6. Конкурс Красивые рифмы

Чалиева Елена
Здравствуйте, дорогие друзья, авторы и гости Стихиры!

Пришло время объявить новый конкурс. Как вы наверняка догадались по его названию, он посвящён рифме. Тема конкурса подсказана мне вашими комментариями. Ведя диалог с Мариной Сахарновой, одним из активных участников нашей конкурсной площадки, затронули тему выбора понравившихся стихов на одном из последних конкурсов. Так как считаю вопрос важным, то приведу слова Марины и мой ответ ей:

"Моя оценка при чтении стихов, наверное, примитивная - нравятся или нет, тронули душу или вызвали раздражение, не более (если нет явных сбоев в ритме и рифмах, что режет взгляд и уши)".

Боюсь, что это действительно слишком примитивная оценка стихов на поэтических конкурсах. Все авторы пишут "душой", у кого уж какая есть. Когда эти душевные струны у читателя и автора совпадают, то возникает отклик, резонанс. Но для конкурса этого очень и очень мало! Здесь оценивается не только умение попасть в резонанс, тем более, что он с разными читателями разный. Конкурсы существуют в первую очередь для того, чтобы авторы продемонстрировали свои поэтические навыки и умения, свой поэтический голос, свою поэтическую технику, умение пользоваться всеми выразительными средствами языка, фантазией и т.д. Никаких "явных сбоев в ритме и рифмах, что режет взгляд и уши" - это должно быть в конкурсных стихах вообще исключено. Покажите нам, что вы умеете, поразите, удивите, чем можете - вот, что требуется. Тем более, на Стихире в народном голосовании "народ" - сами авторы. И многие из них сами кое-что знают и умеют. Вот такую задачу должен ставить перед собой автор, который хочет быть успешным в любых поэтических конкурсах. И чем выше уровень конкурса, тем это актуальнее.

Так чем же автор может удивить на конкурсе? Много чем, в частности красотой своих рифм. Напишу кратко о рифмах.

Рифмы можно образно назвать цементом на ритмическом каркасе стихотворения. По степени звукового совпадения они бывают богатые и бедные, точные и приблизительные. Чем больше звуков совпадает, тем рифма богаче («доконала — канала», «матовая — выматывая»). И наоборот: самые бедные рифмы — те, в которых совпадают лишь ударные гласные, а согласные — нет («гора — вода», «зову — иду», «тебе — мне», «вино — лицо»). Придумать такие рифмы проще простого, и стихотворения начинающих поэтов зачастую пересыпаны ими.

Точными в стихосложении называются те рифмы, где совпадают все звуки после ударного гласного («болтающих — погибающих», «марево — зарево»). В старой поэзии считалось хорошим тоном придерживаться именно точных рифм. Впоследствии оказалось, что приблизительные рифмы, или рифмоиды, где звуки после ударного гласного совпадают лишь приблизительно, оказались не менее красивыми и уж точно более оригинальными и эффектными («хуже — простужен», «какие — Киев», «на курсах — из Курска»). Если в приблизительной рифме совпадают только ударные гласные, то рифму называют ассонансной. Несмотря на то что ассонансные рифмы дают поэту свободу и большие возможности, пользоваться ими надо со вкусом и осторожно. Ещё более осторожно надо пользоваться диссонансными рифмами, в которых всё наоборот: послеударные звуки совпадают, а ударные — нет («пишущий — пашущий», «стеная — стеною», «пар — пор», «мячики-пулемётчики»).

Безусловно, наиболее точными и богатыми являются тавтологические рифмы, где рифмуются одни и те же слова. Но пользоваться этим приёмом надо очень уместно, иначе он станет лишь свидетельством поэтического бессилия. Частным случаем тавтологических рифм являются рифмы каламбурные. Как и каламбуры вообще, они строятся на фонетической схожести разных по значению слов и словосочетаний.

Ещё один поэтический приём — когда рифма к какому-то слову состоит из нескольких слов («ох, рано — охрана», «стихия — стихи я»). Такие рифмы называются составными и звучат очень эффектно. Составные рифмы часто являются палочкой-выручалочкой, когда надо срифмовать очень сложное или необычное слово.

Говоря о забавных рифмах, нельзя обойти вниманием монорим — приём, когда стих строится на однообразной рифме (лягушка-мушка-пушка-раскладушка). Но в русской поэзии этот приём редко встречается в чистом виде.

Очень вычурной выглядит и рассечённая рифма, когда слово рассечено концом строки и рифмуется лишь его часть. Читать стихотворения с подобной рифмой надо очень искусно.

Итак, рифмы в стихосложении бывают «богатые» и «бедные». Но «богатство» рифмы — не единственное её достоинство. Не менее важную роль играют такие качества, как уместность и оригинальность. Я специально упоминаю сразу два качества, и вот почему. Банальные рифмы предсказуемы и поэтому чаще всего обедняют поэтический язык поэта, влачат стихотворение по накатанной дорожке, и читатель способен легко предугадать следующую строчку. Однако бывают случаи, когда даже банальные затёртые рифмы не портят стихотворение, потому что уместны и не надуманны. Их банальность компенсируется другими элементами стихотворения — образностью, ритмикой и т. п., но случается подобное далеко не всегда. Значит, поэту следует стремиться к особенной — свежей и нестандартной рифме. Она вносит элемент неожиданности, украшает стихотворение новыми созвучиями. При этом само стихотворение сразу обретает неповторимое «лицо». Но рифма должна быть не только эффектной, но и уместной —  не придуманной «ради красного словца». Однако лично мне кажется, что перебор с хлесткими и необычными рифмами так же вреден. Во-первых, их обилие чрезмерно перегружает стихотворение, делает его труднопроизносимым, затрудняет читательское восприятие. Всё время удивлять читателя сложной и изысканной рифмой не стоит — всё-таки определённая доля «узнавания», «угадывания» созвучий в стихотворении должна присутствовать. Во-вторых, рифма, как и другие поэтические приемы — не самоцель, а средство наиболее полно и точно решить задачу, поставленную вдохновением. Даже у такого новатора в области рифм, как Маяковский, точные и приблизительные рифмы присутствуют почти в равных пропорциях.

Вернёмся к банальным рифмам. Под ними подразумеваются не только конкретные слова, наиболее часто употребляющиеся вместе, но и целые группы. Обычно ужасно рифмуются однокоренные слова («революция — контрреволюция», «зашил — пришил»). Очень блекло звучат глагольные рифмы, которыми и так перенасыщена наша поэзия («пошёл — нашёл», «любила — убила», «скачет — плачет», «сидишь — молчишь»). Гораздо интересней, когда рифмуются разные части речи: глагол с существительным, существительное с наречием (например, «пошёл — ещё», «любила — дубина», «скачет — мячик», «молчишь — мальчиш»). Скучновато звучат и рифмы на окончания -ой, -ать, -ей, -ание, -ющий («полей — налей», «кричать — качать», «весной — блесной», «окончание — развенчание», «летающий — мечтающий»).

Резюмирую: мы выяснили, что банальных и бедных рифм следует, по возможности, избегать. Первые стихотворение обесцвечивают, а вторые — уродуют. Однако и оригинальничать надо без особого фанатизма, кроме тех случаев, когда цель вашего стиха — просто поиграть рифмой.

Итак, объявляется конкурс «КРАСИВЫЕ РИФМЫ».
ЗАДАНИЕ КОНКУРСА:
Присылайте ранее написанные или новые стихотворения с красивыми рифмами. На рифмы будет обращаться особое внимание при оценке стихов. ТЕМА СВОБОДНАЯ. Думаю, что у каждого автора найдётся хоть одно подходящее стихотворение. А если нет, то самое время его написать. Тем более, что ЗА НОВОЕ стихотворение, опубликованное после даты анонса конкурса, – бонусом 2 дополнительных балла.
Есть запреты: нецензурная лексика, «жёсткая» эротика, пошлость и порнография. Кроме того, я хочу, чтобы этот конкурс был своего рода отдушиной в наше тревожное для всех время, поэтому прошу воздержаться от подачи на конкурс стихов на тему политики и военных действий. Эта площадка – для отдыха и развития.
Объём текста – не более 40 строк.
От одного автора принимается 1 произведение.

Опять действует опция "Стихотворение другого поэта": каждый автор имеет право представить на конкурс не только одно своё, но и  одно произведение другого автора Стихи.ру с его согласия. Согласие должно быть написано на странице стихотворения в рецензиях.

К участию и голосованию приглашаются все авторы сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 01.01.2022г.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией к этому анонсу конкурса по следующей форме:

- Слова приветствия ведущей и участникам конкурса (не обязательно, но желательно);
- ИМЯ АВТОРА;
- НАЗВАНИЕ стихотворения;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;

Представляя произведение на конкурс, автор может сделать ремарку «Без обсуждения».  В этом случае в ходе конкурса, в том числе при голосовании, его стихотворение обсуждаться другими авторами не будет.

Так как время сейчас отпускное, то конкретную дату окончания приёма заявок не назначаю. ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ до набора 20 произведений.

Голосовать могут ВСЕ АВТОРЫ Стихиры.

ВНИМАНИЕ!!! В этом конкурсе, так как он на поэтическую технику, есть существенное изменение в способе голосования:
ГОЛОСОВАНИЕ – "народное" с привлечением ЭКСПЕРТА, БЕЗ ОЦЕНОК и БЕЗ ОБЯЗАЛОВКИ. Один голос – один балл. ГОЛОС ЭКСПЕРТА – 5 баллов. Победители определяются по количеству набранных баллов: баллы, полученные при голосовании (с учётом ПДБ) + бонус за новое стихотворение 2 балла (если подано стихотворение, опубликованное после даты объявления этого конкурса).

ПРИЗЫ:
1 место – 2000 стихобаллов;
2 место – 1500 с/б;
3 место – 1000 с/б;

Участие в конкурсе бесплатное. Но если у кого-то из вас вдруг появится противоестественное желание поддержать конкурс стихобаллами, то это можно сделать, перечислив их на логин literkonkurs.))

Друзья, жду ваши стихи с красивыми рифмами.
Редактор площадки Елена Чалиева, моя страница – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
Краткий обзор рифм по https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/100332/ (Автор Сергей Курий).