,-
Тот час же, упомянутых людей,
С их женами, детьми, насильем
Всех заключить в оковы без затей
И всякого такого рода самоуправления!
И выслать к нам от всюду
Без допуска какого-либо промедления,
На казнь позорную, достойную таких
И всех подобных нечестивцев!

Так как дела наши придут
В благоустройство и порядок,
Если они, все в один раз,
Будут наказаны у нас
Без жалости и без накладок
С вашей стороны!
А также, если вы
От старика и до ребёнка,
(Грудные дети также не исключены,)
Не скроете в домах своих
Или поселках.

А, в случае такой вины -
Угроза истребление;
Но, если нет,
То из моей казны
Вознаграждение!
Да и к нему ещё виновного имение!

И укрывавшийся,
Где будет пойман,
То место будет сожжено,
Чтоб никому и никогда
Впредь не пришло на ум
Последовать ему в поступках!

Глава 7

Везде, куда бы это повеленье не пришло,
Глупцы встречали радостью и кликам,
И заводили пир,
И начинали торжество,
Как буд-то издавна,
В душе вражда,
Вдруг обнаруживалась явно,
Дерзновенно вырываясь криком!
И некоторые, посему,
Боясь расплаты от царя,
И, благочестие отцов своих пренебрегая,
Поспешно предались ему,
Как буд-то к беззаконию придя,
Возможно обрести покой,
Великой славы достигая!

И собралось их большинство,
Как зверь из моря порожденный,
Одним законом беззаконным утвержденный,
И совершили зло:
Неправедным судом,
Без рассмотренья дела,
Как повеление царя велело,-
Вершили казнь свою над тем,
Кто слово здравого закон имел
И отказаться от него не захотел;

Идя на поводу у наглеца,
Который возомнил себя мудрее мудреца,
Что создал всё творение.
Они, все, как один, без промедления
Все найденные книги здравого учения
Сжигали, отдавая на съедение огню,
И, чтобы угодить им своему царю,
Всех, кто держался и хранил
Из книг преобретённое мышление,
Жестоко истязая, предавали смерти и всего лишения!

Глава 8

Такое действие он вёл,
Совсем забыв,
До этого какое наказание
Случилось понести ему;
И те страдания
Не привели к раскаянью,
А только погрозив,
На время принял он скитанье,
Своё жилище, временно,
Вне стана разместив;
Стремление своё не изменив,-
Войти в святилище
Не в то, что на земле,
А в то, что в разуме,
И только там желая обитанья!
Глупца не вразумлял совет,
Что этого не стоит делать
И принесёт ему немало бед;
Любой, пойдя на это,
Доставит себе вред!

А он, сочтя за бред:
Что только одному,
Притом однажды,
В юбилейный год,
Открыт в святилище проход,
И слушать не хотел.
Даже тогда, когда прочли ему закон,
Намеренье не пошатнулось в нём,
Сказав:
-"Пусть это слабых всех узел,
Но а никак не мой;
Пусть будут лишены
Великой чести остальные,
Но замысел,
Во что бы то ни стало,
Исполню свой!
И то ещё скажу,
Когда в него вхожу,
Не возброняет мне никто;
Притом, когда я сделал уже то,
Считаю что должно,
Хоть даже думает и кто,
Что это неуместно,-
Хотят они иль не хотят того,
Продолжить мне входить..."

И даже те, кто были с ним тогда,
Пытались удержать его надменный ум,
Боясь падения стыда;
Но не оставил он своих презренных дум,
И как всегда,
Считая ни во что мольбу,
Предвидевших беду
За осквернение святого
Всему живому! Пошёл...
Казалось, что не только здравый люд стенал,
Но всё творение,
Предчувствуя финал,-
Издало вопль,
Невыразимый гул;
Уже как буд-то умирая,
Поступок этот принимая
За осквернение священнейшего места,-
Святого у святых;
Плач этот возрастал,
Не тих!

И Сила, видевшая в них
Великую мольбу смиренья,
Вдруг, сотрясая наглеца туда-сюда,
Его сознанье, полное насилья и презренья,-
Швырнуло так,-
Как ветром ветку тростника,
Что он, упав,
Остался без движенья,
Лишившись даже власти языка!
Отведал в сласть достойного суда
За свою дерзость и превозношенье!

Друзья, увидевши его
Внезапно тяжко пораженным,
И, опасаясь, что останется
Он, в лучшем случае,
Ума лишенным,
Если вообще он будет жить,-
Поспешно его стали выносить
Чрезвычайно сами быв
Объяты страхом.
А он, современим, придя в себя,
И, позабыв случившееся одним махом,
Одуматься и не решал,
А тайно дело злобы умножал
И случай поджидал вернуться,
Сказав:
-"Чтоб власть заполучить
И ею обладать,
Вначале её нужно потерять,
Ведь, согласитесь, глупо, не к чему желать
То, что имеется сполна,
И то, что уже есть
Зачем искать?..

Глава 9

Кому случится прочитать
Моё повествование,
Прошу понять,
Что сказано оно для назидания.
Пусть не страшат напасти те,
Что описал для вразумления.
В тот тяжкий час,
Когда настанет отступление,
Всё сказанное будет актуально
И возвещаться как предупрежденье
И спасенье!

То самое, что в нём глупцам
Немного царства дано время,
Но скоро обратится оно в бремя
Для них, зачислив к мертвецам,-
Есть действие Творца,
Великое знаменье!
В святилище народа Своего
Стоит престол Его
Взойти не сможет на него
Никто, а только тот,
Кто признан Им достойным взойти,
Кто в испытании пути-
Был найдем Ему верным,
Пройдя крещение в бою с врагом,-
Противником добра презренным,-
Без страха перед множеством его,
Жизнь не щадя свою до смерти!

Пусть, впрочем, будет сказано
Это на память нам.
После немногих этих фраз,
Вернёмся всё ж к повествованию словам.
Итак, продолжу свой рассказ.
Пиши мудрец, как опишу тебе сей час...

Глава 10

В то время жил старик один
В познаньи жизни властелин,
Чья мудрость схожа с сединой,-
В ней возраст старости такой,
Как непорочное житьё,
Казалось, что он знает всё.
Как диск луны,
Достигший света полноты,
Сиял он в ночи дни учением,
Указывая времена
И века наступившего знамения.
Он был глава строёв
На тверди разумения
Добра и зла!

Его пытались принуждать
Святым законам отступать,
Которые он получил
И обладать умел достойно.
Он знал, что от которых,
Возратясь назад,
Подобно как проваливаясь в ад,-
Сподобишься свинье,
Которая б была довольна
Вернуться в ту же грязь, пред этим смытую с неё.

Он славной смерти отдал предпочтение
Вместо того, чтоб опозорить жизнь:
Решившись добровольно на мучение,
Плевал,
Как надлежало делать всем
Кто вздумал устоять
Против того,
Что из любви и вере истине
Недозволительно вкушать!

Тогда, приставленные к беззаконному ношению,
Те, тот кто издавна знаком был с ним,
Уговорить наедине,
Чтоб сделал приношение,
Пытались человеколюбием,
Как бы присущем им к нему прикрывшись.
Чтоб он
О том, что просят говорил
Для вида, как бы притворившись.
Но в доброй мысли утвержденный,
Достигший возраста почтенного
И славной седины,
Не видя никакой вины
Для осужденья невиновных,
Кто отказался беззаконье наглеца нести.
Он отвечал:
-"Мне недостойно лицемерить
Тем юным показав пример,
Чтоб они, видя это стали верить
В короткий и ничтожный мир
Со множеством измен!
Я радостно готов расстаться с жизнью
И смерть достойную моей седой главы принять
За то, что буду воскрешен
В сознанье юных светлой мыслью,
А не меркнуть тенью
Примером: смерть избрав
За досточтимые и славные законы,
Но а не жизнь и оправданье беззаконных!"
И это высказав, пошёл на казнь.

Тогда и те,
Кто незадолго перед сим,
Оказывал ему приязнь,
Доброжелательство своё
Сменили на презрение
Из-за тех слов,
Ведь ими были приняты они
Безумия смятеньем.
И, под ударами,
Готовясь умереть,
Он, восстенав, сказал:
-"Той Силе,
Что имеет совершенное ведение,
Известен я,
Что смерти избегать не стал,-
Со страхом перед Ней,
Я до конца готов терпеть
Жестокие мучения!"

Итак скончался он
И в своей смерти показал
Пример для тех,
Кто образ доблести
И добродетели искал,
Исследуя веков предания.
В которых сказано,
Что есть великое сознание,
Чей силой создано и держится творение;
Для вывода народа Своего
Из всех народов,
Готовых соблюдать закон любви,
И Его учения!
Оно на время допускает отступление,
И, приводя в движенье ад,
В огне которого
Лишь может стлееть осуждение,-
Чтоб получили оправдание своё,
И быв испытан, веру доказав,
Народ Его,
Как лучшее творение!

По истине, увидев то,
Возрадуясь, умилосердится над Ним,
И хоть мучитель будет и лишать
Их настоящей Жизни,
Творец восставит их пред ним живых
С наградой вечной и бессмертной жизни!
Отдав самих себя неустрашимо,
Они решительно, как требуется им,
Стоять в защиту мира истинного недвижимо
Готовы, зная то,
За что стоят
Награда будет им
Вдвойне платима!

Такой надеждою
Себя питать им вожделенно,
Как всем,
Кто умирает от людей,
Что оживит их Тот,
Кому вручают свои души, непременно,
Для показания всей правоты
Своих путей!
А кто, имея власть, на время отступления,
Над людом, хоть и сам подвластен тления,-
Творит свой произвол
И делает лишь то, что пожелает он,
Не думая, что род,
Который ими угнетён,
Творцом своим оставленный не будет,-

Как только тех, кого избрал,
От сна суетного разбудит,
Накажет нечестивый, гордый в злобе род,
Явлением Себя пред ним,
И всею силою Своей взойдёт
К отмщенью!
Тогда придёт конец
И времени сего,
Начало будущего, как преграда тленью:
Никто не в силах будет возродить погибшего
И повредить всё победившему
За веру и терпенье!
Всех тех, кто обречен на смерть
В день отступления!

Вернемся же к нему,
Чтоб рассмотреть падение
Того, кто в час сей властью окрылён!

Глава 11

Он воспалился гневом
Дыша злом,
Желая выместить на тех,
Кто неподвластен,
Своё негодование о том,
Что был подвержен бегству,
Лишенный всякой власти!
По этому он торопил
Всех тех, кто шёл за ним,
Надеясь получить часть от того,
Что он бы получил,
Когда намеренье своё осуществил.

И он с высокомерьем говорил,
Таким, что даже людям не пристойно:
-"Погостом сделаю
Для всех, кто непокорен мне,
Тот город где живут они спокойно.
Когда приду туда
Сожгу его в огне,
И, думаю, за тем довольно
Насладиться, выбрав спесь
Из разных казней и мучений,-
Тех, что придумал я для мести,
Тогда, когда случится сесть
Мне окончательно
На запланированном мною месте!"
Но Вышний суд
Уж следовал за ним.
Как только кончил те слова,
Что говорил,
Его сразило сильным
И невидимым ударом
Объятьем крепким боли,
Такой, что несопоставима карам,
Которые когда-нибудь
Ему пришлось терпеть!

И совершенно по делам
Утробу нестерпимо жгло,
Ведь он необычайно много сам
Палил другим утробы, изрыгая зло!
Но всё ещё он не оставил
Той гордости и ярости огня,
Ещё быстрее торопил и правил
Исполнить то,
Что намечал для дня
Правленья своего.

Тогда случилось то,
Что он, несясь на всём скаку, Упал!
Пустым осталось то седло,
Где правил он и восседал!
Он повредил все члены тела
И тот, который только что,
По гордости Творца поносил смело,
Желая волнами морей повелевать
И взвесить на весах высоты гор,-
Был тяжко поражён,
И сброшен с высоты,
Где вздумал он летать!
И на носилках был несён,
Чтоб явно силу Вышних показать:
Неотвратимость наказаний,
Которым был предупреждён!
И у его ещё живого тела
Во множестве своём
Вылазел червь.
И выпадали члены от болей и страданий,
Которые ему пришлось терпеть!

Только теперь,
Когда страдания росли минута за минутой,
Он начал сожалеть о том,
Что был высокомерием надутый
И умолять:
-"Святой народ,
Который я спешил с землёй сравнять,
Так как не в силах им повелевать,
Теперь объявлен мной свободным;
И тех, которых приказал
На растерзание отдать,
Пусть делают что им угодно.
Их храм,
Который прежде грабил,
Восставлю в целости
И, более того,-
С сего же дня,
Пусть будет в рамках правил,
С моих доходов брать
Необходимые издержки на него!
В нём сам я постояльцем стану,
Чтоб силу Вышнего хвалить
И никогда не перестану
Творца всего живого возносить!"
Но когда боль нисколько не спадала,
Так как пришёл к нему достойный суд,
Отчаявшись в себе,
Писал послание к народу,
Где его слово умоляло,
Простить его надменный ум:

-"Хоть и лежу в болезни тут,
С любовью вспоминаю
Ваш великий труд!
Благорасположение, почтительность ко мне,
И, если вы здоровы все,
То возлагаю благодарность Богу,
Пусть люди ваш народ
Блаженным назовут!
Я и друзья мои,
Во зло употребляли власть,
И превзошли жестокостью тиранов,
И на самих себя
Мы навлекли напасть,
Замысля тайно непотребное,-
Того, что делать смертным не престало:
Народ святой,
Который издревле своею преданностью превзошёл народы,
Подвергли незаслуженно позору,
Какой должны отведать те,
Кто угнетал вас, строя ковы.
Не зная то,
Что, если против вас,
Замыслит что-то злое,
Будет иметь против себя Того,
Кто создал всё живое!
Пускай же разрешатся в отношенье вас
Неправедные узы зла.
Ступайте с миром взяв от нас
Прощение за все наши дела!
Да будет снято с вас
Любое обвинение,
В чём бы то не было,
А так же поношение!

Но уже было поздно для него
Что-либо изменить,-
Он сам себя не мог простить,
Ходившего до этого в блуждении!

Итак, наглец,
Отведав тяжкие страдания,
Какие сам чинил другим,
Закончил жизнь опять в скитании,-
Одной из самой жалкой и позорной смерти
Плоды вкусил...

Глава 12

Теперь, когда всё поднебесье
Народу Света отдано,
Что собран, как один,-
Все вместе,
От времени сего,
То здесь и я окончу моё слово
И, если изложил его я хорошо,
То я того желал,
А, если же посредственно и слабо,
То сделал всё,
Что в силах было мне
И даже больше чем мечтал!
Непринято употреблять вино особо
Тот час же пить особо воду;
Как между тем,
Вино, смешённое с водой,-
Сладко и доставляет благо.
Так слух читателя
Займёт пускай бумага,
Составом при размеренности сочинения,
Оформленным рассказчика рукой!
-------------------------------------

Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном;
Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнём и серою; это - смерть вторая.
(Отк.21,7-8)