Вопрос о существовании Бога

Оскар Хуторянский
„Ещё ни один бог не пережил утраты верующих в него.“
         —  Станислав Ежи Лец


ПРОЛОГ

„Иногда меня дьявол искушает поверить в Бога.“
     —  Станислав Ежи Лец


Когда-то, в времена те давние, 
Вступите только на порог
И, если вас не знали ранее,
Вопросом первым - “Кто твой Бог?”

Единоверцам доверяли,
Одна идея и мораль.
Подвохов, лжи от них не ждали -
Так говорили было встарь.

На караванных перекрёстках
Менялы верили “своим”
И первый банк, где деньгам “росту"
Свой - под расписку в долг дадим.

Поскольку, если веришь, знаешь -
Все наказания за ложь.
На Высший Суд, где отвечаешь
Душой. И где не проведёшь.

Теперь, религия - всё просто.
Сегодня верю, завтра нет.
И выбор есть - вот так удобство -
Есть Будда, есть и Магомет. 

Есть Иисус и Иегова,
И много самых разных сект,
Где с радостью возьмут любого…
Теперь вопроса - “Бог кто?” - нет!



ВОПРОС О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА

„Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к нему.“
     —  Станислав Ежи Лец

В политике, в учебе, в жизни
Умей всегда задать вопрос,
Вопрос привносит больше смысла
Ответ приходит на запрос.

Пример: Вопрос о вере в Бога
И доказательств есть иль нет?
Ответов множество толковых,
О том, что есть. О том, что нет.

Для тех, кто верит - нет вопроса.
Для атеистов - тоже нет.
Пишу для тех, кому не просто -
Им доказательств нужен свет.

Для тех, кто Библию и мифы
Считает сказкой может быть.
Но только гром, то сразу тихо
Ему поклоны станет бить.

Вопрос веками обсуждался
В пещерах, храмах, за столом...
Ответ философом давался,
И мудрецом, как и плутом.

Но тот вопрос спросить иначе:
А есть ли в принципе ответ
О Боге или Созидании?
Ответ один - 'конечно нет'.

Математически доказан,
Нельзя сказать ни "Да" ни "Нет"
По Курт Гёдела теореме
Логической "неполноте" (1).

Ответ получен однозначен
И вариантов больше нет,
Что значит правильно поставлен
Вопрос - определил ответ.


(1) Курт Гёдель - Теорема неполноты http://www.stihi.ru/2015/06/13/376





ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
                - Фома Аквинский


Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста -
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против "жития".

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И "Метафизике" жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где - не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога -
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор.   (2)

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья -
Теологический упор.

Для получения "магистра",
Иначе – "доктор философии",
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина...
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения -
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение -
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам "томизм" -   (3)
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный "-изм"
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.

(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
 
Первый признак — через движение. Поскольку у каждого движения есть то, что движет, значит, должен существовать Перводвигатель.

Второй — причинный. У каждого явления есть причина, а значит, у всех явлений должна существовать Первопричина.

Третий — всё случайно существующее может и не существовать. Следовательно, должен быть Регулировщик.

Четвёртый — качественный. Раз есть различные формы Совершенства, Красоты, Добра, то должны быть и абсолютное Совершенство, Добро и Красота.

Пятый — целесообразность. Всё разумное и неразумное в мире направлено к целесообразности. Значит, должен быть Руководитель.


Позднее Фома Аквинский опроверг свои аргументы, ссылаясь на то, что человек не может познать природу Бога.
Люди не могут познать природу Бога и, поэтому, не могут себе его представить.
Если Бог всемогущ, то он может создать существо со свободной волей (человека); а если Он всеведущ, то должен точно знать, что такое существо будет делать.

Парадокс всемогущества формулируют в виде вопроса: «Может ли бог создать камень, который он сам не сможет поднять?»


(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».



ЧУВСТВО БОГА

Во что я верю? В Бога, если он есть.
       Ежи Лец

Есть мнение, что чувство Бога
Дано нам с детства, априори.
И все религии - итогом
Из чувства этого в истории.

Но, непохоже, что Бог нам
С рождения дан, с самих пелёнок.
Зачем нам Библия, Коран
Коль знает всё о нём ребёнок?

Был у Маугли волчий бог?
Мы связаны семьёй с религией.
Взрослеем и другой итог
Под нашей жизнью ставит линию.

Кому слепая вера служит,
А кто пытается понять,
«Зачем я в этой жизни нужен?
И можно ль время пустить вспять?»

Заставить миг застыть прекрасный,
Вернуть ушедших в другой мир.
Попытки все были напрасны,
Не потому ли Бог - кумир. 

Об этом думал верно каждый:
Жизнь - наслаждение иль топор?
Пытался Гамлет, как и Чацкий,
Мудрец и плут, святой и вор.


КАК СОЗДАВАТЬ СЕБЕ БОГОВ

Он (Бог) смотрит на него издалека,
Угрозой вечной над народом рея,
Не потому ли в давние века,
Народ другого создал, — подобрее?
        -  А. Городницкий


Как создавать себе богов
Учиться надо у евреев.
Бог должен быть один, суров,
Из рабства вывести умеет.

Небесной манной окропить,
Раздвинуть море для побега,
Скрижали мудрые вручить
И тысячи лет идти по следу.

Дать мудрость знаний и мораль,
Брать ежегодные отчёты
И несравненную печаль -
За что?  Какие-то расчёты.

Сказал: “избрал”, лишил страны,
Рассеял весь народ по свету.
Там были светлые умы
Хоть ум был часто под запретом.

Народ давал везде ростки
Культуры, знаний и науки.
Певцы, поэты, скрипачи…
Где нужен ум и ценят руки.

Держал в оседлости черте,
Жёг инквизицией, погромом,
И в холокаусте пече…
Народ, что был ему знакомым.

Не потому ль давным давно
Был ими создан бог добрее,
Кто был распят… И, всё равно,
Спросите люди у евреев.


У БОГА ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ?

Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
        - Сократ

У Бога есть национальность?
Безумный кажется вопрос,
Я не о всех богах, а только
Кого назвал отцом Христос.

Известна мама - та еврейка,
А значит был еврей Христос,
Ну с этим ясно, нет лазейки.
Ну а вот папой и был Бог.

В те времена до христианства,
До мусульманства семь веков,
Единый Бог был только в царстве
У иудейских синагог.

Он их и вывел из Египта
Дал Тору - Ветхий их Завет,
И десять заповедей в свитках,
Иль в камне высечен совет.

Итак, решаем уравнение,
Где неизвестное одно:
Известен сын, и нахождение,
И мама сына - где звено?

Известно также, что вначале
Евреям очень потакал,
Беседовал Он с ними в тайне,
И слухи были, что "избрал".

В двадцатом веке все злодеи
За меньшее толкали в печь...
Я знаю, он за всех радеет,
Но как вопросом пренебречь?


БОГ НЕ СВЯТОЙ

„Трудно Богу доказать свое алиби.“
       —  Станислав Ежи Лец

Грешили все мы под луной
И в мыслях, и в словах, в поступках.
Мы не справляемся с собой
На перепутьях жизни трудных.

Хоть ничего не изменить
И некого просить прощения,
Нас некому уже стыдить,
Но знаем мы и провидение. 

И душной иногда волной
Воспоминание накатит...
Хоть знаем, Бог был не святой -
Один Потоп чего-то значит.

Опять, с Марией имел дело -
Она дитя, ещё подросток...  (1)
По "Кодексу" могли бы смело
Статью пришить и очень просто.

Вину свою мы признаём
И откупиться нет надежды.
Но жизнь свою мы так живём,
Чтобы загладить грех тот прежний.


(1) Мария родила Иисуса в 14-15 лет


НЕУЖЕЛИ БОГ ЗАБЫЛ, ЧТО Я ДЛЯ НЕГО СДЕЛАЛ ?

Неужели Бог забыл обо всем, что я для него сделал?
                Людовик XIV

Мы все забывчивы с годами,
А Бог ведь много старше нас.
Чего же сетуем мы с вами,
Его понять бы нам сейчас.

А может это и не плохо -
Он забывает нам грехи.
Как много было бы вздохов,
И не писались бы стихи.

А может быть Он вспомнит позже,
И есть на нас тот узелок,
На всё, с чего мороз по коже,
Ведь Страшный Суд уж недалёк?

Но что мог Богу дать Луи?
(Смотрите на эпиграф срочно)
Когда-то, в жертву приносить
Животных надо было точно.

Людовик в жертву приносил
Людей: голландцев, гугенотов,
Он “Солнце” прозвище носил,
А это к Богу близко что-то.

Сегодня Бог не ждёт крови,
Другую жертву ожидает -
Души смирение в любви,
И жить, как Он предпочитает.

Бог помнит всё и знает вся,
И то, что было, и что будет.
Луи - Его купить нельзя!
Но было б лучше, коль забудет.



ЛУЧШЕ ОДИН БОГ, ЧЕМ МНОГО?

Верю ли я в Бога? Почему-то об этом всегда спрашивают люди, а Он — никогда.
   —  Станислав Ежи Лец

Чем лучше Бог один, чем много?
Когда то мифы стал читать,
Как олимпийцы боги строго
Делили сферы да и власть.

Всегда интриги, много связей.
Полу-богов такой навал…
Кто хитростью, а кто обманом
Карьеру деткам создавал.

И вдруг единый Бог явился
И сын его опять один.
И дух святой - опять единство…
Единство множеств - это "блин".

Теперь решение едино,
Нет аппеляций, нет суда…
Но есть святые, к ним ревниво
Стоит просителей чреда.

Замкнулся круг, с единым Богом
Лазеек много и ходов,
У многих есть в обход дорога
И покровитель.  Ход не нов.



МОНОТЕИЗМ

„Мы поделили богов, но как они поделили нас?“
        —  Станислав Ежи Лец

Не кажется вам это странным,
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах,
В полу-пустынной Иудее ?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее,
В пустыне скудной и миражной
Решить – “Что есть всего нужнее?”

Не отвлекаясь на соблазны,
Не утонув совсем природе,
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан Свод Законов,
Печатью высшею скрепленный,
И для царя, и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан,
И свод этических указов
Был выдан всем в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно,
Как жить этически морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте.
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То жизни-смерти уравнение.

Хотя религий было много,
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.


ЕДИНЫЙ БОГ

„Что же тут странного? Люди, почитаемые как боги, со временем действительно утрачивают человеческие черты.“
    —  Станислав Ежи Лец


Единый Бог явился нам
В далекой пыльной Иудее,
И не ко всем.  Решил Он сам
Открыться только Моисею.

Он убеждал его, что "Есть"
Не только мудрыми словами,
В Завете можем мы прочесть
То, что зовём мы чудесами.

Кого избрал - помог уйти
Из рабства, море вдруг раздвинув.
Потом являлся и другим
Пророкам древним, дав им силу.

Он терпеливо ждал века
И вмешивался неохотно,
Когда Потоп, когда война...
Другим богам дал жить свободно.

Как мог терпеть других богов
До появления Моисея,
Ведь много тысяч лет прошло
С Адама, Евы, древа, Змея?

В него поверили не все,
Но постепенно, как завеса,
Ушли Перун, Юпитер, Зевс
Ушли с Олимпа, неба, леса. 

Единый Бог потом предстал
Для христиан и с сыном-духом
И в этом виде мир познал,
Что троица всему порука.   (1)

Един в трёх лицах этот Бог
С руки святого Феофила.    (2)
Догмат не логика, он строг -
Раз сказано, то так и было.

(1)  Троица - богословский термин, отражающий христианский догмат  о трёх Лицах единого по существу Бога.
(2) Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)



СУРОВЫЙ ИУДЕЙСКИЙ БОГ

„Чтобы гарантировать ему мученичество, Бог родил своего сына евреем.“
   —  Станислав Ежи Лец

Суровый иудейский Бог
Он правил миром чрез Законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.

За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.

Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя и без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы. 

Им была лесть весьма приятна
И взятки им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация нам понятна. 

Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели. 

Прошли века, что посмотри
Напоминает мир сегодня -
Правительство - большая сводня
Или закон для всех один?



НЕДОСМОТРЕЛ, УВЫ СОЗДАТЕЛЬ

Человек человеку - бог.
             - Людвиг Фейербах


Недосмотрел, увы, создатель
Нас создавая по себе,
Забыл инструкцию придать к нам
Насчёт ремонта и вообще.

Теперь в больницах разбирают
Нас по частям, как шевролет,
Поможет или нет - не знают,
Инструкций по ремонту нет.

Не существует и гарантия
На месяц или там на год,
Не принимает жалоб станция
Создавшая наш homo род.

Заветы были - "то не делай",
"То не возьми", "положь назад"...
Но кто читает те наклейки,
Включают просто аппарат.

Вот так живём. Бредём на ощупь.
Решаем "быть или не быть".
Ну как не стыдно там, ей-богу,
Забыть инструкцию вложить.



ЯЗЫК БОГА

„Кто знает, сколько слов перепробовал Бог, прежде чем нашел то, которое сотворило мир.“
    —  Станислав Ежи Лец



Мы знаем - первым было “Слово",
Но на каком же языке?
Какой язык родным был Бога?
На это претендуют все. 

Язык, до башни Вавилона,
Когда их стало просто тьма.
Язык Адама, Евы, Ноя...
Язык что вызвал “Свет” тогда?

Иврит понятен Моисею,
Как и египетский - он местный.
Язык для Торы - арамеев,
Язык Иисуса он, известно.

Письмо всё Ветхого Завета
Берёт с начала Вавилона,
На арамейском слово это
Слова от Бога там знакомы.

Евангелии все написаны
На древне-греческом письме!
Апостолы - святые истины
Тем языком писали все.

Аллах беседовал с пророком
Лишь на арабском, говорят.
Язык Корана тоже Бога...
А в Риме, там латинский свят.

Славянский древний - в церкви слышен,
Вся литургия, к Богу речь.
Молитвы, просьбы идут выше
И языков теперь не счесть.

Похоже, что закон Вселенной
Лишь с математикой знаком.
Её язык, язык нетленный
Кто его создал, как не Он?

Да, слово-словом… Наши гены
Другой язык, другой закон.
Решайте сами - что бесценно?
Какой язык, что создал Он?



ДОНОСЧИКИ БОГА

„Не верьте предсказателям, Богу самому интересно, чем всё это кончится“
—  Станислав Ежи Лец

О херувимах знаю мало -
Прелестны милы ангелочки,
Крылытых малышей навалом
У Рафаэля, как грибочков.

Они наушничают Богу
То, что подсмотрят и услышат.
Ведут с душою разговоры
И души все для них открыты.

Обманчив вид их миловидный -
Не за, а против вас копают.
Доверишься, потом обидно -
Ему доносы составляют.

Не путайте их с Купидоном
Или с Амуром, хоть похожи.
Кружатся больше возле трона,
А к людям в снах они лишь вхожи.

И это через них малюток
Он знает всё и видит много.
А их Агентству не до шуток -
Секретов ведь у всех нас много. 


БОГ ЛУЧШЕ ЗНАЛ

„Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?“
       —  Станислав Ежи Лец


Читал я Библию и тоже
И удивлялся, и грустил,
Что Богу яблоко дороже
Адама, а ведь первый сын!

Простить Адаму бы провинность,
Ведь он скрижалей не читал.
И мы бы с вами жили чинно
В раю. Но Бог нас лучше знал.

Бог знает всё. Ему сквозь время
Известны мысли и дела.
Он знал, какое создал племя,
А Ева повод лишь дала.

Он знал - мы недостойны рая,
Он знал - святыми нам не быть.
Ведь мы, его заветы зная,
Живём не так, как надо жить.


НАВЕРНО БОГУ ОДИНОКО

„Во что я верю? В Бога, если он есть.“
     —  Станислав Ежи Лец

Наверно Богу одиноко -
На небесах всегда один
Хоть наблюдает он в пол-ока
Что на Земле мы все творим. 

Проклятия слышит и молитвы,
И смех детей, и боль войны...
И запах гари после битвы
И звук гитары иль трубы.

Следит за нами с интересом,
Что там еще мы натворим,
Хоть знает наперед - с прогрессом
Мы ближе к пропасти летим.

Когда-то вмешивался часто
Ну а потом махнул рукой:
Все уговоры ведь напрасны -
Да ведь и сам Он не святой.

Он угрожал и даже спорил,
Когда Исход, когда Потоп...
Теперь от нас отрекся, что ли -
Не потому ль так одинок?


САВАОФ

„Когда у жреца болит желудок, не приноси богам трудно перевариваемых жертв.“
     —  Станислав Ежи Лец


У иудеев имя Бога
Нельзя произносить, писать,
Но почему на Саваофа
Есть ссылки, что не сосчитать?

В Завете Ветхом, как и в Новом
Две сотни раз есть Саваоф.
Создатель, воин там толковый
И с ним все ангелы полком. 

Из множества Его имён
С ним христиане все знакомы
Он смотрит строго с всех икон
Он - Саваоф и Он - Иегова.

Седым он старцем смотрит с них,
Хотя никто Его не видел.
«Подобие» ищут со страниц
Священной древней умной книги.

А было ведь запрещено
Его писать указом церкви!
Иисуса видели его
И всех апостолов до смерти.   

Седой, могучий исполин
Над алтарями и в картинах,
Он Саваоф, Он Зевс, О’дин...
Пусть имена... А Он единый. 

Саваоф — одно из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете) с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете — в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29).




ДОБРО ВО ВРЕД

„Бог — юморист: если не верите — посмотрите на себя в зеркало.“
        —  Станислав Ежи Лец


Христос сказал: "твори добро"
Добро сказал он - есть любовь.
Но знаем мы, что как назло
Любовь слепа, хоть бейся в кровь.

Родители любвеобильны,
Любовь так часто безответна -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная
Что вдруг медвежию услугу
Даем, и к худшему толкаем.

Так что ж он все ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну
Как плюс и минус непохожи.

Нет, я не верю в то, что зло,
Что как оно бы ни старалось,
Добром вернулось нам назло
В какой костюм ни наряжалось.
 
А может нету абсолюта
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то
Как, для чего оно пришло.

И категории те вечны,
А также очень человечны,
Но с точки зрения удава
Ему не надо юрис-права.



ЕСТЬ СУДЬБЫ

„Бог не ангел.“
    —  Станислав Ежи Лец

Есть судьбы за которых Богу
Вовек не вымолить прощений
И перед "избранным народом",
За кровь и слёзы поколений.

За тех, кто был сожжён живыми,
За стон расстрелянных детей,
За тех, закопанных в могиле,
Ещё дышащих матерей. 

Нет и не будет оправдания
Той всемогущей доброй силе,
Что безразличная к страданиям
К себе любви всегда просила.




ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

 Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
                Бенедикт Спиноза

И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке.  Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

А до того - безгрешны все,
Хоть и не все святы.
А, впрочем, что в одном грехе,
Когда их просто - тьмы?

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?


Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Католической Церкви о православной вере», 1723 года




ЯБЛОКО РАЗДОРА

„Настоящий человек состоит из вопросов, настоящий Бог состоял бы из ответов.“
    —  Станислав Ежи Лец


Простое яблоко, не более,
Но если б не было плода
Тогда вся древняя история
Совсем иначе бы пошла.

Не был Адам бы подкаблучник
И Евы дар не возжелал,
В раю им явно было лучше
Чем первый грех, какой скандал!

"Ищите женщину" известно
Она причина бед мужских,
Но Еву трудно не заметить,
И ей откажет только псих. 

И было "яблоко раздора”,
И спор богинь из-за него
Персей Елену выбрал споро,
А Троя стоила того?

Сам Будда получил прозрение
Под сенью яблони ветвей.
Буддисты все с благоговением
Так часто думают о ней.

И юный Ньютон не гадал,
Что сел в саду под Древом Знаний,
А плод на голову упал
И дал дорогу для познаний. 

Законы мира открывая,
Стал человек с богами равным.
Грех первородный забывая,
Себя везде считая правым. 

Не пало б яблоко Ньютона,
Иль промахнулся б Робин Гуд,
История шла бы по другому -
И яблоко виновно тут.

Мы все жалели Белоснежку,
Что соблазнилася на плод.
И Тьюринг выбрал тот же метод...
Эмблема "Apple" в честь его.

Писал Есенин вдохновенно
О “дыме с яблонь - не зову…"
Захаров пел проникновенно
"О яблонях, что все в цвету".

О райских яблоках Высоцкий
Нам пел, тогда такой живой...
И пели “яблочко” матросы
И шли на Зимний, на разбой…

История, былины, мифы,
Что с яблоком соедены
И даже партия, как скифы,
Такая есть. Увы. Увы...



СОЗНАНИЕ СМЕРТНОСТИ

Существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию.
               Аверроэс (Ибн Рушд)

Сознание смерти отличает
Нас от животных. И тогда
Вопрос “зачем здесь пребываем?”
Нас беспокоит иногда.

Зачем нам знания, богатство?;С собой “туда” ничто не взять.
Зачем союзы, кланы, братства?
Зачем нам разум дан понять?

Вопрос - причина всех религий,
Он философию создал,
О нём - священные все книги,
Ответ не каждый мудрец знал.

Ответ религии давали:
Поверь, смирись и покорись -
В Коран, в Евангелие, в скрижалях -
Душе улучшишь после жизнь.

Не возмущайся, будь покорным,
И “быть, не быть?” не вопрошай.
Уставам следуй, может вздорным,
На Свете Том получишь Рай.

Душе бессметной там отрада,
А ежели Аллах твой  бог,
То девственниц получишь стадо,
Так обещал их сам Пророк.

Но есть другой подход к задаче,
Ответ - зачем нам жизнь дана, -
Лишь разумом и не иначе
В нём философия сама.

Ответ в различных философиях
Различен и не совместим.
Эпикурейцы против стоиков,
Ответ даётся нам другим.

Хотя ответ ещё не найден,
Решает каждый для себя:
Зачем живёт? Быть первым, крайним?
Жить с пользой, или это - зря.



СТРАХ СМЕРТИ

Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек.
                —  Харари, Юваль Ной

Страх смерти создал все религии
Они решения предлагали -
Вот если жизнь прожить святыми,
То душу вечную спасали.

Вот - воскрешение в День Судный,
Свидание личное с Аллахом,
Нектар в раю с квартетом струнным,
Реинкарнацию падишахом. 

В обмен на эти обещания
Вы отдаёте жизнь сегодня.
Ошибся вдруг и все старания
Смываются, как в полноводье. 

Страх смерти - создал философию,
Она в ответ искала мысль -
Вопрос - зачем всё это создано?
В чём всей нашей жизни смысл.

Ответ логический давала,
И объясняла «почему».
На мистику не уповала,
И не ссылала всех к Нему. 

Нам стоики ответ давали,
Искал ответ и Эпикур.
Мы с вами циников все знали
Идеалистов всех культур.

И те, кто верит в высший разум,
И те, кто веру потерял,
Ответ искали, но ни разу
Ответа точного не дал.

Есть те, кого тот страх не точит.
Он ждёт свидания с Творцом.
Тех, кто ушли увидеть хочет,
И те, кому вся жизнь - дурдом

Вопрос один, ответов много.
Нам выбор дан так как же быть?
Религию выбрать себе, Бога
Иль философски подходить?



НЕСОВМЕСТИМЫЕ ТЕОРИИ

„В правилах хорошего тона предусмотрено все, даже как должен вести себя неверующий по отношению к Богу.“
     —  Станислав Ежи Лец


Несовместимые теории,
Две философские идеи.
О них без устали мы спорим,
Решения всё же не имеем.

Одна - мы рождены свободны
И дар нам дан от Бога свыше.
Себя улучшить - брешь заполнить
В познаниях и в морали ниши.

Себя улучшив, мы, тем самым,
Улучшим общество, где каждый
Свой вклад добавит и упрямо
Добавит знания однажды.

Свой след оставить надо лично
Строку, картину иль открытие.
Изобрести, что не обычно,
И этим обмануть небытие.

Вторая - мы частицы только
Того было и что будет.
И подчиниться общей воле,
Иначе - коллектив осудит.

Шагать в строю, его не портить
И петь со всеми ту же песню.
Полоть, ковать, валить и строить
Плечом к плечу со всеми вместе.

Не выставлять свои идеи,
А лучше слыть придурковатым,
Начальство к ним с большим доверием
Короче, пешкой быть, солдатом.

Коллективизм и индивидуум.
Не примирить, не быть в согласии.
Жить полной жизнью иль лишь видом
Жить без следа одним из братии.



ВЕРА

Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди.

Известно - вера помогает
И в исцелении, в беде.
Приятно знать, что бог лишь знает
И правит с мудростью извне.

Неведом путь нам и причины,
И цель туманна, не ясна,
Но Он то знает всё единый
И с нас ответственность снята.

Несёт тяжёлую нагрузку
И бремя всех решений груз,
А тем, кто верит, мыслит узко -
“Ему видней” - вот веры туз.

И безразлично в самом деле
Кому вы веру отдали.
Тревоги, мысли улетели -
Проблемы? Всё Его они.

А без волнений - здоровее
И жить приятно и легко.
Не важно, к Зевсу вам доверие,
Иль к Будде может привело.

Перун вам дорог иль в саванне
Стоит священный баобаб,
Иль вера есть к небесной манне...
Поможет вера. Это факт.




АНТРОПОМОРФИЗМ БОГОВ

"...Немногим избранным понятен
Язык поэтов и богов..."
        -  Евгений Абрамович Баратынский

Обожествляли человека
С древнейших давности времён,
И фараон, и царь ацтеков,
Вождь, дуче, фюрер… Кто силён.

Жрецы, шаманы, также папы
С богами были все “на ты”,
И, чем поближе час расплаты,
Тем ближе к ним вели стопы.

“Очеловечивание бога”, -
Что интересно мне теперь.
Кто первым сделал “недотрогу”
С характером простых людей?

Перенесение наших качеств,
Эмоций, чувств, как и страстей,
Привычек и смешных чудачеств -
Известно нам в истории всей.

Известны басни и былины,
Сказания, саги, мифы, сны -
Где нитью связаны единой
Весь мир вокруг нас, как и мы.

От поклонения камням,
И духам предков, из могилы,
И всем языческим богам -
Молились все, что было силы.

Но в первый раз на сцены суд
Богов представил нам как личности
Великий древний драматург -
Эсхил в трагедиях античности.

“Отцом трагедии” он был,
Он ввёл в трагедию Гомера.
Поэт был, музыку любил.
В его трагедиях, его эра.

Герой там жертвой Прометей,
Жестокий Зевс, как деспот выдан.
Нет демократии идей
И всё иначе, чем в Афинах.

Зачем Афинам драматург
Противоречащий устройтву?
Был изгнан и распущен слух:
“Бесчестный он”, знакомо свойство?

В уста богов вложил он стих,
О них трагедии представил.
“Очеловечивание” их -
На сцене - важное из правил.


Антропоморфизм — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, богов



ДЕМИУРГ

Идея мира созидания
Всех волновала и всегда.
Казалась выше понимания.
Считалась делом божества.

Имел он имя Демиурга -
Платон "создателя" так звал.
Пониже Зевса рангом служба,
Ремесленник, чтоб место знал.     (1)

Он лишь создатель неба, тверди.
Он инженер минувших дней.
Он не властитель жизни, смерти...
Но он - носитель всех Идей!

Он знал профессии до точки -
Гончар, кузнец иль ткач порой.
Для греков бог - властитель молний
И соблазнитель был герой. 

Так с Демиурга начиналось -
Не ценят часто, кто создал.
Они в тени. Они отсталость.
А впереди - кто продавал.

Политики и коммерсанты,
И президенты всех мастей...
За их спиной стоят таланты,
Те, кто создал.  Их роль скромней.


(1) В философский лексикон термин Демиург был введен древнегреческим философом Платоном (428 или 427—348 или 347 до н. э.), который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса.  По рангу он бог низшего уровня, чем олимпийцы.


ВЕЧНЫ ЛИ БОГИ?

„Все боги были бессмертными.“
       —  Станислав Ежи Лец


Мы для собаки живем вечно
Она щенком нас с детства видит,
"К ноге" узнала "фас" и "место",
Вошла в семью, где не обидят.

Недолог век собачьей жизни,
Один за семь, как говорится,
Печален взгляд ее последний
И с нашим встретится стремится.

Она считает нас богами
И мы в ее глазах бессмертны,
В ее языческом сознании
Она богам служила верно.

Что если в жизни ранних homo
Была подобная картина:
И были существа, что долго
Прожить могли в сравнении с ними?

По Библии в истории древней
Общался Бог с народом часто:
Иисус, Авраам и с Моисеем
С советом, помощью и карой.

Но вот уж два тысячелетия
Господь прервал общение с людом,
(Мы не считаем Магомета
Да и святых считать не будем).

Один философ знаменитый
Который звался Фридрих Ницше
Провозгласил без помпы лишней,
Что "умер Бог" и нас не слышит.

Кощунство это, я согласен,
Для тех, кто верит. Это правда.
Но для гипотезы идея
Приемлема, хоть неприятна.



ПОСЛЕДНИЙ УЖИН

«Звонари глохнут первыми».
          - Ежи Лец


Все в разных верили богов
И честно жертвы приносили...
Прошло ведь множество веков
До ночи той в Иерусалиме.

Пасхальный ужин при свечах
Проходит тайная вечеря,
В сердца закрадывается страх
Хоть в предсказания не верят.

Вокруг него ученики
Кто слепо шёл за ним и верил
Во всё, что он им говорил ,
Со страхом смотрят все на двери.

Пока всё можно изменить,
Но он печален. Тают свечи...
И знает он - ему не жить. 
Иная участь ему светит.

Последний ужин. Скудный стол.
А завтра всё будет иначе -
Будет допрос и приговор
И знает он, что это значит.

В провинции уже темно,
Последний день, последний ужин.
Ему не жить, но смерть его
Две тысячи лет примером служит.



В ОДНОМ КОТЛЕ

Проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль.
                - Артур Шопенгауэр


Религий много есть и разных,
Противоречий много в них,
Но лишь в одном они согласны:
Что Бог один, об этом стих. 

Да, Он один. Зовут иначе
Его в религиях других.
Вот интересную задачу
С той аксиомой разреши.

Католицизм и православие,
И протестанты красок всех,
И англикане, лютеране,
Для рая разный путь у тех.

Как жить по правилам господним
У христиан и мусульман -
Различий много, кто же всё же
В рай попадет, а кто и в ад.

Не говорю уж о евреях,
А ведь от них все началось...
Но не о том, кто есть правее,
У каждого своя есть ось.

Но если правы христиане,
То остальным гореть в аду
А вдруг Бог ближе к мусульманам..
Подумать страшно, как в бреду.

Теперь по нашей аксиоме
Бог есть один - один и рай,
Так что, тогда в одном нектаре
Всех праведников окунай?

Иль всем в одном котле вариться?
А может разные котлы?
Вот надо же, что может сниться...
Кто бы рассолу мне налил? 



ЧАСТИЦА БОГА ИЛИ ПОЛЕ ХИГГСА

„Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу.“
       —  Станислав Ежи Лец

Бозон Хиггса – это частица бога.
               - Леон Ледерман

В воздухе клубится, словно в чаше,
дух былых эпох, и поневоле
впитывают с детства души наши
это излучающее поле.
           - Игорь Губерман


Я помню, в юности далёкой,
В почёте физика была -
Частиц элементарных ноты
Играли музыку ума.

Их открывали каждый месяц
И даже фильм об этом был.
Важнее не было на свете
Понять тот странный микро-мир.

Одной известнейшей частицей
Стал Хиггса фирменный бозон
С названием, что не приснится -
“Частицей бога” назван он!

Во первых, что это - бозон?
Бозон - он переносчик вроде!
Обмен бозонами - закон
Взаимодействий всех в природе.

Все силы, гравитации кроме,
Тех переносчики имели.
Придумали и гравитоны,
Теоретической модели.

Без ним нам не понять, что “масса”?
“Инерция” и “гравитация”?
А “поле Хиггса” - это классно,
Всё на местах, на всё есть рация.

А это поле есть везде
И в нём частицы пребывают,
Как будто плывут в воде
Сопротивление принимают.

Ограничение движения,
Инерции эквивалентно.
Вот вам и массы проявление -
Мы “вязнем” в поле все, примерно.

Но на фотоны не влияют
Бозоны Хиггса, это точно.
Их масса ноль. Они не знают
Инерции.  Летят и точка.

Открыть бозоны было сложно,
Уж очень масса велика.
Прошло пол-века и, возможно,
Важней частицы нет пока.



Бозон Хиггса – это элементарная частица, которая была предсказана теоретически еще в 1964 году.

Бозон Хиггса был последней частицей, открытой в Стандартной Модели. Это критический компонент теории. Его открытие помогло подтвердить механизм того, как фундаментальные частицы приобретают массу.

Считается, что открытие бозона Хиггса в 2012 году – это величайшее открытие в мире элементарных частиц.

Хиггсовское поле устроено особым образом — у него вакуум ненулевой. Иными словами, состояние с наинизшей энергией хиггсовского поля — это когда всё пространство пронизано хиггсовским полем определенной силы, на фоне которого движутся остальные частицы. Колебания хиггсовского поля относительно этого «вакуумного среднего» — это хиггсовские бозоны, кванты хиггсовского поля.




ЭПИЛОГ

„О, если бы какой-нибудь бог сказал: «Верьте мне!», а не: «Верьте в меня!»“
       —  Станислав Ежи Лец

Для тех, кто верит в лучший мир,
И кто живет его надеждой,
Кто жизнь земную посвятил,
Чтоб веру принести невеждам.

Кто всем соблазнам сказал "нет",
Не пропускал дневных молений,
Не покривил душой и свет
Нес людям в час мирских волнений.

Кто не молчал, не предавал,
Кто правду говорил тиранам,
Кто золотом пренебрегал,
Любовь, добро неся по странам.

Ах, это я не к вам?
А кандидата вы встречали?
Я тоже их не видел сам.
Да, был один. Его распяли.