Светлый след земной

Анатолий Юнна
Литературная Газета 6-12 июля 2022 №27(6841)С.9 www.lgz.ru
Анатолий Юнна. В окопе дней. Избранное. – М.: Издательство «У
Никитских ворот», 2022. – 180 с.

           Что может быть эфемерней стихов? Что может быть прочнее их?
Заключенные в стихотворную форму мысли и смыслы сохраняются навсегда
в некоем метафизическом пространстве, становясь нестираемым
свидетельством человеческой жизни. Перед нами – собрание подобных
свидетельств, своего рода поэтический дневник, итог многолетней
творческой работы поэта, русского офицера и врача Анатолия Юнна.
Следуя по «дороге, выстланной стихами», он размышляет над вечными
вопросами и, словно горящий факел, несёт через жизнь смыслообразующие
ценности: любовь – к женщине и Родине, верность своим идеалам, память о
прошлом и поэзию.
      В книге, как и в жизни, всё начинается с любви. Раздел с
красноречивым названием «Любовь всего дороже» включает в себя
несколько пронзительных лирических циклов и предваряется посвящением
супруге. Говоря об этом чувстве, поэту удаётся избежать как излишнего
пафоса, так и приторности: его слова просты и правдивы, а потому трогают
сердце: «Просто ты мне для счастья нужна, / И другого мне счастья не
нужно», «Если б не было стихов, я б взамен цветами / Застелил бы каждый
твой светлый след земной!».
      Обращается Юнна и к классической для нашей словесности теме,
которую условно можно обозначить как «поэт и поэзия». В своих стихах
автор размышляет о предназначении художника, об ответственности за
талант, сплетении творческой и человеческой судеб. И – вступает в диалог с
предшественниками: «Я не хочу быть больше, чем поэт, мне хватит званья
русского поэта», «И обречён быть патриотом, поэт, – или перо сожги». В
служении слову, как и в любви, Юнна ставит искренность во главу угла,
призывая: «Поэты, сверим часы со стуком наших сердец!»
      Важнейшее место занимают в книге гражданская и военная лирика
(раздели «Шинель и Родина, а большего не надо…», «Я – офицер, я в
высшем ране!», «Будем славить живых и оплакивать павших», а также поэмы
«Нежная травушка льна» и «Русь на этом и стоит»). Родина, природа, война,
память о подвигах предков сплетаются воедино – не разделить. Слово за
словом Юнна ткёт полотно судьбы многострадальной России:
«За кого же слёзы?» – ты спросила,
«За тебя, – отвечу не тая, –
Бедная богатая Россия –
Матушка невольная моя!»
Родина предстаёт в образе матери, в образе женщины – и в этом тоже
прослеживается следование традициям русской литературы. Быть может,
именно в этих стихах ощущается наибольший эмоциональный накал, надрыв:
чувствуется, как у поэта болит сердце за страну. Сам он формулирует это
так: «О России писать нужно слёзно / Или вовсе никак не писать».
С особой болью пишет поэт о войне – не только Великой Отечественной, но и конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии… Военный  врач, побывавший в горячих точках, Анатолий Юнна знает о ней не понаслышке и говорит откровенно: «Война – это самый низ жизни, ниже – уже смерть». Красной нитью проходит через эти стихи образ скорбящей матери, а солдатские письма с фронта перекликаются, словно заблудившееся в горах эхо: из 1941 – в 1980-е, и всё об одном: прости, мама, но защитить Родину и тебя было моим святым долгом…
       Остро и злободневно звучит тема преемственности, сохранения памяти о войнах прошлого: Юнна уверен, что только ей под силу предотвратить повторение этого ужаса в будущем:
Мы такие, как вы, только время спустя:
Сыновья, даже внуки и правнуки ваши,
Мы такие, как вы, только знайте: не зря,
Будем славить живых и оплакивать павших.
Не за то, чтоб трезвоня, закатывать пир,
Не за то, чтоб, оружием бряцая, слыли,
А за то, чтобы мир был действительно мир,
Чтобы цену его никогда не забыли.
       Трогателен раздел, включающий раннюю лирику: первые поэтические
опыты автора (а писать стихи Анатолий Юнна начал в 9 лет)
сопровождаются его комментариями и примечаниями, что возвращает нас к
мысли о поэтическом дневнике. Вся его жизнь – на этих страницах.
А в нашей многотрудной жизни – куда же без юмора? Для ценителей
хорошей шутки Юнна включил в сборник и поэму «Кенгуру» – «природный
кладезь юмора и сатиры». Впрочем, это не поэма в прямом смысле слова, а
скорее книга в книге: здесь есть и остроумные афоризмы, и авторские
анекдоты, и весёлые, но поучительные современные басни – например, о
маркетологе, который так усердно расхваливал гроб, что взял, да и умер.
Разноплановая по содержанию, книга получилась очень цельной. В ней
– судьба отдельного человека, поколения и страны – со всеми радостями и
горестями. Обыденность и величие простой и достойной жизни русского
офицера и поэта, воюющего «в окопе дней» – против забвения и смерти.

Людмила Тарасова

06.07.2022г.

Фото: Куйбышев (ныне Самара). По «дороге, выстланной стихами» я всегда вспоминаю маму. А.Юнна-1983г.

                08.07.22г.

https://lgz.ru/article/-27-6841-06-06-2022/svetlyy-sled-zemnoy/