Клуб Почитатели книг Перерыв на обед Часть 1

Елена Котляревская
         КОЛОБОК

Вы, наверное, думаете, что вам давно известен текст этого произведения?
Отнюдь! Книга, с которой я хочу вас познакомить, имеет с русской народной сказкой только одинаковое название.
 И у неё есть автор. Это -Александр ГЕНИС.

 Мы ещё будем знакомиться с его творчеством в других Выпусках Почитателей книг. Но сейчас у нас

        ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД
        Приятного аппетита!

Итак: Александр Генис

        КОЛОБОК
( Кулинарное путешествие )

"Путешественника поражает обычное. Необычное повсеместно, обычное - национально и неповторимо."
            Честертон

        ОТКРЫВ РОТ

Большую часть своей истории человек был кочевником. Но и сейчас, когда мы достаточно остепенились, чтобы осесть на месте, нас часто охватывает атавистическая страсть к передвижению. Обычно её удовлетворяют туризмом.
 
    В это понятие каждый вкладывает сколько может, хочет и сколько получится. Один объезжает мир за 80 дней, другой 8 дней путешествует, не вставая с пляжной лежанки. Но кто, как и куда бы ни ездил, всегда ЕСТ в дороге.
 
    Дорожная еда совсем не похожа на домашнюю. Приключения духа и плоти неразделимы, даже когда они начинают крутым яйцом в станционном буфете. Дома мы едим, потому что хочется, в пути ещё и потому, что интересно. Транзит обостряет вкус. Для любознательного путника аппетит - могучее орудие познания.

Рассчитывая на него, я приглашаю читателя в путешествие по кухням разных краёв. От других путевых очерков эти записки будут отличаться тем, что в далёкие и близкие страны мы проникнем через их застольные традиции и пристрастия. Мы попробуем подслушать всё, что они могут нам выболтать. Ведь только кулинария умеет собрать все особенности национальной культуры за одним - обеденным - столом, чтобы поведать посторонним свою интимную историю.
 
    Я надеюсь, что такие путешествия откроют глаза  ( и рты ) на разнообразие мира, позволяя заново оценить его НЕПРИМЕТНОЕ богатство.

    Дело в том, что, входя в страну с парадного подъезда дворцов и музеев, мы узнаём её такой, какой ей хотелось бы нам показаться. Но служебный вход
( через базар и погреб ) ведёт нас в самое нутро культуры - в её чрево. Внутреннее - не важнее внешнего. Важно, что одно нельзя понять без другого.

    Я,  скажем, по-настоящему полюбил живопись малых голландцев, лишь отведав ту жемчужную селёдку "матиас", что так часто встречается на старых натюрмортах. И только распробовав
десяток сортов в специализированном - молочном! - баре, понял, почему на картинах амстердамских музеев коровы так похожи на египетских богинь.

    Оно и понятно. Чужая еда всегда осмысленна - уже потому, что непривычна. Ломая автоматизм восприятия, иностранный обед превращается в парад аттракционов. Появляясь на столе, как на арене, чужеземные блюда  представляют не только себя, но и породившие их историю с географией. Местную природу с локальной культурой кухня каждой страны связывает в гордиев узел, который нельзя разрубить, но можно разжевать - во всяком случае, попробовать.

    Честно говоря, я всегда считал, что лучше всего мы способны постичь именно съедобную часть мира.
 
__________
Продолжение кулинарного путешествия в следующей части Перерыва на обед ( в Клубе Почитатели книг )