Её услышать надо!

Эмилия Нечаева 2
Её не рассказать. Её услышать надо.
Война и смерть. Блокада Ленинграда.
Средь взрывов тысяч, тысяч бомб, снарядов
Взрыв музыки бессмертья Ленинграда      
По миру в небеса, пространство будит: 
«Жив Ленинград! И будет жить! Победа будет!»

О Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 2022 года в С-Петербурге(Ленинграде)здесь http://stihi.ru/rec.html?2022/08/10/2235


               ИЗ КНИГИ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ «ГОВОРИТ ЛЕНИНГРАД»

Наши оркестранты почти не играли зимой – не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым – «диафрагме не на что было опереться». Оркестр таял. Некоторые ушли в армию, другие умерли от голода. Трудно забыть мне серые, зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отёкший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра.
– Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти, – отчуждённым, внутренне отчаянным голосом диктовал он.
…………………
И вот 9 августа 1942 года после долгого запустения ярко, празднично озарился белоколонный зал Филармонии и до отказа наполнился ленинградцами. С фронта, откуда можно было придти или приехать на трамвае (они вновь стали ходить весной на наших улицах), с прифронтовых заводов подходили и подходили рабочие, сооружающих оружие обороны и наступления Ленинграда; архитекторы, уже проектирующие его возрождение; учителя, диктовавшие детям диктанты в бомбоубежищах; писатели и поэты, не складывавшие пера в самое лютое время недавно миновавшей зимы; солдаты, офицеры, советский и партийный актив города Ленина.
На сцену вышли музыканты. Огромная эстрада Филармонии была тесно заполнена – за пультами сидел сводный городской оркестр. Здесь было ядро его – музыканты радиокомитета артисты И. Ясинявский, потушивший первую «зажигалку» на крыше радиокомитета, начальник пожарного звена скрипач А. Прессер, музыканты А. Сафонов и Е. Шах, рывшие окопы близ Пулкова; здесь сидели музыканты в армейских гимнастёрках и флотских бушлатах – здесь сидели защитники Ленинграда, готовые, как и в предыдущие дни, в любое мгновение отдать жизнь за родной город, за Родину, за народ.
За дирижёрский пульт встал Карл Ильич Элиасберг,– он был во фраке, в самом настоящем фраке, как и полагается дирижёру, и фрак висел на нём, как на вешалке, – так исхудал он за зиму… Мгновение полной тишины, и вот – началась музыка. И мы с первых тактов узнали в ней себя и весь свой путь, всю уже тогда легендарную эпопею Ленинграда; и наступающую на нас страшную, беспощадную, враждебную силу, и наше вызывающее сопротивление ей, и нашу скорбь, и мечту о светлом мире, и нашу несомненную грядущую победу. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слёз, и мы не стыдились их… А нам, радиоработникам, сквозь изумительную эту музыку ещё всё время звучал и негромкий, спокойный и мудрый голос её создателя Дмитрия Шостаковича, доносящийся из сентября 1941года, когда враг рвался в город Ленина.
«Заверяю вас, товарищи, от имени всех ленинградцев, что мы непобедимы и всегда стоим на своём боевом посту…»
Да, уже сейчас это была Победа посреди войны»