Форма и содержание, цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Не все, кто много говорит,
Вам много скажет для ума -
Пустой горшок сильней звенит,
В нём пустота видна до дна.
    - Софокл


Нам кажется нормальным то,
К чему привыкли, с чем родились.
Что окружает нас давно,
Чего, казалось, не отнимешь.

А появись в другой среде
И воспитание по иному,
Другие правила везде -
Мораль ты видишь по другому.

И жертва ты или палач
Легко представить все иначе,
Ползёшь или несёшься вскачь...
Так жизнь пошла - смеёшься, плачешь.

А мы себя - того, другого
Возненавидели б, наверно!
Поставили б клеймо и пробу
Другой привычке только верны.

В руках судьбы - мы глина только
Она нас лепит, формирует,
И после жизнью обжигает -
Горшком, фарфоровой статуей.



ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

"Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание”.    
- Академик Яков Зельдович.

;
Есть философские понятия
О содержании материи.
Запутать их - вот всё занятие
С учёным видом всех измерив.

Понятия эти все различны
В разделах разных философии,
И, часто, в нашей жизни личной
О них мы спорим, без теории.

Для Аристотеля была
Лишь форма - внутренним началом,
Как совершенство и она
Ему и Бога представляла.

Для Бэкона  - закон природы
И форма значили всё тоже.
Она там не считалась с модой
Мы изменить её не можем!

Для Канта форма - это мысль,
Пространства-время созерцание.
Читая - забываешь смысл
До помутнения сознания.

Для многих форма есть контраст,
Противоположность содержанию.
Вот здесь есть про блондинок пласт -
Для анекдотов, для познания.

По мне эпиграф наверху
Даёт ответ всей философии!
Сказать я лучше не могу,
И лучше не нашел в истории.




НЕТ СОДЕРЖАНИЯ БЕЗ ФОРМЫ

Болит, свербит моя душа,
сменяя страсти воздержанием:
невинность формой хороша,
а грех прекрасен содержанием.
      -  Игорь Губерман



Нет содержания без формы,
Пусть не всегда приятна глазу.
Бывает форма для проформы,,
Но это не заметишь сразу.

И потому встречают нас
Лишь по одёжке, все мы знаем.
Ум - он не виден напоказ
И многими не понимаем. 

Знакомо «Горе от ума»
Везде, где ценится лишь форма.
Пустышкам хороша пора -
И заполняют всё проворно. 



ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ

Собрание полных сочинений
Было составлено потом,
И “Метафизика” значение -
“То, что за физикой есть том”. (1)

То есть, значение не конкретно,
Но смысл вошёл в домашний быт.
Теперь я слышу повсеместно
Не в курсе кто, но кто привык.

А Аристотель спорил чётко
С своим учителем тогда
Речь об “идеях" шла и только -
Природа их?  Что есть она?

Платон считал что у “идеи”
Своя есть сущность, как и жизнь.
Они реальны.  Он в них верил.
И мы из них черпаем мысль.

В них идеал к чему стремиться
И для людей, и для вещей.
Есть мир идей.  Ему не сбыться,
Лишь идеал всего важней.

У Аристотеля “идея” -
Лишь форма - не живёт сама,
А только вылившись в материи -
Так проявляется она.

Итак, идея - это форма
Статуи, плуга иль горшка...
И идеальная, как норма,
Как вкус с рекламы пирожка,

Ещё в трактате есть “движение”,
К нему особый интерес:
Он вечный, непрерывный с мнением,
Что кто-то начал тот прогресс.

Мышление для него - “движение”
С началом точным от Него!
Вот “Метафизики” сомнения
Великих греков, до того.


(1) Само название «Метафизика» никак не связано с сущностью данного раздела философии Аристотеля. При составлении собрания его трудов вышеупомянутый трактат был случайно поставлен после сочинений Аристотеля о естествознании – и слово «метафизика» буквально означает просто «трактат, следующий за отделом о физике».



ФОРМА ПОЛИГАМИИ

Нет магии древнее в мире,
Чем всем известный талисман.
Их первобытные носили -
Медведь дал клык или кабан.

Они удачу приносили
Им отводили много бед.
И кто носил их - возносили,
Числом заслуженных побед.

Стрела ”счастливой” там считалась,
Что чаще попадала в цель.
А это чувство ведь осталось
С тех пор у нас в душе, поверь.

Есть ожерелья и браслеты,
Что служат талисманом все.
Татуировки с целью этой,
Кому сойдёт нательный крест.

Идея тотема индейцев
Единства племени всего
С животным - членом их семейства
И покровителем богов.

А ожерелья из монет
Известны были всем народам,
Цыганский символ, амулет -
Монисты - ведь не только мода.

Кораллы служат той же цели,
И службу служит и янтарь.
Монисты лучше все звенели
В фламинго, тарантеллу встарь.

Звук отгонял всех тёмных духов
И колокольчик потому,
Включался в ожерелье слухом,
Был талисманом по всему.

При многомужестве в Тибете  (1)
Число в монисте тех монет
Любовников числом отмечен -
Вот вам прекрасный амулет. (2)

Чем популярнее девица,
Тем больше шансов есть у ней
На множестве мужей жениться,
Нет - выйти замуж, за мужей.



(1) Многомужество - редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.  Популярна в Тибете

(2) Многие тибетки носят ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от ее любовника. Если монет в ожерелье мало — это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин и шансы выйти замуж у нее очень незначительные.
Роман с иностранцем ценится превыше всего и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться братья сразу из нескольких семей.



УЧЁНЫЕ СТАТЬИ

Господа образованность свою показать хочут и потому говорят про непонятное.
                А. П. Чехов. «Свадьба»

Простота — вот самая большая мудрость.
               Петр Капица

Статьи учёных - для чего?
Во-первых это - диссертации,
Совет учёных, и его -
“Руководителя” овации.

Статьи в научные журналы,
Как публикации зачёт.
Академически всё прямо -
Там сносок рота, формул взвод.

И потому эти статьи
На смертных нагоняют скуку.
Читать их трудно; так, скользить
Для глаз и для ума лишь мука.

Считалось, раз не понимаешь,
То недостаточно умён.
Каких-то там основ не знаешь…
А автор, тот гляди, силён!

Всё это форма для парада.
Любой предмет имеет суть.
Её-то объяснять и надо,
Чтоб даже школьник мог смекнуть.

А я стараюсь, как могу,
Подать для лириков науку,
Очистив чью-то шелуху,
И в рифме дать, приятной слуху.




УНИФОРМА

Безлики люди в униформе
Их лица стёрты, имена
Есть те, которые лишь строем,
Ведь в массе личность не важна.

Не ви'дна личность за ливреей -
Там должность первая идёт
И полицейской форме верят,
А может быть - наоборот.

У заключённых одна форма,
У школьников, у медсестёр...
Так обобщаются проворно
Кто глуп, а также кто умён.

Ах, не судите по одёжке
Судите лучше по делам -
Ведь разные у всех дорожки!
Не верьте также и словам.

Слова похожие у многих,
По ним нельзя порой судить
Их обещания грош не стоят -
Лишь униформа, чтоб прикрыть.



КРИТИКА ФОРМЫ

Легче найти ошибку, чем истину.
     -  Иоганн Вольфганг Гёте

Для тех, кто ищет в рифме сбои,
И упущение запятых,
Их результат немного стоит
Чем то, что вложено в тот стих.

Есть техника стихосложения;
Как форма, спору нет. важна!
Но есть и смысл стихотворения
И это есть его душа!

Как часто форму критикуем,
но забываем о душе.
Понять мы душу не рискуем -
Эпиграф объяснил уже.



ЭПИЛОГ

Слова сплетаются в косички,
Ажурно вяжется строка,
Строфа к строфе, и рифма в ритме -
Вот вам и форма для стиха.

В стихах идеи вижу реже,
Чем рифм прелестный переплёт,
И, несмотря на стёжки, всё же,
Не вижу мысли поворот.

Я грешен сам, но я пытаюсь
И мысль вложить, и передать,
А форма - просто заставляет
Всё кратко, сжато рассказать.


;