Первое письмо Андрею Дементьеву

Ольга Нифонтова 2
Уважаемый Андрей Дмитриевич!
 
Я – давняя поклонница Вашего таланта, еще с юности, когда буквально до дыр зачитывала Ваш журнал с созвучным мне в ту пору  названием «Юность». Из Вашего журнала я впервые узнала об А. И. Солженицыне. Никогда не забуду, как в аудиторию вошел любимый нами преподаватель античной литературы Наум Лазаревич Лейдерман и посоветовал нам срочно взять журнал «Юность» и прочитать в нем повесть «Один день Ивана Денисовича», потому что, сказал он, возможно, скоро ее в читательском обращении не будет. Не могу точно сказать, сбылись ли его слова, так как за судьбой этой повести я в то время не следила, но саму повесть прочитала, и она на меня произвела впечатление, которое трудно выразить одним словом.  Но речь не о ней. 
Я благодарна Вам за Ваши «Виражи времени». В наше время, когда эфир и радио, и телевидения переполнен оголтелой рекламой, криминалом и вездесущей попсой даже на государственных каналах, эта передача, как глоток воздуха, особенно для нас, живущих в глубинке, где чаще всего, кроме центрального радио и государственных телеканалов ни смотреть, ни слушать нечего.
 Вообще, наша жизнь очень сильно отличается от московской, порой настолько, что, глядя иные телепередачи,  создается впечатление, что мы живем в разных странах. Иногда, слушая выступающих, ловишь себя на мысли, что мало, что понимаешь из сказанного, настолько эта речь замусорена иностранными, чаще всего английскими словами. Я не призываю возвращаться к мокроступам, если есть уже давно привычное всем слово «калоши», но, то пренебрежение к родному языку, которое сейчас повсюду не просто допускается, но и вводится в норму, не украшает, ни культуру, ни саму страну, претендующую на звание великой державы.
 А мы ведь действительно великая держава с великим народом и такой же великой культурой. Обидно, что в настоящее время оказались на задворках истории. На мой взгляд, это как раз потому и происходит, что мы утрачиваем самобытность и проявляем крайнее неуважение к собственной истории, и ее творцу – народу.
Это выражается даже в том, с какой недостойной суетливостью мы торопимся вычеркнуть из народной памяти все, связанное с советским периодом жизни нашего государства.  Так по крайне мере воспринималось объявление о состоявшемся на Красной площади параде в честь 69 годовщины парада, памятного 1941 года без упоминания того, что тот парад был посвящен 24 годовщине Великой октябрьской социалистической революции. И это невольно вызывало чувство неловкости и недоумения. Даже в самом названии – парад в честь парада, чувствуется какая-то недосказанность, если не сказать  больше – фальшь. Согласитесь, уважаемый Андрей Дмитриевич, что парад в честь парада, как-то мелковато звучит для такого события. К тому же ведь еще живы наши деды, которые отлично помнят, как шли по брусчатке Красной площади в свой последний, возможно смертный бой, за ту самую страну, День рождения которой они отмечали этим самым парадом.
Много споров ведется вокруг даты 7 ноября. Для кого-то это - День Великой Революции, для кого-то – День Переворота. Но согласитесь, уважаемый Андрей Дмитриевич, что событие это – величайшее не только в масштабе нашей страны, но и в масштабе мировой истории. Благодаря этому событию, на земном пространстве в одну шестую часть света, в кратчайшие сроки было построено совершенно новое общество, оказавшееся способным не только победить фашизм, но и стать становым хребтом для целого ряда государств, объединившихся в единый блок стран социализма, который уже одним своим существованием уравновешивал мир, спасая его от войн и кризисов.  Хорошо  или плохо  это отразилось на судьбах нашего народа и народов других стран, другой вопрос. Главное – это было!!! Это стало частью нашей истории, которая известна всему миру, и стыдится этого, повторюсь, просто недостойно для государства, претендующего на роль великой державы.
На этом фоне всякие переименования и переносы праздника с одной даты на другую выглядят, по меньшей мере, несолидно. Ведь о том, что «7 ноября – Красный день календаря» помнят старики многих стран мира. И, на мой взгляд, если уж говорить о подлинном примирении и согласии, символом которого и должен стать новый праздник, то разумнее было бы охватить обе даты и 4 и 7 ноября, примирив, условно говоря, и белых и красных. В противном случае мы наступаем на те же грабли: прежде попирали одни ценности, теперь - другие. Чем мы, нынешние, живущие в демократической России, лучше тех, советских?
Мы, наверное, одна из немногих стран, которая не знает своей истории. У нас, как в том анекдоте, то белые придут к власти, то красные. Как власть переменится, так меняется и история. В советское время мы плохо знали царей-батюшек, зато почитали руководителей партии и правительства. Теперь наоборот, скоро будем на зубок знать не только царей, но и Закон Божий! Вот когда же только по этому закону жить-то будем?! Когда перестанем из себе подобных кумиров творить?
Ведь заметьте, у нас в прошлом не осталось ни одного авторитета. При том же единовластии, выстроенном неудачной копией КПСС под названием «Единая Россия» у нас как были, так и остаются авторитетами даже не люди, а кресла, которые они занимают. Ушел человек с кресла – пропал его авторитет.  На свалку истории отправлены и «самый человечный человек» В. Ленин, и «отец народов» И. Сталин, и «дорогой Л. И. Брежнев» и по всем признакам вот-вот там окажется и первый Президент России Б. Н. Ельцин.
Советская власть низвергла царей, нынешняя демократическая поступает еще хуже: отвергает  все советское, включая заслуги самого народа. Как иначе воспринимать с одной стороны преклонение перед фронтовиками в День Победы,  а с другой попирание идеалов, которыми они жили и которые защищали. Неужели непонятно, что тем самым мы перечеркиваем их жизнь, полную самоотверженного труда и лишений, ставим в глазах внуков под сомнение их заслуги, убивая в душе молодежи всякую гордость за свое отечество. Так воспитать патриотизм невозможно! Стоит ли удивляться после этого, что в нашем городе 9 Мая  на митинге прозвучала  здравица в честь  российской армии. Да, собственно говоря, что можно ожидать от бутафорской трибуны, потому что у нас в провинции, вслед за Москвой, тоже перестали пользоваться настоящей трибуной, много лет назад построенной вкупе с памятником В. Ленину и соорудили рядом деревянные театральные подмостки.
 Поверьте, пожалуйста, нам живущим в маленьких российских городах и деревнях, которых остается все меньше,  благодаря в том числе, и совершенно  непродуманным преобразованиям в образовании, никуда от этого прошлого не деться. Ведь по вполне понятным причинам, человек перестает жалеть о потерянном, только тогда, когда эта утрата возмещается эквивалентом, а еще лучше с лихвой. Мы же пока только утрачиваем и утрачиваем. Живем, все хуже и хуже, а потому и оглядываемся бесконечно.
Что мы, простые люди получили от  демократических преобразований?  Свободу? А в чем она выражается?  Да теперь мы можем критиковать всех вплоть до президента. Вот президента-то, может, и можем! А ты, попробуй, покритикуй своего мастера цеха или директора школы?  За границу мы, по крайней мере, большинство из нас, как не ездило, так и не ездит. А смотреть, ту ничем не обузданную пошлость, жестокость и насилие, что без всякой цензуры вывалили на наши головы под видом свободы СМИ, не хочется. Поэтому не зря многие, особенно в глубинке, оглядываются на прошлое. Там не было  такой свободы, но зато была уверенность в завтрашнем дне и собственной значимости. Все эти движения новаторов и рационализаторов производства родились из чувства общей уверенности  за судьбу страны, которая худо-бедно, но была. Мы верили в КПСС, потому что действительно, даже в мелочах быта (тот же кран течет, а ЖЭК не ремонтирует) стоило написать жалобу в горком – и больше никуда ходить и писать было не надо. А теперь,  нам  приходится биться, как рыбе об лед и без толку. Может, потому у нас появилось столько брошенных стариков и детей?   
 Позволю себе один пример, опять-таки по образованию, потому что считаю – образование главной отраслью народного хозяйства. Главнее даже здравоохранения, армии и милиции.  Не хочу даже употреблять слово «полиция», потому что это переименование из той же оперы, что и другие, в том числе и переименование родных нам школ в непонятные образовательные учреждения, а исполкомов в чуждые нам администрации.  Но, вернусь к образованию, потому что все, само государство и его благополучие, зависит от того, как мы научим и воспитаем  человека.  А кто гарантирует мне то, что, даже сдав эти пресловутые тесты, мой ребенок  потянет программу  Московского  вуза? Даже, если я за все  дополнительные занятия буду платить, нет никакой гарантии, что мой ребенок получит качественные знания. Я хорошо знаю  школьную систему и с горечью могу Вам констатировать, что современная школа по сравнению со старой советской - деградировала. Я в свое время из деревни поступила в Свердловский пединститут, выдержав конкурс (5 человек на одно место) без всяких репетиторов, подготовительных курсов и взяток (мы таких слов даже не знали), а о коррупции и вообще понятия не имели, а теперь? Да, собственно говоря, об этом говорит уровень нашей поголовной безграмотности, спрятанной за непонятные  «аглицкие слова». Короче,
Мы перестали искренность ценить,
Ум, честь и совесть, где-то в гардеробе,
Подальше спрятаны, чтоб не мешали жить,
Цинизм нам прививается в утробе.

И мы живем, про божий суд забыв,
Считая бабки в собственном кармане,
Уходим, не познав, не долюбив,
Оправдывая холодность делами.

Назад нам оглянуться недосуг,
И даже страшно: вдруг там встретит взглядом
С обочины твой закадычный друг,
С которым ты сидел за партой рядом.

Мы – поколенье попранных идей,
Разбившихся и в пух и в прах мечтаний,
Нет ни авторитетов, ни вождей,
Мы в состоянии разлома и шатаний.

И где уж нам о будущем мечтать,
Встречать рассветы, провожать закаты,
Одним, дай бог бы бабки сосчитать,
Другим – дай бог, дожить бы до зарплаты.

Как близко к сердцу эта грань лежит!
Нас силой, по-живому, разделили,
Разрезали, чтоб хвори удалить,
А дать наркоз при этом, позабыли.

 Так и живем, на страх свой и на риск,
И памяти, и дум своих чураясь,
Один – на пиве скатываясь вниз,
Другой – на яхте, в Лондон отплывая.

Это стихотворение у меня получилось как-то само собой. Стихи вообще-то начала писать недавно. После выхода на пенсию, чтобы мозги не засохли. Раньше писала в основном публицистику, причем по долгу службы. Я всю жизнь проработала начальником сначала Детской комнаты милиции, потом Инспекции по делам несовершеннолетних. После отставки стала писать рассказы. Один «Сережкин арбуз» стал даже победителем в областном конкурсе, объявленном  уральским приложением моей любимой газеты «Аргументы и факты». Позволю себе занять Ваше внимание еще одной картинкой с натуры.
В коротенькой юбчонке,
На тонких каблуках,
С малиновою челкой
И дерзостью в глазах,
Стоит и голосует
Решимости полна,
И не интересует
Сейчас ее цена.
Какая уж тут гордость,
Девическая честь,
Когда ей просто хочется
Как следует поесть,
Не липких макаронов,
Приправленных тоской,
Которые ждут дома,
В подвале за пивной.
И сколько ей заплатят
Не главное теперь,
Пускай возьмут, прокатят,
Пускай будет мотель,
А в нем гуляш, котлета,
Для храбрости вино,
И с фильтром сигарета,
А там – не все ль равно
В машине иль в мотеле
На сладкое – постель,
Ее удел отныне –
Обочина, панель.
Стоит и голосует
Решимости полна,
Ах, девочка, мадонна,
Спаленная душа.

Ну и еще одно, бог, как говорится, любит троицу.

Мы прикованы к цепи по имени время,
На себя ее тянем, звено за звеном,
Мы бросаем под ноги пространство и бремя
Из побед и ошибок, встреч, разлук и имен.

В этой гонке любой из нас хочет быть первым,
Звание лидера манит к себе, как магнит,
Возбуждает, как секс, и щекочет нам нервы
Ускользающий вечно столь желанный магнит.

Нас, порою, судьба бьет жестоко, наотмашь,
Проверяет на прочность так, что только держись,
Мы шагаем, рискуя свалиться – и в пропасть,
Мы прикованы к цепи по имени жизнь.

Прошу прощения, если потратила на себя Ваше драгоценное (без преувеличения) время на чтение столь сумбурного письма. Слишком многое хочется сказать, выплеснуть.
 Поверьте, я не рассчитываю ни на Ваш ответ, ни на Ваше внимание. Просто мне хотелось поделиться  с кем-то, кто бы меня услышал, частью своих очень горьких мыслей. Если писать обо всем, что терзает душу, никакой бумаги не хватит, да и  не верится в то, что что-то может измениться. Те, от кого зависят эти изменения, народ слышать не хотят, а Вы, я уверена, не только услышите, но и, как мне кажется, во многом будете солидарны со мной и такими, как я; об этом, по крайней мере, говорит Ваш подбор собеседников. Ведь не зря говорится, что скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Буду рада, если Вам понравятся и мои вирши. Я из тех, кто, как говорится, заражен писательским зудом. Писал мой отец и тоже, что называется, в стол. 
С уважением, (Нифонтова О.)
Ноябрь. 2011.

ps.Это было первое письмо, которое  я рискнула написать Андрею Дмитриевичу. Написав его я не рассчитывала на получение ответа, но Андрей Дмитриевич мне ответил, и его ответ побудил меня написать ему второе письмо, после которого он  позвонил мне по телефону. Я бесконечно благодарна Андрею Дмитриевичу и за его письмо и, особенно, за телефонный звонок. И сегодня, слушая его передачу "Виражи времени", которую теперь ведет его супруга Анна Кугач-Дементьева, я с благодарностью вспоминаю  Андрея Дмитриевича и  будто вновь слышу его голос" Алло! Это Андрей Дементьев. Я звоню из Москвы..."