О воронах и не только. Рассказ третий

Виктор Пузарин
 

Вероятно, многие в своей жизни, если не содержали сами, то встречали говорящих птиц у друзей, знакомых или родственников – любителей пернатых и содержащих их в доме. Я, например, в детстве и юности очень любил содержать в доме различную живность, особенно птиц. У меня и у моих друзей не было денег, чтобы купить певчих кенаров и канареек или говорящих попугаев. Поэтому мы довольствовались птицами, живущими рядом с нами.  Это чижики, щеглы, чечетки, коноплянки, зяблики, синички да варАкушки. Многие из них поют не хуже канарейки или соловья, и могут подражать этим признанным вокалистам.

        Своих певчих птах мы ловили в основном зимой или ранней весной, содержали какое-то время дома в клетках, а 7 апреля выпускали их на волю, за исключением тех, которые особо приглянулись, привыкли к неволе и ранним утром начинали выводить рулады, хвалясь своими певческими способностями. Конечно, ловили и летом, особенно таких редких в нашем регионе птиц как Сойка или Канарский канареечный вьюрок. Вьюрок – это предок канарейки и его пение превосходит пение канарейки.

        Выпускать птиц из клеток – красивый весенний обычай, связанный с праздником, Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля. Я помню, как мама с соседками, накануне праздника, ездили на птичий рынок и покупали там синичек для того, чтобы выпустить их на волю в праздник, если никто из домашних не поймал каких-либо птах для этих целей.

        Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, у храма или на площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.

        В этот день в селах России пели особые «песни-веснянки».  Вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!

        А. С. Пушкин в своём письме Гнедичу (в 1823 году) рассказал об обычае выпускать птиц на Благовещение: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму поэт приложил свое стихотворение:

             ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

        Чтобы поймать какую-либо птаху, надо было иметь специальные ловушки. Приспособления для ловли птиц мы изобретали и делали сами. Самым простым изобретением для этих целей был, конечно, «Коробок». Из фанеры, а чаще всего из дощечек собирался небольшой ящик с крышкой на петлях. Вместо петель мы использовали полоску плотной ткани.  Крышка должна быть тяжёлой и легко открываться, а главное - закрываться. Коробок ставили рядом с деревьями или кустарником на возвышении. Под крышку подставлялась небольшая палочка-подпорка, а под неё лопаточка, размером с чайную ложечку с приманкой. В качестве приманки – хлебный мякиш, в который втыкались зёрна проса, конопли и даже меленькие кусочки сала. Палочка-подпорка с лопаточкой-приманкой ставились так, чтобы севшая к приманке птичка своим весом роняла лопаточку вместе с подпоркой и крышка коробка захлопывалась. Птичка оказывалась в тёмном ящике.

        Далее, всё просто. Коробок опускался на землю или заносился домой, накрывался большим куском темной ткани, и пойманная птичка аккуратно доставалась рукой. Без темной ткани пленница легко улетала, как только крышка коробка приоткрывалась. Бывало и такое – лезешь рукой за птичкой, а там поджидает сюрприз.

        Если коробок оставался без присмотра, а обычно так и было – ставили и уходили  в школу или просто домой, то некоторые друзья могли и подшутить. Можете представить, суешь руку под тряпку в темный ящик, ожидаешь теплый, пушистый живой комочек, который может только тебя не больно клюнуть, вырываясь на свободу, а там… В закрытом коробке могло оказаться что угодно: кусок кирпича, комок грязи, живая жаба, уж или что-либо ещё, особенно, если ловля происходила не зимой. Зимой можно увидеть чужие следы на снегу, и это насторожит птицелова.
 
        Всегда видно, какая птичка поймалась в другом приспособлении, под названием «Западок». Мы почему-то называли его «забадОк», а правильно «запАдок», от слова пАдать.  Западок – это такая же клетка для содержания мелких птиц, только одна из сторон клетки полностью открывалась к верху на 75-90 градусов и была снабжена пружиной или резинкой, второй конец пружины соединятся с площадкой, на которую клали приманку. В открытом состоянии пружина или резинка натягивалась и, если птичка садилась на площадку с приманкой, срабатывал механизм, закрывающий западок,  поднятая сторона клетки падала и птичка оставалась в клетке.
 
        У меня был такой простенький западок, который сделал мне брат Василий. Мне, конечно, хотелось иметь более сложный – двухсекционный. Во вторую секцию подсаживалась ранее пойманная птичка в качестве приманки. Были ещё и трёхсекционные и пятисекционные западки. Трёхсекционный – это когда в средней части клетки сидит птичка-приманка, а с двух сторон автоматические западки или в верхней части клетка с птичкой, а нижняя часть разделена на два западка. По такому же принципу изготавливался и пятисекционный – вверху клетка с приманкой, а внизу со всех четырех сторон западки. Но такие были только у ловцов птиц – профессионалов, которые торговали птицами на рынке. А трёхсекционный был у одного из моих друзей – у Юры Мурашова.
 
        Юра занимался ловлей птиц ради спортивного интереса – ловил и сразу отпускал. Себе оставлял очень редко, если попадется какая-нибудь редкая, красивая птица. Иногда отдавал пойманную птаху друзьям, если кто-то из них был рядом и желал завести себе какого-нибудь щегла или сойку. Сойка – одна из самых говорящих птиц, обладает ярким оперением, чем и похожа на экзотическую птицу. Так он мне подарил однажды красиво поющего щегла, который, видимо, уже жил у кого-то в клетке, поэтому у меня он быстро освоился и запел.

        Однажды я повесил западок на яблоню и стал наблюдать в окно, чтобы вовремя забрать попавшуюся птаху, иначе за меня мог это сделать какой-нибудь кот. Неожиданно стайка птичек, скакавшая по веткам около западка, резко вспорхнула и улетела.  Я понял – это кот начал свою охоту. Но кота не было видно. Я открыл форточку и почти высунул голову наружу, чтобы увидеть охотника до птичек. Но и опять кота не было видно. Тогда я стал ждать. Вскоре стайка прилетела вновь, птиц привлекало обилие корма в западке, и, как только они приблизились к заветной клетке с кормом, раздалось громкое кошачье мяуканье и птичек вновь как ветром сдуло. Мяуканье повторялось, но и снова ни кота, ни кошки я не увидел.

Ждать нового прилета птиц пришлось недолго, но кошачье агрессивное мяуканье, скорее похожее на злобное рычание, раздалось прежде, чем птицы подлетели к западку. И здесь я увидел того, кто отпугивал птиц. Но это был не кот, это был… скворец. Он сидел на яблоне и отпугивал глупых пичужек от клетки. Я знал, что скворцы хорошие имитаторы и могут подражать различным птицам. Но чтобы издавать отпугивающие кошачьи звуки и, причём, с определённой целью – это было как гром среди ясного неба.
Я понял – на нашей яблоне сидит очень умный скворец.

Позднее в одном из научных журналов я прочитал статью ученого орнитолога, из которой узнал, что скворцы, грачи, сойки и сороки прекрасные имитаторы и могут воспроизводить не только человеческую речь, но и рычание двигателя автомобиля, сигнал клаксона, бой часов, мяуканье кошки, лай собаки, журчание воды и ещё много других звуков. Однажды тот орнитолог услышал от сороки мужской голос диктора московского радио: «Передаем сигналы точного времени. Начало шестого сигнала соответствует пятнадцати часам московского времени», - далее точная копия шести сигналов пик-пик,  и затем уже женский голос: «Говорит Москва, в столице пятнадцать часов, а в Петропавловске на Камчатке – полночь». Явно эта сорока долгое время жила у кого-то в доме и регулярно слышала радио.

В начале восьмидесятых годов (уже прошлого века) я учился в Рязанском филиале Московского института культуры и на время сессии снимал комнату у сокурсников в частном доме, окружённым старым садом. Однажды ранним утром, выйдя покурить на крылечко, я вдруг чётко услышал:  «Чужой! Серёга! Чужой! Серё-о-ога, чужо-о-ой! Чужо-о-ой!». Это повторилось несколько раз, и я понял, что это выкрикивает ворона, сидящая на яблоне. Я, стараясь не спугнуть птицу, тихонько вернулся в дом за Сергеем, хозяином дома. Он вышел на крыльцо и громко позвал:
- Привет, Каркуша! Не бойся, лети ко мне. – И ворона села на его протянутую руку. – Вот, знакомьтесь – это наша Каркуша. Она год жила у нас в доме и вот уже второй год на воле, но прилетает к нам каждое утро за угощением. Подожди, Каркуша, сейчас я тебе вынесу что-нибудь поклевать. - С этими словами Сергей протянул ко мне руку с вороной, но она «прокаркала» (не могу сказать - проговорила):  «Чужой! Чужой! Чужой!» и, взлетев с руки хозяина, села повыше на яблоню.

Так я познакомился с Каркушей, которая, видя меня каждое утро, уже не звала хозяина, а спокойно сидела на дереве и ждала свой завтрак. А дней через десять - двенадцать она уже меня не боялась и принимала кусочки мяса или рыбы из моих рук.

        Позже я еще встречал говорящую ворону в своем парке, где я был директором. Это случилось однажды летом. Ко мне в кабинет вошла молодая женщина с плачущей девочкой за помощью. Они гуляли в парке с маленьким котенком, которого девочка не выпускала из рук, но, повстречав свою подружку по садику, дала ей котенка погладить. А котёнок поцарапал девочку, она его отбросила, и котенок, испугавшись, забрался на  сосну, причём очень высоко.

        Чтобы помочь девочке мы зашли за электриком, который, взяв специальные приспособления для лазанья по деревянным столбам, включился в наш спасательный отряд. Только тогда девочка перестала плакать и, поверив в то, что ей снимут с дерева друга, стала спрашивать, как же дядя электрик залезет на высокое дерево.  Улыбаясь, электрик сказал:
- У твоего котика есть острые когти, и он легко залезает на деревья. У людей таких когтей нет, но их придумали и сделали из прочного металла. Поэтому я сейчас надену на ноги вот эти большие когти, и мы достанем твоего друга.
 
        Мы были уже у той сосны, где на самом деле высоко сидел котёнок, а над ним, пытаясь его сбросить, кружилась ворона. И тут мы услышали ее «крик» - «Полундра! Вор! Вор! Полундра!». Мы, разинув рты, с удивлением смотрели то на котёнка, который громко шипя, прятался от вороны, перебегая с одной стороны ствола на другую, то на говорящую человеческим голосом ворону, которая продолжала свою охоту с тем же «криком» - «Полундра! Вор! Вор! Полундра!».

        Увидев, как ей на помощь поднимается человек, ворона перестала охоться за «вором» и летала  недалеко, наблюдая за происходящим. Это спасло котенка от вороны, но он всё равно не хотел сдаваться и, продолжая шипеть, поднимался всё выше и выше, пока рука электрика не схватила беглеца. Но и здесь котёнок продолжал сопротивляться, вцепившись зубами и когтями в руку спасателя. И если бы не толстые кожаные перчатки-рукавицы, драма закончилась бы кровью. А говорящую ворону уже было трудно найти в стае ее подружек, прилетевших на её крик, охранять гнездо, которое оказалось на вершине сосны.

        Откуда в парке появилась говорящая ворона, осталось тайной, но дворники, работавшие в парке ранним утром, говорили, что в парке живет говорящая ворона, которая порой заигрывает с ними, кидаясь сосновыми шишками, издавая при этом звуки, похожие на смех. А еще ее видели в одном из дворов, где она ворует рыбу, которую рыбак вывешивает сушить на балконе. То, что это она ворует рыбу, стало понятно по останкам этой рыбы, которые регулярно появлялись под сосной с её гнездом.

        Говорящие птицы на свободе большая редкость. Чтобы птица стала имитировать человеческую речь, ей надо долго общаться с тем, кто о ней постоянно заботится и занимается, и если эту птицу затем выпустить на волю, она, скорее всего, погибнет, так как в неволе теряются навыки по добыче корма, скрываться от опасности.

        Однажды мы с женой пришли навестить её подругу. Мы были знакомы с этой семьёй, но никогда не были в их квартире. Дверь открыла Капиталина – Капа, так мы её называли. Мы только переступили порог и не успели даже поздороваться, как мне на плечо сел волнистый попугайчик и сразу выпалил:
    - Привет! Я Кеша. Кеша хоро-о-о-о-ший! Кеша Хор-р-ро-о-о-ший! – Я ничего еще не успел сообразить, а он продолжил:
    -  Выпить хочешь? Наливай! Будь здоров. – Почирикал пару раз и улетел.
    -  Капа, что это? Откуда говорящая птичка?
    - Привет! Проходите. А попугайчик – это Кеша, детище моего Николая. Коля, может, выйдешь?! К нам гости пришли.
Николай вышел с Кешей на плече и в первую очередь поздоровался с Надей – моей женой.
    - Какие гости! Мы, кажется, не виделись с Нового года, какими судьбами?  Кеша, может, ты поприветствуешь даму?
    И Кеша, прыгнув Наде на плечо, повторил слово в слово, всё, что выпалил только что мне.
    - Проходите, проходите, - продолжи Николай, положив мне руку на плечо, и повел меня в комнату, - Сейчас мы с тобой пивка попьем, у меня и рыбка есть.
    - Нет, Николай, я за рулем, мы едем на дачу. А к вам на минутку, Капа пообещала Наде рассаду клубники, вот мы за ней и заехали.  Ты лучше расскажи, как ты обучаешь попугая говорить.
    - Да что тут рассказывать?! – Вмешалась Капиталина, - Каждый вечер, придя с работы, никаких дел, кроме попугая. Посадит его себе на плечо и повторяет: «Кеша хороший, Кеша хороший», а сейчас вообще материться его учит.
    - Зачем?
    - Да чтобы с соседом, алкашом, на одном языке разговаривать.
    - Ну, зачем, Капочка, ты зря наговариваешь?  Всё очень просто, вы же знаете, я не пью, так иногда пивком с рыбкой побалуюсь, а сосед вечно приходит и просит
    – «дай взаймы, пойдем, выпьем». А как его послать подальше? Сосед всё-таки. Вот я решил переложить эту роль на Кешу.
    - Ну и как, получается?
    - Получится. Мы в процессе.

        Вот так я познакомился с ещё одной говорящей птицей. Голосок у волнистого попугайчика слабенький. И, как мне показалось, похож, скорее, на птичий щебет, и хорошо слышен, когда он сидит у тебя на плече. А вот у ворон, в отличие от попугайчика, голос вполне человеческий, с охрипшим окрасом.

        Птицы, и вообще животные, привязываются к тому, кто не только их поит, кормит, убирает их место обитания, но по-настоящему их любит и относится к ним на равных. Только тогда их отношения превращаются в настоящую дружбу. Только тогда младший брат начинает слушать, слушаться старшего, подчиняться и подражать ему.

               
                13.07.2022.