Рецензия на Кошмар А. П. Чехов

Райя Снегирева
               Рецензия   к  рассказу А.П.Чехова «Кошмар».

      А в чём,собственно, кошмар ?  В том, что  кто-то,   всполошившись во сне, резко очнулся в тревоге  от ужаса  лично сотворенного  ?
   Интеллигентность А.П.Чехова   помешала  ему   озвучить  личное  мнение о   персонажах, вере,неверии…  Поэтому он  как  художник,   в красках, всего лишь  сочувственно изобразил   живописные сценки отдельных  событий . Читатель же , каждый со своей колокольни…
       Перво-наперво  казнить начали,  кого?  - себя!   Да, мол,  мы  такие…не церемонимся, сразу в прицел и скоропалительно  бьём на поражение. Ну что ж , виноваты, давайте  посокрушаемся , в конце-концов :  «Жертва Богу- дух сокрушён».   Однако  в подобной  ситуации могли бы  и  не горячиться ,  а  помочь, хотя бы помолиться за них …Или просто хорошо о них  подумать :  светлые мысли-  лучшее оружие.  Святые отцы,которые милостиво обращались   с грешниками, советовали так :  « Если увидишь грешного, прикрой своей одеждой,уйди,и не осуждай». Подобно действиям  двум из трех сыновей  Ноя.   Третьего, всем известно, звали– Хам.
      Дабы не осуждать, не стану излагать содеянное героями.  В  рассказе  они сами,   своими устами сочли свои помыслы и действия  противными  благородству  человеческой  природы ,  греховными. Странно только , почему   решили, что это грех ?    Ведь  в законах, поставляемых в гражданские  общества законодательной властью- внешних законах,-   такие действия  не предписывались и не воспрещались. 
      Чем же  ещё, как не этими внешними  законами ,  руководствоваться  бы  герою данного повествования, Кунину- почётному мировому судье,  члену училищного совета…?     Так нет, что-то в его существе  , внутри,  коренилось  другое…, чего внешнее законодательство  не касалось,  оставляя  то, внутреннее,   на  его  совесть. А именно то,  что  в процессе  жизни  это внутреннее, коренное он понимал, что  попирал … под  влиянием  увлечений, страстей, моральной  неустойчивости. 
     Всё  внешнее  нравственное  здание мира-  не  на внутреннем ли зиждется?  На  том,  что записано на скрижалях человеческого сердца…  Кстати, возвышаясь над животными и не только… А ведь среди окружающей нас   действительности  даже молоденькая ,только что народившаяся пчёлка, -  лишь у неё обсохнут и начнут  подрагивать  крылышки , знает, что появилась на свет  для общества,  знает, что именно   делать  будет  в продолжение всей своей жизни.    В тот же день,как родилась ,  стартует совершенно одна, отыскивает и впивается в нужный  цветок, извлекая мед не только для себя, но для общего блага,на обратном пути   несёт на себе шарики неочищенного воску...   А  насекомые…,  откладывая яйца, они же никогда не увидят своё потомство,  но  возле  каждого из своих яиц, рядом оставляют запас пригодных веществ для питания народившейся личинки.  Всему  живому  дано от Миростроителя  нравственное чувство,  здравый смысл , самосознание  поработать  на  общее .
      С чего это вдруг она, со-весть   заговорила в Кунине?   Возможно потому  ,что ему, непременному члену по крестьянским делам присутствия , судьба  предоставила случай взять под его , Кунинское   попечительство церковно-приходскую школу , которая открывается здесь, в Синькове?   На  что  он   с  восторгом  согласился .  Слава Богу , в нём ещё  оставался  и тихо  теплился наряду с нянюшкиными сказками ,  небольшой  кусочек религиозного чувства. Его,кстати, хватило , пока старый , в дугу согнувшийся дьячок глухим тенором читал «Часы» и отец Яков ходил по церкви и кадил.  Кунина тронули смирение и простота ветхой   нищей  церкви. «Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться…- думал Кунин».      Ему,  в богопочтении средь  намоленных  икон стоящему ,   в  кои  веки привелось  положить тепло на сердце, покаяться перед собой и Господом   за то, что неразумно  проживал  отцовское  добро: «Ах, как бы пригодилось оно теперь на общее благо !»-наконец,    получить   благословение и  Духа Утешителя.  Но нет…лукавый не дремлет :   быстро рассеял  в дым  молитвенное  настроение непременного члена , навеял негатив и сумерки в душу , задел другую струну на зрительной оболочке, заколебал   и  погнал  в оптический обман.  Всё  представилось в ужасном искажении.   Серые стены показались   закопченными,исцарапанными  временем.  Даже  звуки и тоны, довершая  неблаголепие ,   не попадали   в   резонанс…,  вышел  полный перекос .  Вдобавок,   вместо любви -   раздражительность , разочарование,неприязнь.  Попечитель  почти уже  возненавидел священника - отца Якова, поведение и манеры которого  трудно  было   вынести …  самолюбию  представителя училищного совета и  почетного мирового судьи.   
       Шутят, что из всех живущих на земле,  первым,  кто  попадет в ад , будет  любой  судья, потому что -  конкурент Господа Бога !  Ну  какой он конкурент ?  Кто выберет    суд -по правде?  Лучше уж  суд божеский, по милосердию.  Мы  же  с Куниным ,  одним миром мазаны,    нам  на  рай рассчитывать не приходится.   Особенно, если  верить  мнению подвижников,    то … сколько  врагов  вокруг тебя- столько в тебе  демонов;   сколько видишь  недостатков в ближнем-  столько в тебе грехов.    Какой уж тут рай ?   А  кошмар, видимо  в том и состоит ,  что все , что  в жизни  накосячил,  не сообразуется  с  волей   Высочайшего всеобъемлющего.
         Наша жизнь  со  всеми  скорбями  и  неудачами  имеет  смысл  и  утешение  лишь  тогда,  когда  знаешь, что над нами  есть  Высочайший Промысел.  Тамошний  священник – отец  Яков  Смирнов  укоряет  себя  за  то,  что  такой  сан  на  себя  принял,  что маловер, не  имеет  сил,  что  нет  предела его отчаянию.  Что поделаешь ?    Как  говорится,  хоть  и  ряб,  но  Божий  раб.  Вольское   земство  постановило  передать  все  школы  духовенству. Как  понять, профпригоден ли   батюшка  ?    Конечно, не боги  горшки  обжигают.  Вот и  ему  выпало  стать  доверенным  представителем   Господа Бога.  Но  по сути,  он  такой же, как  мы, законопослушный  человек,   с  мирскими  понятиями ,   только более  со-вестливый,  с  обостренным  чувством  со-страдания   к  тем,  кто  так  же,  как  и  он,  обделен  судьбой.   Себя  не  щадит,  утесняет  себя  во  всём.  Кажется,  что  всю  боль  человеческую  через  себя  перепускает.  Ну совсем,  как  Иисус Христос.  Ан-нет !  Попался !   Далеко  ему  до  ученика  Христова.  И  вот  почему:  просить  не может.  –«Не могу, гордец, чтоб  люди  мою  бедность  видели!...Прилична  ли  гордость  священнику ?»-задает он себе  вопрос.   Действительно,  как  же ?-  люди  ,  видите  ли ,  осудят !         …  А  Христос  не  побоялся . Позволил  подонкам … Может  и  не  стал  бы  Богом,  если  бы  не  было  у  него  распинателей.   Да,  далеко Якову  Смирнову  до  Великого  Учителя. Но  это  по  большому  счёту.  А  если  проще ,  то известно,  что  Бог  гордым  противится.  Жаль !   Ради  общего  дела - открытия церковно-приходской школы-  не  себе же  просит -   головку бы можно  было  и  подклонить.  А  так  выглядит ,  что  в  убогой  гордости-  дьяволу  только  утеха.   Это  ли  не  кошмар ?  Это  мои размышления.
        Что  думал  А.П.  Чехов  о  вере , кто знает ?  Известно  только то,  что  он  не  сделался  безбожником. И  в  его  произведениях  можно  найти   уважение  и  симпатию  к  людям  верующим .  Помогай и нам, Господи !
                Июль 2022.