Сибирская Пушкиниана

Эльдар Ахадов
Жизнь изобретательнее самого изощренного человеческого ума и способна на такие выверты, какие нам, простым смертным, и во сне бы не могли присниться…
В начале 2022 года я завершил книгу исследований о Пушкине, и, поскольку в ней набралось немало информации, не слишком известной многим, кто интересуется великим поэтом и его временем, то назвал я свою книгу соответственно - "Неизвестный Пушкин". Некоторое время рукопись книги находилась в издательстве, затем, после изготовления макета и окончательной корректуры текста, "ушла" в типографию. Печать бумажного тиража и его почтовая отправка в мой адрес тоже заняла некоторое время. И оказалось так, что первый экземпляр книги пришел ко мне вместе с больничной передачей, которую принесли мне в городскую больницу, где я находился к тому моменту уже несколько дней.
Встреча автора со своей материализовавшейся книгой была в самом разгаре, когда в палату привели нового пациента, седенького худенького старичка в очочках и с интеллигентной бородушкой. Увлеченный своей только что полученной книгой "Неизвестный Пушкин", я, возможно, не обратил бы особого внимания на нового соседа по палате, если бы краем уха не расслышал его фамилию, произнесенную несколько раз сестрой-хозяйкой. Честно говоря, я подумал, что мне она просто померещилась из-за книги. Когда медицинская работница удалилась, я предложил соседу познакомиться, назвал себя и услышал в ответ скромный негромкий голос: "Пушкин. Александр". Представьте себе мое состояние: держу в руках книгу "Неизвестный Пушкин" и вижу перед собой совершенно неизвестного доселе, по крайней мере для меня, Александра Пушкина!!! Как такое могло случиться? До сих пор ума не приложу. Невольно вспомнились пушкинские строки:

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..."

Вот уж, действительно, случай – бог изобретатель, больше я ничем не в состоянии объяснить такое невероятное стечение обстоятельств: посреди Сибири-матушки, в которой Александр Сергеевич Пушкин вроде бы никогда не был: в маленькой больничной палате на трех человек в момент получения мной первого изданного экземпляра книги об Александре Пушкине рядом со мной возникает …Александр Пушкин! И это чистая правда. Причём, не просто однофамилец и тёзка поэта, но, как выяснилось позднее, вполне вероятно, что и его родственник! Наступала последняя декада апреля, в один из дней которой, а если конкретней, то 27 числа инженеру – геофизику, ныне уважаемому сибирскому пенсионеру Александру Дмитриевичу Пушкину исполнялось 75 лет. Естественно, что мой сосед по палате стал первым в мире обладателем только что вышедшей и доставленной автору книги "Неизвестный Пушкин". Внешнее сходство Александра Дмитриевича со старшим сыном поэта - Александром Александровичем Пушкиным, было настолько очевидно, что не заметить этого не смог бы никто!
Несколько слов об Александре Александровиче Пушкине (1833 – 1914). По решению императора Николая Первого Александр Александрович Пушкин после смерти своего гениального отца был так же, как его младший брат Григорий, направлен на учёбу в Пажеский корпус – самое престижное столичное военно-учебное заведение. После военного училища он поступил в Конный полк лейб-гвардии. Участвовал в Крымской (1853-1856) и Русско-турецкой (1877-1878) войнах, получил множество почётных наград – как российских, так и иностранных. В 1858 году Александр Пушкин женился на Софье Александровне Ланской – племяннице своего отчима, Петра Ланского. Для заключения брака молодым людям пришлось просить специального разрешения императора Александра II: церковь отказывалась их венчать, поскольку они считались родственниками (хотя и не кровными). В браке родилось 11 детей. Кроме сына Петра, скончавшегося в младенчестве, почти все дети Пушкина прожили относительно долгую жизнь. В 1875 году Софья Александровна скончалась. Через восемь лет после смерти первой супруги Александр Александрович женился во второй раз – на Марии Александровне Павловой. Во втором браке у Пушкина родилось ещё двое детей. К 1890 году он дослужился до чина генерал-лейтенанта. В 1891 году вышел в отставку с военной службы и стал заниматься развитием образования: с 1895 года заведовал учебной частью императорского мужского коммерческого училища в Москве, позже состоял в опекунских советах нескольких женских учебных заведений. Умер Александр Пушкин в 1914 году, в возрасте 81 года. Смерть сына поэта Пушкина наступила в день вступления России в войну с Германией.
Теперь – несколько слов о моём соседе по больничной палате образца апреля 2022 года. Отцом Александра Дмитриевича Пушкина, родившегося в 1947 году, был Дмитрий Петрович Пушкин, на момент рождения сына – житель Красноярского края, фронтовик. Из страницы книжки красноармейца Дмитрия Петровича Пушкина можно узнать о том, что он 1923 года рождения, что мать его – Пушкина Агафья Степановна, что проживал он до войны в Красноярском крае, что был признан годным к нестроевой службе и призван в армию из Саянского района, а родился - в Сасовском районе Рязанской области, и что ему, как бойцу Красной Армии, были выданы ботинки, обмотки, полушубок и валенки. Из учётной карточки рядового Дмитрия Пушкина уточняем, что родился он в 1923 году не в селе Сасово Сасовского района, а в деревне Рожково одноименного района той же Рязанской области и был призван в армию в 1942 году. Источник сведений – сайт «Память народа» — электронный банк документов периода Великой Отечественной войны, ЦАМО, картотека награждений, шкаф 71, ящик 25.
Кстати, причиной переселения семьи Пушкиных в Сибирь вполне могло быть желание избежать репрессий, проводимых ОГПУ в конце двадцатых годов (с рассекреченными "доносами" из специальной сводки ОГПУ (1928-30 гг.) интересующиеся могут ознакомиться пройдя по ссылке - https://www.ok.ru/sasovo.1/topic/65545927254226
По сведениям музейного комплекса "Дорога памяти" (Московская область, Одинцовский район, 55 км Минского шоссе, территория парка "Патриот") призван в армию Дмитрий Петрович Пушкин был Саянским РВК из Саянского района Красноярского края, служил в 799 артиллерийском полку 268-ой стрелковой дивизии Ленинградского фронта. То есть, Пушкин был артиллеристом. Из сведений того же музея: Пушкин был награждён медалью "За отвагу". Медаль "За отвагу" в Советском Союзе была учреждена для награждения за личное мужество и отвагу. Медаль являлась высшей боевой медальной наградой в СССР.
О связи Сасовского района Рязанской области с родом Пушкиных. После Смутного времени минуло уже более четырёх веков. Именно тогда, 400 лет назад, за служение в ополчении князей Пожарского и Трубецкого и за участие в "Московском осадном сидении" будущий стольник и воевода Иван Фёдорович Пушкин, по прозванию "Шиш", получил от царя Михаила Фёдоровича в вотчинное владение село Устье и деревню Истлеево (ныне Сасовского района Рязанской области). Деревня Истлеево изначально именовалась Дикое Поле (раньше это была "Украина", ибо за рекой Цной начиналось Дикое поле), а с середины 18 века в документах поселение стало именоваться Истлеевым. Версия, что название это происходит от того, что когда-то деревню сожгли и она "истлела" малоубедительна. скорее всего название происходит от татарского слова "исле" - "душистое": место, духмяное от запахов лугового разнотравья, а буковка "т" появилась в результате "обрусения". Числилась деревня по документам: "За Федором за Федоровым сыном Пушкина....Две трети деревни Диково поля, Ислеева тож на Суходоле…", далее в тех же местах "стольника Ивана Иванова сына Пушкина села Устья…", "за окольничим за Иваном Федоровичем Пушкиным в селе Устье в дни Истлеевой…", "Александра Петрова сына Пушкина 719г дворовые люди...(Л.32об.) оного ж помещика Александр Пушкина дворовые люди 722г ....крестьяне....(Л.35) итого за Александром Пушкиным 84 не в окладе 13". И так далее. Одним словом, предки поэта Пушкина (Александр Петров сын Пушкин – прадед поэта по отцу) владели множеством земель в Сасовском районе нынешней Рязанской области и, следовательно, вполне могли быть предками нашего красноярского Александра Дмитриевича Пушкина. По крайней мере, в совокупности все эти факты на случайность никак не похожи.
Во второй половине XVII века эти сасовские земли перешли по наследству к Ивану Ивановичу Пушкину, служившему царям Алексею Михайловичу и Петру I и удостоенному звания стольника. Иван Пушкин, за неимением прямых наследников, завещал в 1718 году свои рязанские владения троюродному брату Александру Петровичу Пушкину (1686-1725), прадеду поэта. Александр Петрович Пушкин служил сержантом лейб-гвардии Преображенского полка. Женился он на дочери адмирала Ивана Михайловича Головина, Евдокии Ивановне (1703-1725). В этом браке родились Лев Александрович (1723-1790) и Мария Александровна Пушкины (1725-1782). Они доводились автору "Евгения Онегина" дедом и двоюродной бабушкой. (источники – Рязанский информационный Форум http://www.rifinfo.ru/news/38303 а также сайт "История, культура и традиции Рязанского края" https://62info.ru/history/node/6176 ).
Рожково, откуда родом отец нашего красноярского Пушкина, находится в 23 километрах к северо-востоку от райцентра Сасово (по российским сельским меркам – это рядом), в километре от реки Мокша, на её левом крутом берегу. Истлеево – в 15 километрах к северу от райцентра Сасово. Село Устье – в 3,5 км от Истлеево к востоку. То есть, Рожково находится в пределах нескольких километров от владений Пушкиных. И случайное появление там фамилии "Пушкин" крайне сомнительно, что, с другой стороны, безусловно, может говорить о прямом родстве с родом поэта Пушкина, который, кстати, упоминал в мемуарах о своём прадеде Александре Петровиче, владельце рязанских сасовских земель, и о дедушке Льве Александровиче тоже. У Александра Петровича был брат Фёдор, который приезжал на его похороны, у Льва Александровича – брат, "любвеобильный" Василий Пушкин. Одним словом, род Пушкиных на Сасовской земле за минувшие триста лет пустил глубокие корни…
Следовательно, пушкинскому роду здесь, у нас, в центре Сибири, скоро исполнится сто лет!
Я читал стихи Пушкина в московском саду "Эрмитаж" в день его рождения в тот самый вечер, на который был приглашён директором театра на Таганке Ириной Апексимовой, читал его стихи с Великой Китайской стены, мои стихи публиковались в журнале имени Пушкина - "Александръ", я писал о нём книги, я подписывал и дарил Пушкину одну из них, и слышал слова благодарности в ответ. Пусть не от того самого, но всё-таки от Пушкина, от Александра! Я счастливый человек. Пушкин всегда со мной…
Что известно нам об упоминании Сибири Пушкиным? Естественно, первым вспоминается знаменитое "Во глубине сибирских руд", стихотворное послание поэта своим друзьям, сосланным в Сибирь участникам декабрьского восстания 1825 года:

"Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…"

Известно не менее двадцати трёх вариаций этого стихотворения, опубликованного лишь в 1856 году. Пушкин передал его декабристам вместе с посланием к Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный») через Муравьёву, отъезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года, а значит сами стихи были написаны поэтом в конце декабря 1826 или в начале января 1827-го. Хорошо известен также ответ на эти стихи декабриста Александра Ивановича Одоевского «Струн вещих пламенные звуки», особенно четверостишие:

"…Наш скорбный труд не пропадёт:
Из и;скры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберётся под святое знамя…"

На сайте "Континент Сибирь" 20 апреля 2015 года была опубликована странная статья https://ksonline.ru/163026/columns-226/ за подписью художника Александра Шурица, в которой сообщалось, что Пушкин в Сибири всё-таки был, и произошло это в июле – сентябре 1830 года по тайному поручению российского императора. Как известно, годом ранее, в 1829 Пушкин побывал в Турции, находясь на секретной службе, и создал об этом прозаический шедевр "Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года". Вот вкратце о чём сообщается в статье Шурица:
"Все знают, что Пушкин никогда не был в Сибири… Но были три странно загадочных месяца летом и в сентябре 1830 года.
Говорили о секретном указе императора, о загадочном исчезновении Пушкина из светской тусовки во второй половине июля, о странном затворничестве Натальи Николаевны.
Ходили слухи, что видели Александра Сергеевича со спутниками на станции, пока меняли лошадей, в семи верстах от Тюмени, а потом была странная история в Красноярске, где некая дама узнала Пушкина в господине маленького роста в черном боливаре и длинном пальто. Она попыталась кинуться к нему с воплем: "Дорогой Александр Сергеевич! Мы так рады…" — но дальше ничего не успела сказать, ее как-то ловко оттеснили два рослых гвардейца, и господин в черном пропал.
…в Забайкалье, у Петровского завода, уже не было ни праздных любопытных граждан, ни восторженных дам, ни детей, только офицеры, командированные чиновники, да поселяне азиатской наружности.
Итак, был ли Пушкин в Сибири? Был. 24 июня 1830 года по приказу Николая I Пушкин был вызван для строго секретной и конфиденциальной беседы во дворец. В гигантской Российской империи все было спокойно. Беспокойно было во Франции. Николай I просматривал секретные документы из Парижа о волнениях: назревали серьезные проблемы у Карла Бурбона. Император, зная о страстном желании Пушкина совершить дальний вояж в Париж, Лондон или Италию, предложил поэту маршрут дальнего путешествия, но в абсолютно противоположном направлении. Император предложил Пушкину отправиться в официальную командировку в Сибирь. Навестить друзей в ссылке, собрать письма и обращения…
Встречался ли Пушкин с Сергеем Волконским, бывшим генералом и руководителем тайного Южного общества? Волконский пережил амнистию 1856 года, пережил намного Пушкина, но не оставил ни строчки о внезапном и строго секретном визите поэта. Навещал ли Пушкин Михаила Бестужева в Нерчинске? Странно, но замечательный художник и блестящий акварелист, его брат Николай Бестужев, не оставил ни одного наброска портрета Пушкина, а может и рисовал, но уничтожил по совету одного из спутников поэта.
Известно, что до Акатуя, самой страшной сибирской каторги, Пушкин не доехал и так и не встретился с несчастным Михаилом Луниным. В селе Олонки под Иркутском Владимир Раевский шептал поэту: "Я потерял чины, звания, ордена, меня лишили наследственного имения…". Встречи с друзьями были краткими, под надзором, очень печальные. Несчастных каторжан можно понять — они безумно боялись нарушить условия секретности визита столичных гостей.
После возвращения в столицу Пушкин отчитался о командировке перед императором, но ни строчки не написал о сибирском вояже."
Печально то, что автор статьи Александр Шуриц так и не приводит ни одного документального доказательства своим утверждениям. Предполагать же, что поэт никаким образом не отразил в творчестве впечатлений от поездки, мягко говоря сложно.
С другой стороны – сентябрь и октябрь 1830 – это знаменитая Болдинская осень Пушкина. Судя по содержанию и тону письма Пушкина Наталье Гончаровой от 30 июля, по письму В.Ф. Вяземской от 4 августа, по его письмам Хитрово, Плетнёву и другим особам… ни в какую Сибирь Пушкин в это время не ездил. Я готов доверять любым даже самым смелым утверждениям, но... но только в том случае, когда они подтверждаются вескими доказательствами. В данном случае доказательства либо отсутствуют, либо не оглашены.
Замечу так же известный факт: упоминавшийся нами выше Александр Иванович Одоевский со временем вместо Сибири был переведён на Кавказ, где сблизился с сосланным из-за стихов о Пушкине молодым Михаилом Юрьевичем Лермонтовым
Исследования продолжаются.