Сталинград. 62-я армия. Прошло 80 лет

Александр Сергеевич Трофимов
Интерес к Сталинграду у меня давно. А приехав сюда, видя  сухую горячую землю, остатки зданий и осколки войны на ней, видя глубокие овраги  и крутые берега и глядя на Волгу, широкую, проглядываемую с правого берега, бродя по великому скорбному месту погребения тысяч солдат, Мамаеву кургану, представлял  события сорок второго года жарким обезвоживающим летом, холодной мокрой осенью и снежной вьюжистой зимой. Воображение рисовало картины страшных боёв, обстрелы, бомбёжки, танки, атаки пехоты, переправы жителей и солдат, тысячи голодных, раненых, утонувших, убитых…
В Волгограде издано немало книг воспоминаний военных и местных жителей.  Одного только Чуйкова - несколько, причём в более ранних книгах - меньше цензуры. 
Многое чего в интернете - и новые книги, и документальные и художественные фильмы, и хронографии, но они меня не устраивали. Большими объёмами, замечаемыми неточностями, несоответствиями, умолчаниями. 
Посмотрел на днях ещё раз художественный фильм - «Они сражались за родину», 1975 года. Июль 1942. Придонье. Замечательный! Но при всей его красочности и выразительности бросаются в глаза исторические неточности. Наши бойцы все с автоматами.  Запросто поджигают на значительном расстоянии  немецкие танки из противотанковых ружей в лоб и броском гранаты из положения лёжа на отдалении (а противотанковая очень тяжёлая, самые сильные бросали поднявшись, да и не от каждого взрыва танк загорался) и др…
Хотя вызывают доверие окопчики, чувства и состояние солдат, обмотки, выгоревшие пилотки и гимнастёрки и пр.

Основные источники изучаемой информации — мемуары. Но их недостаточно и появились они поздно, с шестидесятых, приглаженные. Во времена Сталина вести дневники военным было запрещено как и  критически говорить о Красной Армии. Да и после войны многочисленные записи, передаваемые в редакции для публикации, терялись. Скорее умышленно, чем случайно. Ушла правда - с последними окопниками и очевидцами.
И сейчас, даже сотрудники музея «Сталинградская битва, рассказывают немало нереального, но с патриотической направленностью. Это понятно. Зачем с позиций госруководителей  показывать мрачные, неудачные и трагические стороны нашей войны? Для воспитания молодого поколения, судя по их ориентирам, пользы от этого не будет.  Но как знать?…

Раздобыл подробнейший довоенный план города. Отыскал в интернете военные карты окрестностей, наши и немецкие,  схемы боёв.  Углублялся в материалы  портала «Военный альбом». Со временем появились: своя  библиотека и архив записей.
Обработал более полутора сотен источников, включая документы, как сводки Генштаба, наши и немецкие журналы боевых действий и др.
Всё это вкупе помогало повысить достоверность, и сократить ошибки памяти и субъективность мемуаристов, отсеять  корректуры советских политисториков,  налёт пропаганды.

Можно, конечно,  красиво и победно-патриотически заблуждаться, но святой долг памяти павших    - установление и увековечивание правды и истинности. Всё со временем пропадает.
Ведь и шестьдесят вторая армия — сталинградский «бренд»  непобедимого героизма и стойкости, просуществовал  только десять месяцев — в мае 1943 её переименовали.

Информацию по боям 62-й армии, а она была главным не сдающимся защитником старого города и промзоны, рассортировывал по месяцам: датам и событиям. Так начинался сталинградский хронограф 62-й армии.  Но был он в ящичном варианте — для себя. 
А в этом году - 80 лет Сталинградской битве.  Нельзя не публиковать!
 

Публикации на Проза.ру.