Троя и её герои, цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Мы много взяли от Эллады,
В любой науке греков след -
От Одиссеи, Илиады,
Плюс Пифагор и Архимед. 

Евклида ценим, Птолемея,
Сократа чтим и, неспроста,
Платон внимал, благоговея,
Что скажут мудрые уста.   

Софокл, а также Еврипид
Слезу заставят течь из камня
По ним писали уйму книг,
Две тысячи лет в театрах ставят.

И в медицине знают все
О клятве древней Гиппократа.
А кто готовился к войне -
Знал Александра - был когда-то...

Ничто не ново под Луной -
Тираны, как и демократия
Герои Спарты все со мной
И олимпийцев мифов братия. 

От них констант всех имена
И философии разделы...
Такая в древности страна
Для нас раздвинула пределы.




ГОМЕР

Неважно, что Гомер был слеп.
А может, так и проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
Они вкусней на ощупь. 
             Римма Казакова,  “Гомер”


Нам не известно ничего
О нём, о жизни, о стремлениях.
Но в древних авторах его
Стихами - мысли пробуждение.

А жил он в “тёмные века”
Цивилизации Эллады.
Культура пала, и тогда
Забыли письменности клады.  (1)

Но, сохранилась сквозь века,
Да что века, тысячелетия
Его гекзаметра строка,
Герои, их страстей соцветия.

Его поэмы - грекам дар
Заветом Древним - иудеям.
И Библией - для христиан,
Значение не меньше, верим.

Другое время, страсти те же -
Не изменился человек.
Гомер все описал прилежно...
А ведь прошло три тысячи лет.

Наш внутренний и внешний мир
Были всегда в противоречии,
Хотя, эмоции внутри
Не изменились сквозь столетия.

Менялся строй, менялся век,
Рождались, гибли все империи.
Но оставался человек
С его душой, с его стремлением.

Понятна нам "любовь до гроба",
"Отцы детей не понимают",
И "быть, не-быть" вопрос не новый -
Мы и сейчас воспринимаем.

Тысячелетия промелькнули,
Но делаем грехи все те же.
Не изменились все мы в сути
И ошибаемся не реже.

Пусть технология "выше крыши",
Пусть демократия - "в расцвете".
Мы те же, как были и не выше;
Не важно где, в котором веке.


(1) Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., он характеризуется упадком культуры и утратой письменности.




ГЕРОИ ГОМЕРА

Какие темы поднял он!
Пласты какие личной жизни!
Каких характеров бутон,
На тысячи лет дал афоризмы. 

Считается - писатель тот,
Кто даст характер и героя.
Гомер нам дал примеров сто,
А может больше знала Троя.

Там есть Ахилл - богини сын.
Не знает жалости и в сердце
Бессмертной славой будет сыт,
Пусть путь крови оставит вместо.

Там есть другой герой. Его
Сомнения мучат перед боем.
Он знает долг. Лишь за него
Положит Гектор жизнь перед строем.

Там есть неверная жена.
Из-за Елены - заваруха.
Она красивей всех. Она -
Повинна в том, что тысячи трупов. 

Там есть жена, что верит в мужа
И десять лет ему верна.
Хоть в Греции мораль похуже,
Но Пенелопа есть одна.

Там есть прекрасные рабыни,
И спор суровый из-за них.
А помогают им богини
И боги тоже входят в стих. 

И там, где сила не поможет,
Простая хитрость помогла -
Конь деревянный - много может
Коль недостаточно ума. 

Младенцев там приносят в жертву,
Там жриц насилует солдат,
Старик отец приходит первым,
Чтоб тело сына взять назад. 

Там в путешествиях по морю
Циклопов встретим и сирен. 
О том читали все запоем
Три тысячи лет.  Он взял нас в плен.

Да были битвы из-за Трои,
Не не Елена там нужна,
К Босфору выход для торговли
Рабы оттуда и зерна. 

Предлог не важен. Важно - живы
Герои тех поэм в веках.
И жизни той былой картины -
Ахилл и Гектор, Телемах.



ПРИАМ

Трагедия старика отца,
Пришедшего за телом сына.
Гомер понять дал до конца,
Какая боль это и сила. 

Пусть стены крепости крепки,
Пусть десять лет осада длиться.
За сына младшего грехи
В ответе царство и столица.

Парис интригами богинь,
Стал жертвой «яблока раздора».
За женщину - в аду хоть сгинь…
Елена в Трое стала спором.

Случилось в мире так и ранее -
Ушла неверная жена!
И нет истории банальнее,
И не Каренина она,

Но есть идея для истории,
Есть Троя - лакомый кусок,
Стояла, кстати, на Босфоре, -
Ключ к всей торговле - вот урок.

Приам - по нашему он - “первый”
Когда-то он Геракла знал.
Теперь он старец, жизни верной
Конец трагический, финал.

Трагедия похуже Лира, -
Погибший сын, в рабынях дочь,
Когда-то Трои был кумиром,
Теперь не в силах ей помочь.

Честь, добродетель - не защита
Ни от меча, ни от копья.
Кровь Трои сквозь века пролита,
Она добыча для зверья.

Слепой Гомер всё видел это.
Слепой Гомер всё это знал!
Три тысячи лет ответят эхом
В сердцах, кто сердцем принимал.



КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней,
Но троянцы не поверили Кассандре,-
Троя, может быть, стояла б и поныне.             
         - В. Высоцкий


Она царевна гордой Трои -
Была кокеткой тех годов.
То Аполлону глазки строит,
То оттолкнёт, пусть из богов.

Пообещала наслаждение,
Попался Аполлон - простак.
Ей подарил дар видения,
И что случиться видеть знак.

Но страсть всегда туманит очи
И не предвидел Аполлон,
Что обмануть Кассандра хочет -
“Подарок есть, пойдите вон”.

Забрать подарок невозможно,
Добавить можно мелкий шрифт,
Чтоб все считали это ложью,
Неважно, что правдив язык.

Она предвестница несчастий;
Пророчица плохой судьбы.
Кому нужны такие страсти,
Мы ждём счастливые концы.

Она вещает гибель Трои,
Коварство греков, дар коня.
Обычно, правда беспокоит,
Не верит ей ни стар, ни млад.

Погибла Троя, как вещала,
И братья, и отец, и мать .
Добычей для солдата стала -
Не Аполлон, не отказать…


(1) Кассандра — в древнегреческой мифологии дочь последнего троянского царя Приама и его второй супруги Гекубы. Получила пророческий дар от влюбившегося в неё Аполлона, однако за то, что она, обманув, не ответила ему взаимностью, он сделал так, что предсказаниям Кассандры никто не верил. 

Трагическим пророчествам Кассандры не внимали, её осмеивали и принимали за безумную. 
Но предсказанное воплотилось в гибели её семьи и разрушении Трои.



ЯСНОВИДЦЫ

И ясновидцы бывают черновидцами.
         -  Станислав Ежи Лец

Судьба печальна ясновидцев,
Пророчествам никто не верит.
Пусть ночью истина им снится,
И пусть беда уже у двери.

Они безумны для “нормальных”,
Они блаженны или ведьмы.
Их загоняют в угол дальный
Или в костёр с согласия церкви.

Их предсказания не слышат
Мужи учёные и власти.
Родители их просят: “Тише…"
И обещают плеть иль сласти.

Они молчать не в состоянии -
Зло видят до его рождения.
Причинно-следственные связи
Им не нужны для вдохновения.

Ей видеть результат пророчеств
И разрушение милой Трои.
И слышать стон всех тех ничтожеств,
Что и слезы её не стоят.




ОДИССЕЙ

Итаки царь, умнее многих, -
Троянский Конь - его дитя.
В гекзаметрах Гомера строгих
В двух книгах он герой не зря.

Он отличился в “Илиаде”,
И в центре “Одиссеи” он.
Он жил умом, не славы ради,
Там, где ценился бронзы звон.

Он был хитёр и изворотлив,
Сизиф, по слухам, был отец.  (1)
Кто катит камень, знают боги
Начало есть, но где конец?   (2)

Женою Пенелопа стала, 
Спартанка, верная жена.
Его десятилетия ждала,
Хот забыть давно могла.

Обидел Посейдона как-то,
А тот на выдумки хитёр -
И Одиссея страшным актом
Эгейским волнам дал простор.

Там Одиссей в своих скитаниях
Увидел чуда наяву -
Циклопа страшное создание,
Сирен поющих песнь ему.

Он уходил от людоедов,
Спал с ведьмой, чарам уступив,
Вёл часто с мёртвыми беседы,
Судьбы своей узнав мотив.

Ушёл о Скилла и Харибды -   (3)
Морских чудовищ, без пощад.
Знал раны, шрамы и обиды,
И с Калипсо был связи рад.   (4)

Он десять лет стремился к дому,
Плюс десять лет, как шла война…
История шла бы по другому,
Но Пенелопа ведь ждала.

Ждала, хоть не было отбоя
От первоклассных женихов.
Их сто двенадцать было строем…
Но Одиссей - один на сто.

Он по Гомеру - умный очень,
“Многострадальный” он притом.
Вот “горя от ума” источник!
Все беды от ума потом.



(1) Согласно одной из версий выдающийся хитрец, коринфянин Сизиф, изнасиловал мать Одиссея Антиклею незадолго до её замужества и стал настоящим отцом Одиссея

(2) Сизиф —  строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

(3) Харибда — морское чудище  олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины
Скилла - морское чудище, представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо неё.

(4) Калипсо - прелестная нимфа острова Огигия, куда попал спасшийся Одиссей на обломке корабля, и с которой он провёл там семь лет.



АХИЛЛ

Любили греческие боги
Иметь со смертными детей;
Да, попадались “недотроги”,
Но богу отказать не смей.   (1)

Их дети - смертны, но - герои!
Простому греку - не чета.
Их силы больше, может, втрое,
Чем, скажем, льва или быка.

Родитель им всегда поможет,
Подсказкой, молнией, стрелой.
Герой - он подвиги умножит
Пусть полу-бог, но “в доску свой”

Геракла  подвиги мы знаем -
Внебрачный Зевса был сынок.
Ещё Ахилл нам узнаваем -
Кто победить его бы смог?    (2)

Отец пусть царь, но всё же смертный,
Но мать - богиня из морей,    (3)
Бизе был прав в “Кармен" наверно -
Богиня, бог ... Любовь сильней!   (4)

Ахилл - храбрейший из героев!
Гомер о нём писал взахлёб.
Он отличился в битве Трои
Для Александра - был он бог.

Он был учеником Хирона,
Кентавра мудрого тех лет.   (5)
Учил он боль терпеть без стона,
Не зазнаваться от побед. 

Мечом, копьём, стрелой и диском -
Никто сравниться не мог с ним
Как в рукопашном бою близком,
В фаланге был непобедим. 

Его лишь пятка уязвима -
Та “ахиллесова пята”,
Что мама защитить забыла,
Кода всё тело сберегла.     (6)

Но там где тонко, там и рвётся!
И место то нашла стрела. 
Не часто смертным удаётся
Стать божеством в глазах врага.


(1) От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием.

(2) Ахилл, или Ахиллес — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои.

(3) Ахилл был сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида

(4) Меня не любишь, но люблю я,
Так берегись любви моей!
Жорж Бизе, ”Кармен”

(5) Хирон был самым мудрым из всех кентавров. Он был учителем всех мифических героев, прославившихся своими подвигами.

(6) Мать Ахилла (Ахиллеса), Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилла.





ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

«Бойся данайцев дары приносящих»
               
Данайцев дар - троянский конь
Судьбу решил всей Трои.
Науку - “дар врага - не тронь”...
Не помним мы до боли.   
     - Гомер



Слова мудрейшего Гомера;
«Не доверяй врагам свои»
Служили б нам всем с правдой, верой...
Коль к сердцу приняли мы их.   (1)
 
Но мы наивны, как троянцы
И верим в ложные дары,
И в чувства, что не постоянны,
Как часть прижизненной игры.
 
Нам нужно верить и мы верим,
Хоть обжигались мы не раз,
Но относили все потери
Как «случай», как «в последний раз»...
 
Лаокоонт за это платит жизнью
Своей, как и своих детей        (2)
Я помню, что в другой отчизне:
«Плохого о врагах не смей!»
 
И перед самой той войной,
Потом Великою назвали,
Шли под арест и на убой,
Кто предсказание подтверждали.
 
Как много можно избежать
Когда к атаке подготовлен
И как за пактом понимать -
«Троянский Конь» вам приготовлен.  (3)
 

 
 
(1) В поэмах Гомера греки именовались или данайцами, или ахейцами. «Дары данайцев» – иносказательное выражение, означающее подарки, приносящие беды.
 
(2) Лаокоонт - Прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта
 
(3) За несколько месяцев до начала Второй Мировой Войны полководцы предупреждали Сталина о том, что Германия готовится к войне, тот полностью проигнорировал их предупреждения и, фактически, виновен в катастрофических потерях СССР в первые дни войны.